Дети до тех лет
Мне надо много двигаться
Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития является правильно организованная двигательная активность вашего ребенка. Часто родителей раздражает чрезмерная активность детей, их постоянное стремление куда-то забраться, что-то взять и т. д. Дорогие папы и мамы, не спешите с запретами, помните, что движение является биологической потребностью растущего организма. Невозможно представить, чтобы здоровый ребенок не стремился к движениям, деятельности. Как только малыш овладеет способами перемещения, научится ползать, а затем ходить, он постоянно пребывает в движении. Обратите внимание, что даже с предметами малыш действует на ходу, очень редко присаживаясь или останавливаясь. Не подавлять надо двигательную активность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создавать условия для этого. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности создаются благоприятные условия для обмена веществ, а это стимулирует развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой системы и органов дыхания, улучшает пищеварение. Правомерно выражение: Движение — это жизнь. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Постепенно у него развивается сила, координация, его игровая и бытовая деятельность становится более разнообразной, активной, самостоятельной.
Сколько же должен двигаться здоровый ребенок в течение дня?
Исследования специалистов показывают, что объем и качество движений зависят от целого ряда факторов: возраста, пола ребенка, времени года, суток, индивидуальных особенностей, условий, в которых он живет. Дети 2—4 лет преодолевают за сутки приблизительно 2,5—3 км, а б—7 лет — 7—8 км и более. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. В течение суток потребность в движении также меняется. Так, наибольшая активность проявляется с 9 до 12 часов в первой половине дня и с 17 до 19 — во второй. Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях. Дети со средней двигательной активностью, как правило, не вызывают у родителей тревоги: они отличаются уравновешенным поведением, хорошо регулируют свою двигательную деятельность и практически не переутомляются. Ребенок со средней двигательной активностью бегает, ходит, прыгает столько, сколько может. Родители могут не опасаться, что он перегрузится. Другое дело — дети с повышенной двигательной активностью. Они неуравновешенны, не могут регулировать свою двигательную деятельность, не склонены к выполнению действий, требующих точности, координации, брест-ро утомляются. Детей с повышенной двигательной активностью необходимо вовремя переключать на другой вид деятельности. Как же должны вести себя родители с такими детьми? Ни в коем случае не прекращайте резко двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Если вы считаете, что ребенок устал от бега, предложите ему, например, поискать пропавшую игрушку. Алешенька, ты не видел, куда спрятался от нас мишка? Помоги мне его найти. Малыш ходит, ползает, разыскивая игрушку, и организм его постепенно приходит в равновесие. А после этого предложите послушать сказку о медведе. Детям с повышенной возбудимостью необходимо периодически давать задания, требующие точности, координации движений. Например, предложите малышу пройти по узкой дорожке, прокатить мяч, попасть в цель (коробка, обруч, круг, нарисованный на земле, стене), взобраться до установленного знака по лесенке и т. п. Не огорчайтесь, если точные движения не сразу будут получаться. Малоактивные дети не склонны много бегать, куда-то залезать, предпочитают играть в песочнице, что, к сожалению, вполне устраивает многих пап и мам. Однако родители должны знать, что у малоподвижных детей медленнее формируются двигательные навыки, необходимые ребенку в игре, в бытовой деятельности. Таким детям не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками. Вес их значительно выше нормы, а это вредно для здоровья. Как приучить малыша к активности, как сделать, чтобы он хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность родителей и ребенка. Предложите во время прогулки догнать вас или сами догоняйте ребенка, постепенно увеличивая расстояние бега. Пусть малыш попрыгает как зайчик или воробышек. А вы посчитайте, сколько раз он прыгнет. Обязательно похвалите его, даже если он не очень хорошо справился с заданием. Хорошо активизируют действия малышей различные игрушки, особенно мяч. Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют. Бросайте мяч, а ребенку предложите догонять его, потом пусть малыш сам бросает и догоняет мяч. Постепенно действия с мячом будут усложняться. Всегда радуйтесь успехам ребенка. Ваше положительное отношение к двигательной деятельности обязательно пробудит интерес к ней у малыша. Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений. Помогите ему в этом. А для того чтобы ваша помощь была эффективной, познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.
Ходьба. Дети начинают ходить к концу первого — началу второго года жизни. На протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода складывается сте реотип ходьбы, то есть формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе. Поэтому перед вами стоит задача — способствовать развитию у ребенка этого основного движения:
1. Проходить без помощи взрослого сначала небольшое расстояние (1—2 м), постепенно доводя его до 200—500 м с небольшим отдыхом.
2. Ходить в определенном направлении (пойдем к кукле Кате, мишке и т. д.).
3. Поднимать ноги при ходьбе, стопы ставить параллельно. Для этого можно перешагивать через веревочки, кубики и т. п. (высота от 5—10 до 15—20 см), ходить по дорожке с нарисованными параллельно следами.
4. Держать корпус прямо, не опускать голову.
Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша. Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног несогласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает.
Поэтому ваша задача — способствовать формированию у детей умения бегать:
1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.
2. Бегать в заданном направлении.
3. Менять направление при беге.
4. Правильно держать корпус.
Ползание, лазанье. Ползанием ребенок овладевает на первом году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни — переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к 5—5,5 года перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения. Однако ваша задача — создать условия для развития у малыша умения ползать: Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25—
Ходьба. Дети начинают ходить к концу первого — началу второго года жизни. На протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода складывается сте реотип ходьбы, то есть формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе.
Поэтому перед вами стоит задача — способствовать развитию у ребенка этого основного движения:
1. Проходить без помощи взрослого сначала небольшое расстояние (1—2 м>, постепенно доводя его до 200—500 м с небольшим отдыхом.
2. Ходить в определенном направлении (пойдем к кукле Кате, мишке и т. д.).
3. Поднимать ноги при ходьбе, стопы ставить параллельно. Для этого можно перешагивать через веревочки, кубики и т. п. (высота от 5—10 до 15—20 см), ходить по дорожке с нарисованными параллельно следами.
4. Держать корпус прямо, не опускать голову.
Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.
Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног несогласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает.
Поэтому ваша задача — способствовать формированию у детей умения бегать:
1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.
2. Бегать в заданном направлении.
3. Менять направление при беге.
Правильно держать корпус.
Ползание, лазанье. Ползанием ребенок овладевает на первом году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни — переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к 5—5,5 года перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения. Однако ваша задача — создать условия для развития у малыша умения ползать:
1. Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25—
2. Ползать вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота — 1м).
3. Лазать по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1—
4. Влезать на лестницу и слезать с нее.
Бросание и катание. На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу броска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.