Дети до тех лет
Хочешь, я построю дом?
В два года дети начинают строить простые сооружения из песка, снега, небольших прутьев, брусков, камешков. Однако родители часто категорически требуют, чтобы ребенок не поднимал палку, не возился с камешками. В одних случаях они предлагают при этом малышу игрушки, купленные в магазине, в других — просто настаивают, чтобы он не собирал всякий мусор, ничего не предлагая взамен. Но ведь для малыша палка может быть и ружьем, и морковкой, и даже рыбкой или крокодилом; разные камешки — это дети, машины, поезд; ветки, бруски — замечательный материал для постройки зоопарка, дороги. Какой простор для развития фантазии, мышления, речи! Дети учатся видеть необычное в обычном, исследуют природный материал, выделяя предметы по их форме, цвету, звучанию, запаху, величине и др. Не следует запрещать игры с безопасным бросовым и природным материалом, иначе развитие творческих способностей надолго задержится. При сооружении разных построек из природного материала и готовых специальных строительных наборов, конструкторов ребенок ищет способы, как поставить и соединить детали, подбирает лучшие варианты. Здесь необходимы наблюдательность, трудолюбие, критичность — качества, без которых невозможен ни один вид творческой деятельности. Работа над постройкой побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе. Специальные строительные наборы для детей этого возраста могут включать самые разнообразные объемные формы: кубы, цилиндры, бруски, диски и др. Интересны и доступны детям третьего года жизни пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей с шипами, которые делают постройку прочной, удобной для использования в разных играх с машинами, куклами, фигурками животных. Можно предложить детям для игры и строительства крупные легкие прочные коробки разной формы и величины из-под обуви и других покупок. Для прочности и долговечности коробки можно обклеить плотной цветной бумагой. Ценность крупных легких строительных деталей в том, что малыши, действуя с ними, разнообразно двигаются по всей комнате. Они с огромным удовольствием сооружают из больших коробок поезд, пароход, путешествуют на них. Коробка может быть кухонной плитой для юной хозяйки, барабаном для начинающего музыканта. Приготовьте строительные детали одной и той же формы и цвета в нескольких экземплярах (по 8—10 штук). Это можно сделать еще до рождения ребенка (папы, вам работа!), а можно и вместе с ним.
Что дадут ребенку игры со строительным материалом?
Ваш малыш познакомится с разными деталями и запомнит их название; узнает, что различные формы имеют свои особенности: например, у куба все стороны одинаковые, а у кирпичика разные — две грани узкие и длинные, две узкие и короткие, две широкие и длинные; детали могут по-разному располагаться на плоскости (кирпичик, например, лежит или стоит), а также в пространстве: кубики можно поставить один на другой, положить один за другим, выше или ниже, рядом. Ребенок учится соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами: у кубика все стороны равны, поэтому не стоит и беспокоиться, на какую сторону его положить, когда строишь мост и сооружаешь опоры для него, а вот для того чтобы построить устойчивый мост из кирпичиков, надо подумать, поставить ли их на узкую сторону или положить на широкую. Все это важно для умственного развития малыша. Прежде чем он сможет задумать конкретную постройку, подобрать для нее необходимые детали и осуществить свой план, он просто нагромождает кубик на кубик, кирпичик на кирпичик. Кубики падают, это вызывает у него восторг, удивление. Однако объемная форма подсказывает ребенку образ предмета: кубик — табуретка, на нее можно посадить куклу; брусок, поставленный торцом и украшенный сверху флажком,— башенка. Кирпичик, положенный на широкую сторону,— дорожка, по ней поехала машина. Хвалите ребенка за такие действия. Помогите, когда он сам не справляется: например, на кубик-табуретку пытается посадить куклу, она падает, малыш сажает ее снова и снова, но безуспешно. К кубику пристройте кирпичик — получится стул, и кукла с него не упадет. Малыш будет многократно повторять знакомую игру: сам строить стульчик и усаживать на него разные игрушки. Кубики, кирпичики, бруски становятся строительным материалом, из которого можно что-то создать, сконструировать, соорудить. Надо помочь ребенку задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного с учетом их свойств. Для этого рассматривайте с детьми различные предметы. Например, на прогулке обратите внимание на скамейку во дворе: у нее есть сиденье и спинка. У лестницы, по которой вы спускаетесь во двор, есть ступеньки, ведущие вниз-вверх; у горки, с которой малыш катается, с одной стороны — ступеньки, а с другой — скат. Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в постройках. Вы можете сами построить что-то и предложить ребенку рассмотреть (исследовать): что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Порядок такого изучения предмета должен соответствовать последовательности его сооружения. Это облегчит детям конструирование.
Обыгрывайте постройка, чтобы вызвать у ребенка желание строить.
Для этого можно разы/рать сценку с любой игрушкой. Например, мажа разговаривает с матрешкой, которая просит построить широкую дорожку для.нее, а узкую — для ее маленькой дочки. Домики, к которым идут дорожки, постройте сами. Из каких деталей построить дорожку? На какую сторону положить кирпичик? Какими сторонами приложить кирпичики друг к другу, чтобы получилась широкая дорожка? А узкая? Вот сколько задач решает малыш. Рассмотрите детали вместе с ним, проведите по сторонам кирпичика его ладошкой, прослеживая протяженность стороны. В следующий раз матрешкам потребуются другие дорожки: длинная (маме — в магазин) н короткая (дочке — к бабушке). Для обыгрывания построек дайте ребенку куклу, зверюшек, посуду, лоскутки (куклы спят, едят, ходят по дорожкам, по лесенкам, прячутся за заборчиком, живут в домиках и т. п.). Вот тут и пригодятся поделки из различных материалов. Малыш будет с большим удовольствием использовать их в своих постройках наряду с игрушками, купленными в магазине. Нужно постепенно усложнять постройки: сначала строим из одного вида деталей (только кубиков или только кирпичиков), потом используем два, три, четыре их вида (кирпичики, кубики, бруски, призмы) и комбинации из них (кубик с кирпичиком, брусок с призмой, несколько кубиков с несколькими кирпичиками). С вашей помощью малыш придет к такому выводу: из разных детален можно создать постройки одного вида. Например, лесенку можно сделать только из кубиков, только из кирпичиков, а можно воспользоваться их комбинацией. Это подготовит его к более сложному конструированию в дальнейшем. На третьем году жизни дети могут сооружать следующие элементарные постройки: дорожки (узкие, широкие, длинные, короткие), башенки (два, три, четыре кубика, поставленные один на другой), лесенки (с двумя, тремя ступеньками), стульчики, диван, кроватку, стол, скамейку, машину, мост, горку, домик, ворота. Вы можете сказать, что у вашего малыша появились первые конструктивные умения, если к трем годам он:
— проявляет интерес к играм со строительным материалом и сооружает несложные постройки;
— находит сходство между постройкой из строительного материала и знакомыми предметами окружающей жизни;
— называет постройки, сделанные вами, и может построить такую же сам, сознательно выбирая соответствующие детали;
— успешно применяет технические приемы работы со строительным материалом: накладывает детали друг на друга, укладывает в ряд, ставит вертикально на меньшую плоскость, делает перекрытня;
— различает и называет детали: кубик, кирпичик;
— понимает слова: большой — маленький, широкий — узкий: одинаковые — разные;
— действует соответственно указаниям: положи, поставь, принеси, сними, разбери, убери и т. д. На этой основе обогащаются сюжетные игры. Овладение этими умениями рождает у ребенка чувство уверенности в себе, гордости своими успехами, создает основу для самостоятельности и проявления личностной позиции Я сам.