Дети до тех лет
Чему можно научить малыша?
1. Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину, кукле Кате и т. п.).
2. Соразмерять силу броска с расстоянием (ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до
3. Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5—1,5 м). Бросать мяч взрослому.
4. Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.
5. Бросать мяч об пол и пытаться ловить.
Прыжки. Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте, с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке малыш тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Перечисленные особенности прыжка делают его опасным для малыша: прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.
Поэтому нужно способствовать развитию у малыша следующих умений:
1. Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях (пружинка), постепенно отрываться от пола.
2. Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях.
3. Подскакивать с продвижением вперед.
4. Перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20,
5. Подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10—15 см от поднятой руки ребенка.
6. Спрыгивать с высоты 10, 20,
Итак, вы теперь знаете, как развиваются основные движения малыша и какие задачи при этом стоят перед вами. Мы хотим вас предупредить о том, что перечисленные выше трудности в освоении движений сами по себе не исчезают. Некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни. Вам, наверное, приходилось видеть взрослых, которые косолапят, низко опускают голову, излишне размахивают руками при ходьбе, или подростков, двигающихся тяжело и неуклюже, неспособных преодолеть препятствие. Надеемся, что вы хотите видеть своего ребенка ловким, выносливым, с легкой походкой, красивыми движениями. А раз так, то не теряйте времени, приступайте к обучению вашего малыша этому искусству. И не забудьте о красоте собственных движений, ведь ребенок будет подражать вам. Прежде всего создайте условия для развития движений. В распоряжении вашего ребенка должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность: каталки, машины, разнообразные ящики и коробки, дорожки из клеенки разной ширины, надувное бревно для перелезания, мячи разных размеров и из разного материала (резиновые, тряпичные, надувные и т. д.), велосипед трехколесный, лыжи и т. д. (см. Приложение). Движения требуют пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Максимально используйте ближайшее природное окружение (полянки, дорожки, спортивные детские площадки). А сделав все это, предоставив в распоряжение ребенка пособия, игрушки, выделив место, не мешайте ему проявлять самостоятельность и активность, не спешите на помощь. Пусть малыш сам преодолевает препятствия. Однако для совершенствования движений самостоятельной двигательной деятельности ребенка недостаточно. Необходимо проводить специальные занятия, подвижные игры, делать утреннюю гимнастику.
Какие же могут быть достижения в развитии движений у вашего малыша, если вы последовали нашим советам?
На втором году жизни малыш может
• Ходить в определенном направлении со зрительными ориентирами.
• Ходить по ограниченной поверхности (по дорожке из клеенки, по доске, по нарисованной на земле или полу дорожке шириной 20—25 см).
• Подниматься и спускаться по наклонной доске (высота 10— 15-—18 см от пола).
• Перешагивать препятствия: веревку, палку, положенную на пол или землю, затем приподнятую на 5—10 см.
• Ходить по земле, подниматься на бугорки, горки, спускаться с них, перешагивать через небольшие канавки.
Лазанье
Влезать на лесенку-стремянку высотой 1—1,5 м. Слезать с нее сначала приставным шагом, затем чередующимся.
Пролезать в обруч, под веревку, под скамейку и т. д. Перелезать через бревно.
Подниматься по лестнице, спускаться с нее. Бросание
Катать мяч, бросать внив, вдаль, догонять его. Перекатывать мяч взрослому, прокатывать между предметами.
Каждой рукой бросать маленький мячик в корзину (расстояние 50—70 см).
Бросать большой мяч вверх.
К трем годам ребенок может:
Ходьба
Ходить, не шаркая ногами, выдерживать направление без зрительных ориентиров.
Ходить по ограниченной поверхности (ширина 15—20 см).
Бегать в одном направлении, по кругу в течение 30—40 секунд, Кружиться на месте.
Ходить по извилистому шнуру, уложенному на пол.
Пробегать медленно до
Лазанье, ползание
Подползать под веревку (высота 25—30 см)л
Ходить на четвереньках по ограниченной поверхности (дорожке, скамейке шириной
Влезать на лестницу и слезать с нее.
Влезать на табурет, стул и спускаться с него. Бросание
Бросать мяч взрослому, ловить брошенный мяч (расстояние 50—100 см).
Бросать мяч в цель (расстояние 100—120 см), Бросать мяч вперед двумя руками снизу.
Прокатывать мяч между предметами. Прыжки
Подпрыгивать на двух ногах на месте, с небольшим продвижением вперед.
Спрыгивать с предметов (высота 10—15 см).
Прыгать с места на двух ногах как можно дальше.
Перепрыгивать канавку, ручеек (15—20—25 см).