Дети до тех лет
Я с удовольствием играю
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь — играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра — это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объемнее и важнее. Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придумало столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей, машин, агрегатов, люди столько всего узнали и открыли, а отношения между ними так усложнились, что осваивать это становится все сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется все больше времени на присвоение опыта человечества. Представляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!
Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Может слетать к звездам, опуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову... Только понарошку, — возразите вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают воображение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки). И не понарошку, а по-настоящему малыш переживает события, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли мама, внимательный ли врач, вежливый ли продавец. Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребенка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить. Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.
А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.
Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.
Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Понимая и чувствуя игру ребенка, он вовремя может подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за него того, с чем малыш справляется сам. Вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребенка, ограничивающие его активность. Взрослому не следует злоупотреблять готовыми образцами решения, полезнее вызвать ребенка на самостоятельное придумывание содержания игры и способов выполнения роли. Ведь хозяином положения в игре всегда должен быть ваш малыш. Но прежде чем в игре появятся роли (мамы, врача и т. д.), она должна пройти достаточно сложный путь развития. Первые этапы — это ознакомительная и отобразительная игра. На первом, ознакомительном этапе действия с игрушками носят манипулятивный характер: ребенок действует с ними так, как позволяют ему его неумелые ручки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается, изменяется ее окраска и др.). Так начинается этап отобразительной игры. В ней дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, в большой предмет вкладывают маленький и т. п.
Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают машину, коляску, везут груз).
Отобразительные предметно-игровые действия свойственны детям от 5—6 месяцев до 1 года — 1 года 6 месяцев. О них мы говорили подробнее в главе Гуленька. На втором и третьем году жизни ребенка перед взрослыми встают новые задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни. Теперь ему интересно не просто катать машину или коляску, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать, причесываться самому и причесывать игрушки расческой, есть самому и кормить ложкой куклу и т. п. Игра вашего малыша становится разнообразнее, значит, познание окружающих его предметов проходит успешно. Помогите своему малышу перенести жизненный опыт в игру. Покажите, как и во что можно играть. Это может быть короткая инсценировка: как кукла гуляет с собачкой, как зайчик угощает петушка морковкой, а он любит зернышки, как прошел день рождения у мышки и т. п. Все это несложно. Если внимательно наблюдать за ребенком, легко увидеть, как можно в той или иной ситуации затронуть его мысли и чувства. Например, мама подхватывает куклу, которую годовалый малыш пронес по комнате, держа за ноги вниз головой, а потом бросил на пол. Ласково обращаясь к кукле, мама говорит: Танечка идет ножками: топ-топ-топ. Наша Танечка идет к Сашеньке. Подводит куклу к малышу. Теперь он уже берет куклу за руку, ведет ее, приговаривая Таня топ. В другой раз он танцует вместе с куклой под веселую песенку. Кукла становится его любимой игрушкой. Малыш бережно к ней относится, не бросает, не носит вниз головой. Действия с игрушкой, которые ему показала мама, он переносит в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержанием. Ребенок подражает действиям взрослых. К концу второго — началу третьего года жизни он уже берет на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней. Отдельные бытовые сценки переплетаются с ситуациями вымышленными, иногда сказочными, но в основе их всегда лежит собственный детский опыт. Вы без труда узнаете, как мальчик копирует в игре отца, как девочка выразительно передает типичные жесты и интонацию мамы, старшей сестры. Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Ребенок на верном пути познания, ведущем от мира вещей к миру людей. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие (кормит, моет посуду, одевает куклу на прогулку и т. д.). Однако развитие игры не сводится только к этому. Очень важно, чтобы ребенок сам ставил игровую задачу, определял содержание предстоящего игрового действия: накормлю куклу кашей, уложу спать и т. п. Полезно, когда малыш самостоятельно находит необходимые для этих действий игрушки или предметы, заменяющие их (палочка — термометр, кубик — мыло и т. п.). Тогда ребенок сможет сам занять себя в игре. Самодеятельный характер игры служит основой для ее дальнейшего развития. Что же должны делать взрослые, чтобы сюжетно-отобразительная игра развивалась в таком направлении? Необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира: через наблюдение действий взрослых, явлений природы, повадок животных. Всячески поддерживайте такие наблюдения, поощряйте высказывания ребенка по поводу увиденного. Не спешите, не торопите его, не тяните за руку... Постойте тихо, не мешайте его созерцанию. Уважайте интерес ребенка. Привлекайте внимание малыша к действиям взрослых, которые могут быть интересны ему, предложите принять посильное участие в этих действиях (разложить ложки на столе вместе с мамой и др.). Это повлечет за собой и появление соответствующих по содержанию игр. Вообще следует привлекать малыша в доступной форме к равноправному участию в повседневных делах, которыми занимаются взрослые. Например, бабушка стирает платье внучке, а рядом в маленьком тазике внучка стирает платье своей кукле. Обе увлечены, довольны, улыбаются, разговаривают со знанием дела: не остыла ли вода, достаточно ли мыла, чисто ли выстирано платье и др. В такой семье детям спокойно и уютно. Активно действуя, они узнают многие свойства предметов, их назначение, упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольствие от полученных результатов, становятся более ловкими и умелыми. Все, с чем малыши познакомились в жизни, они отображают в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными из книг, телепередач, разговоров со взрослыми, наблюдений. В игре заложены большие возможности для творческого воспроизведения разных событий.
Важно, чтобы в поле зрения ребенка были подходящие сю-жетно-образные игрушки (куклы, животные, бытовые игрушки). Они оживляют впечатления детей от наблюдаемого и побуждают к отображению увиденного. Если сюжетно-отобразительная игра все же не появляется, можно действовать по-другому: попробуйте поставить перед ребенком задачу-вопрос: Твоя Маша, наверное, проголодалась? Если ребенок не решает этой задачи (не кормит куклу), предложите ему соответствующие игрушки. Если и это не помогает, попробуйте на глазах у малыша поиграть, неназойливо демонстрируя пример игрового поведения (например, мама берет в руки куклу, садится за стол, ставит тарелку, имитирует кормление и ласково говорит: Кушай кашку, Маша, вкусная каша). Если малыш не играет и после этого, поиграйте вместе с ним. Полезно, чтобы ребенок переносил игровые действия с одними игрушками на другие (пусть покормит не только куклу, но и мишку, зайку н т. п.). Продолжение этого игрового умения — перенос знакомых действий с игрушками в разнообразные игровые ситуации (одевает куклу на прогулку, одевает куклу после купания, примеряет ей разные наряды и т. п.). На третьем году жизни малыш заявляет о выбранной для себя игровой роли вслух. Он уже не только связывает с названием роли ряд действий и подбирает необходимые атрибуты для этого {например, берет кастрюли: мама готовит обед), но и использует в качестве партнера по игре куклу или другую игрушку. При этом ребенок действует не только за себя, но и за этот персонаж (изображает, как плачет кукла-дочка, как кукарекает петушок и т. п.). Постарайтесь обогащать малыша новыми впечатлениями. Подберите нужные предметы и игрушки, подчеркивайте, кто и что делает: шофер везет пассажиров в автобусе, грузы в машине; папа чинит стул, утюг; мама готовит обед, шьет платье, штанишки; строитель строит дом; доктор лечит больных. Создайте для малыша такие условия, чтобы он мог использовать различные по образному содержанию игрушки, предметы, подбирать их заместители, обозначать словами замысел игры и понимать ее условность. От вас малыш переймет опыт, научится действовать, используя вместо необходимых для игры предметов игрушки-заместители — палочки, листья, шишки, желуди, ракушки и т. п. Многие родители ошибочно считают никчемными и даже вредными для своего малыша различные палочки, камешки, пробки. Зачем нужен весь этот мусор, если есть настоящие игрушки или вещи? А необходим он для развития фантазии, творчества вашего ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное, непривычное решение проблемы. Чем больше игрушечных трудностей малыш преодолеет, испытав при этом настоящее удовольствие, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и в различных ситуациях сможет воспользоваться во взрослой жизни. Допустим, кукла на прогулке захотела есть, а посуды нет. Если, малыш не подозревает о возможности использования заместителей игрушек, то он будет требовать, не сходя с этого места, посуду. Многие сердобольные мамы и бабушки постараются тут же удовлетворить требование ребенка. Однако гораздо полезнее поискать вместе с ним посуду из подсобного, бросового материала.
Если ваш малыш понимает условность игры, то выход будет тут же найден: кастрюлей может стать чурочка, тарелкой — листик с дерева, из травки будут приготовлены макароны, а аппетитный гуляш — из камешков с соусом из обычной лужи. Польза от этого большая — развитие воображения. Будьте уверены: такая хозяйка (или хозяин) и во взрослой жизни не растеряется, выйдет из положения в любой ситуации.
Предметы-заместители и фантазия позволяют развернуть игру в любом, даже не подходящем для этого месте. Вот какую картину пришлось однажды наблюдать в метро. Папа ехал с трехлетним сыном. У малыша был всего один оловянный солдатик, но играл он вдохновенно. Папа лишь изредка подавал реплики, направляя игру сына. Солдатик то катался с горки, преодолевая трамплин, то шел по дорожке, то отдыхал, то вдруг захотел перекусить. Видимо, это желание навеял аромат, разносившийся по вагону метро из сумки пожилой женщины. Малыш нашел выход: он захватил со своей рубашки крупный горошек и угостил солдатика сдобной булочкой. Так он не вышел за границы приличия и накормил своего любимца, а заодно приобрел уверенность, что безвыходных ситуаций не бывает. Как знать, возможно, беспомощные взрослые, которые брюзжат по любому поводу и считают себя неудачниками, просто недоиграли в детстве. Или их игру безжалостно прерывали, считая ее несерьезным времяпрепровождением, не давая решить до конца ни одну игровую задачу и подавляя инициативу ребенка своим авторитетом и тоном, не терпящим возражений. Выросший в такой обстановке ребенок во взрослой жизни уже не сможет и не захочет принимать решения и делать что-то самостоятельно. Взрослому следует очень бережно относиться к игре ребенка, помня, какой это важный процесс для становления будущего человека. Ведь никому не придет в голову прервать выступление скрипача насильно предлагаемой тарелкой борща, в которой он, возможно, и нуждается. А игру детей прерывают не задумываясь. А ведь можно накормить ребенка и не прерывая игры, а наоборот, разнообразив ее. Внимание заигравшегося водителя попробуйте привлечь дорожным знаком, который указывает, что недалеко по трассе расположена столовая, в которой любят обедать все шоферы. Летчика попросите захватить из теплых стран, откуда он возвращается, аппетитной свежей зелени для супа, который сразу станет намного вкуснее. Маленькую хозяйку, у которой еще не приготовлен обед, можно пригласить на кухню, где уже все готово, вместе с ее голодной кукольной семьей, чтобы пообедать вместе и поделиться рецептами различных вкусных блюд. Таким образом, игра не прервется, а продлится и станет интереснее. Взрослый без труда сможет при желании придумать что-то интересное и неожиданное, не забывая при этом о развитии своего ребенка. Когда малыш играет самостоятельно, нет необходимости следить за каждым его шагом. Но, заметив какие-либо затруднения ребенка, взрослые могут продлить и разнообразить игру, предложив вовремя дополнительную игрушку или поставив новую игровую задачу, которую малыш с удовольствием выполнит сам. Допустим, мальчик уже перевез все кубики и, скучая, бесцельно возит за собой машину. Взрослый может вскользь заметить: Как же ты поедешь на машине, если разлилась река? Наверняка ребенок с радостью подхватит идею и построит мост, дорогу, чтобы можно было перевезти на другой берег груз и пассажиров. Это, кстати, познакомит малыша еще и с водным и воздушным транспортом. А толчком к столь интересному познавательному процессу стала всего лишь одна фраза умного и заботливого взрослого. Девочки любят играть в куклы. Они постоянно готовят, кормят, стирают, гладят. Но как помочь дочери, если играть хочется, а готовить уже что-то надоело, да и настроение начинает портиться? Умная мама нашла такой выход. Она спросила: Что это у тебя дочка (кукла) невеселая, не заболела ли? Так очень тонко мама повернула игру в новое русло, не делая акцент на плохом настроении дочери. И началась новая игра, в которой нетрудно узнать ласковую заботливую маму, ухаживающую за больной дочкой, и внимательного доктора. Игра в дочки-матери весьма полезна, интересна и неисчерпаема, как тема семьи в нашей жизни. Чем меньше малыш, тем большая помощь от взрослых ему требуется в игре. Становясь старше, ребенок нуждается в более тонком вмешательстве в его игру. Малыш, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым. Результатом развития игры к концу третьего года жизни должка стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль.