Дети до тех лет
Я начинаю трудиться вместе с мамой и папой
В силу своей активности, интереса к действиям взрослых (они для малыша имеют неодолимую притягательную силу) ваш кроха лезет во все, что делают мама, папа, бабушка. От того, как вы отнесетесь к этому явлению, зависит его будущее отношение к вам, к вашим делам, к своим обязанностям, которые появятся у него в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Можно, конечно, сделать все домашние дела, пока он спит или гуляет с кем-либо из других членов семьи. Можно поддаться первому желанию и отстранить ребенка: Не мешай... Иди играй! То и другое говорит только об одном: взрослые недооценивают участие ребенка (пусть элементарное, неумелое) в домашних делах и заведомо исключают одно из сильнейших средств положительного воздействия на малыша. В результате через какое-то время (уже в три года самое раннее, а в 5 лет наверняка) на вашу просьбу что-то сделать ребенок ответит: Не хочу! Не буду! А сейчас он все хочет! И надо воспользоваться этим благоприятным периодом. Какие же дела может выполнять ребенок второго-третьего года жизни?
Уже в 1 год 6 месяцев ребенок может принести ложку на стол. Давайте их по одной: Папе ложку, маме ложку, бабушке ложку, пусть он многократно ходит к столу: вам не мешает, и за это время вы спокойно сделаете все остальное. Вы моете посуду, а ребенок может сполоснуть вымытые ложки. Или можно предложить ему мыть кукольную посуду. Пусть наблюдает за вашими действиями. Называйте их: Вымоем чашку, чашка будет чистая. Маша из нее опять молоко будет пить и т. д. Вы стираете? Покажите ребенку, как вы закладываете в машину вещи (Для Маши мама выстирает...). Если стираете что-то вручную, налейте ребенку в маленький тазик теплой воды, дайте маленькую вещичку, пусть стирает. Только не давайте стирального порошка — он может вызвать аллергию, предложите мыло.
Постепенно диапазон действий ребенка становится значительно шире: он может не только смотреть, как, например, вы поливаете комнатные растения, но и полить их сам, если вы подадите ему лейку с нужным количеством воды; класть на стол не только ложки, но и другие предметы сервировки и т. п. Вы делаете уборку в квартире, и ребенку хочется что-то сделать. Дайте ему возможность в этом участвовать: протереть стул, кукольную мебель. Или вместе с вами пусть протирает стол, стулья. Мешает? Терпите, отнеситесь с юмором к его действиям, только не отстраняйте.
У вас есть огород, где вы выращиваете овощи, цветы. Малыш может поливать растения из маленькой леечки, носить маленькими ведерками воду. Ребенок 2—3 лет может нести соответственно 0,5—0,8 кг в каждой руке. Проследите, чтобы ваш малыш нес воду (песок, землю) не в одной руке, а в обеих, во избежание искривления позвоночника. Ребенок может достаточно успешно сгребать снег с дорожки, ступенек крыльца маленькой лопаткой. Проанализируйте все ваши дела с позиции возможного участия в них ребенка, и вы обнаружите, что в каждом из них есть место вашему малышу. Исследования показывают, что мамы больше, чем папы, привлекают малыша к своей, женской, домашней работе (приготовление пищи, уборка, стирка). Общаясь с крохой на деловой основе, мама оказывает сильное влияние на его отношение к себе и повседневным трудовым процессам, без которых невозможна жизнь человека. Но в семье всегда найдется поле для совместной деятельности с ребенком и для папы: закапал водопроводный кран, заскрипела дверь, расшатался стул, потребовалась полочка для кухни и т. д. Весьма относительна будет помощь малыша в этих делах (подержал баночку с клеем, с гвоздиками; принес или подержал дощечку; подстелил газету и т. п.), но важнее всего то, что увеличивается длительность и нравственно-эмоциональная насыщенность его общения с папой. Посмотрите на личико своего крохи, когда он вам помогает. Сколько в нем в это время значительности: Я большой! Я помогаю! Если малыш постоянно видит помощь папы маме, воспитательный эффект возрастает. Привлекая малыша к участию в женской работе, поощряя его рыцарство в маленьких семейных заботах и ситуациях, (Пойдем поможем маме накрыть на стол, Давай пропылесосим ковер, помоем посуду и т. п.), папа поднимает свой авторитет в глазах ребенка, способствует улучшению микроклимата в семье, что обязательно положительно скажется на результатах воспитания. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше увидел, что предметы создаются руками людей. В этом большую роль сыграют поделки, изготовленные вами для малыша и вместе с ним. Появление игрушки почти из ничего (из бумаги, шнура, пробок, пенопласта, баночек, косточек от фруктов, желудей, скорлупы грецкого ореха и т. п.) воспринимается ребенком как необыкновенное превращение, вызывает восторг, будит фантазию. Наблюдая, как вы делаете игрушку, он, конечно же, будет задавать вопросы, высказывать свои догадки о том, что бы это могло быть. Даже если он молча будет следить за вашими действиями, подержит какую-то деталь, а затем получит подарок, все равно это полезно для его развития. Дети любят получать подарки, и подарок, сделанный специально для ребенка, несказанно дорог ему. Малыш испытывает к нему (а значит, и к вам) особые чувства и особенно бережет.
Что же могут делать для ребенка и вместе с ним мама и папа? Девочки любят украшать себя. Сделайте вашей дочке простые украшения: бусы, сережки, кольца, браслеты, нанизав на толстую нить или мягкую проволоку в цветной пластиковой изоляции один или несколько (в зависимости от поделки) рядов желудей или ягод рябины (осенью), крупных пуговиц (зимой). Эти же украшения можно сделать из цветной бумаги, использованных открыток, фантиков от конфет, оберток от печенья, вафель, шоколада и т. п. Нарежьте их высокими остроугольными треугольниками, скатайте треугольники (начиная с короткой стороны к острому углу) в трубочки и нанижите на нитку или проволоку. В таких украшениях ваша дочка будет с удовольствием красоваться сама, надевать их на своих кукол. Малышам нужны плавающие игрушки. И мальчики и девочки любят пускать кораблики, лодочки. Сделать их можно из половинки скорлупы грецкого ореха, а мачту с парусом — из палочки и бумаги, соединив их кусочком пластилина или склеив клеем. Лодочки можно сделать и из кусочков пенопласта, пробки. Из пенопласта вырезать корпус соответствующей формы, а пробку разрезать вдоль, на плоскость прикрепить любую мелкую фигурку, и кораблик готов. Налейте в таз воды, пусть ребенок пускает лодочки. Играя, он познает свойства воды. Дайте ему еще несколько предметов: допустим, маленький резиновый или пластмассовый мяч, пластмассовых рыбок, уточек, а вместе с ними и бумажный кораблик (лодочку), а также какие-нибудь тонущие предметы (камешек, металлическую ложку и т. п.). Играя в воде с этими предметами, ребенок обнаружит их разные свойства: одни из них тонут, •другие нет, бумага размокает. А бумажные самолетики, стрелы, вертушки можно сделать прямо на прогулке. Играя с ними, ребенок двигается, наблюдает, как они летают в воздухе, крутятся от ветра. Дети любят гремящие игрушки. Их очень просто сделать. Возьмите пластмассовый пузырек из-под шампуня, лосьона или металлическую банку из-под пива, чая и т. п. (только не стеклянную!), насыпьте туда фасоли, горошин, желудей, мелких камешков (что у вас под рукой), в горлышке хорошо закрепите палочку, за которую ребенок будет держать шумелку. Игрушка готова! Кстати ее можно использовать и как барабанчик, бубен, зовущий к сборам на прогулку, к уборке игрушек. Если сделать несколько таких погремушек из разных материалов, то можно будет заметить, что они издают разные звуки. Побуждая ребенка прислушиваться к ним, вы будете развивать у него остроту слуха. Богатые возможности для пробуждения детской фантазии предоставляет различный природный материал: еловые и сосновые шишки, желуди, семена деревьев. Соединив их с другими материалами, например с пластилином, палочками, бумагой, можно получить забавные игрушки, которые ребенок будет с удовольствием использовать в своей игре наряду с готовыми игрушками из магазина. Дети любят рвать, мять, разрезать бумагу. Можно удовлетворить это желание, направив действие в полезное русло, и сделать весьма привлекательные картинки. Для этого разорванную или разрезанную на мелкие кусочки бумагу приклеивают в контуре нарисованного предмета (мозаичная аппликация), а затем подклеивают выразительные детали. Если поместить картину в рамочку, получится оригинальный эстамп. Разорванную бумагу можно смять в комочки (для этого лучше взять гофрированную или салфеточную цветную бумагу) и тоже приклеить на плоскость нарисованного предмета. На глазах ребенка рождается картина. Для него это чудо. И он связывает его с вами: мама (папа) все умеет, все может! Ребенок рвет бумагу, сминает ее в комочки, и это очень полезно для развития мелкой моторики пальцев рук. В свою очередь развитие этих движений способствует (это доказано учеными-физиологами) развитию речи, а также готовит руку ребенка к орудийным действиям. Мы уже говорили, что овладение специфическими действиями с предметами, материалом, инструментами, орудиями труда в раннем детстве происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, показать приемы их использования. Поэтому, привлекая малыша к различным действиям в совместных делах, уже с двух, двух с половиной лет активно влияйте на формирование у него некоторых простых навыков. Простые, по мнению взрослых, действия с бумагой, например, представляют для малыша 2—3 лет значительные трудности, ведь движения его рук еще очень нескоордннированны. Обратите внимание: чтобы смять комочек, ребенок держит бумагу в пальцах одной руки, а другой сдавливает ее, то есть работает одна рука. Значительно продуктивнее это действие (сминание) выполнять пальцами обеих рук, поворачивая и сдавливая бумагу с разных сторон. Вот именно на это и обратите внимание малыша, пусть действует пальчиками обеих рук. Многие мамы боятся доверить малышу ножницы. Из предосторожности дайте ему маленькие ножницы с тупыми концами. Пусть он под вашим непосредственным контролем отрезает от полоски бумаги (одним движением ножниц) маленькие кусочки. Вы на глазах у малыша используете их, создавая картинку (аппликацию). Ребенок понимает, что он делает что-то нужное (кусочек бумажки пригодился), и одновременно упражняется в определенном орудийном действии, что существенно расширяет возможности детей в дальнейшем. Учите малыша владеть рукой с орудием, пусть это будет на первых порах всего лишь тряпка; движение руки должно стать последовательным и плавным, а не хаотичным и импульсивным, каким вы его увидите поначалу. Например, при вытирании различных поверхностей учите ребенка планомерному движению рукой с расправленной тряпочкой сначала по периметру вытираемой поверхности, а потом слева направо и обратно поступательными движениями по оставшейся поверхности; протирая кукольные блюдца и чашки, малыш учится делать рукой круговые движения; поливая растения — ставить носик лейки на край горшка, постепенно наклоняя лейку и,т. д.
Используйте совместное действие, то есть возьмите руку ребенка в свою и проделывайте нужные движения: пусть ребенок почувствует рисунок движения, чтобы потом более успешно повторить его самому. Обозначьте движение руки каким-нибудь образным выражением. Например, вытирая круглое блюдце круговыми движениями, приговаривайте: Закружилась, закружилась Машеньки-на ручка... Движению тем самым придается игровой характер, что делает его привлекательным для малыша, и он стремится его повторить. Скажите ребенку, что он похож на своего папу — такой же сильный: взял снег на лопатку и отбросил в сторону, чтобы дорожка была чистая. И вы увидите, как преображаются ребенок и его действия: он уже не просто ковыряет снег, а действительно старается взять его на лопатку и отбросить в сторону (как папа). Результат невелик, но ценность его в том, что ребенок, подражая взрослому, приспосабливает руку к орудию, учитывает его особенности: у лопатки есть совок, на который нужно взять снег, а для этого следует определенным образом держать лопатку. Не забывайте похвалить малыша за выполненное действие, подчеркнув значимость его для вас, для конечного результата. Например: Вот какой Вовочка молодец, папе коробочку с гвоздиками принес. Котик не принес, нет у него ручек, а Вовочка принес. Сейчас вешалку прибьем. Итак, приобщая малыша к разным трудовым процессам, выполняемым взрослыми, вы активно влияете на становление его действий с предметами, орудиями труда. Это будет необходимо ребенку в будущей продуктивной деятельности. Вы также способствуете активному познанию свойств различных предметов быта, орудий труда. Например, помогая при сервировке стола, ребенок узнает, что для еды нужны разные виды посуды и что все они имеют разные свойства: тарелка, например, бывает большая и маленькая глубокая и мелкая и т. п. Или, действуя с бумагой, ребенок обнаруживает, что она мнется, рвется, разрезается. А если вы предложите малышу разную бумагу, то обратите его внимание, что она бывает гладкая и шероховатая, разного цвета, разной толщины и т. д. Обогащение сенсорного опыта (восприятие разных свойств и качеств) поможет в дальнейшем ребенку ориентироваться в использовании предметов соответственно заданному условию. Например, ложек нужно столько, сколько человек сядет за стол; глубокая тарелка — для первого блюда, мелкая — для второго; книжку с красной обложкой лучше подклеить красной бумагой и т. д.
Итак, приобщая ребенка к совместной деятельности, вы уже готовите его к будущему систематическому участию в доступном для него труде:
—- малыш овладевает некоторыми орудийными действиями (использует орудия в соответствии с их функциональным назначением) и относительно самостоятельно выполняет эти действия;
— проявляет ярко выраженную готовность соучаствовать в трудовых процессах взрослого;
— на наглядно-эмоциональном уровне воспринимает и понимает полезность своих действий.
Но не только этим исчерпывается значимость совместных с ребенком дел.
Каждый, наверное, помнит такие общие дела, как предпраздничная уборка квартиры или весенние работы в саду, когда все дружно, с шутками помогают друг другу, охваченные общим радостным возбуждением. И работа спорится, и наглядно проявляется тот самый принцип взаимодополнения, который каждому помогает осознать свое место. Так вот, элементарное участие в делах взрослых вызывает у ребенка подобные чувства. Доказано, что благодаря совместной деятельности со взрослым уже в два года ребенок начинает осознавать себя членом семейного коллектива и свой вклад в общие дела семьи. Участие в делах взрослых формирует у малыша чувство связанности с мамой н папой, позицию Я их помощник. В дальнейшем это станет одним из мотивов его активного участия, содействия в делах взрослых и не позволит избегать или оставаться сторонним наблюдателем их деятельности, так как это будет вызывать у него эмоциональный, психологический дискомфорт. Таким образом вы закладываете основы дальнейшего становления трудовой деятельности ребенка и его развития в ней.