Дети до тех лет
Я люблю поговорить
Развитие речи — одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Не забывайте об этом, мамы и папы! Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше чем в последующем. Судите сами. К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8—10 слов, в 2 года — 300—400 слов а в 3 года — 1000 слов! Поистине гигантские скачки. Безусловно могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим. Ребенку предстоит за несколько лет овл деть всеми формами родного языка, научиться произносить все его звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, научиться правильно объединять слова в предложения. Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное — появляется самостоятельная речь. Как много надо сделать родителям, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить! Для этого необходимо знать основные особенности, задачи и средства развития речи детей. Каковы же основные особенности и направления в развитии речи на втором году жизни? На первом этапе (примерно до полутора лет) главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, как малыш уже запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Заметим: если дети своевременно не овладеют пониманием речи, то может наблюдаться отставание не только в развитии их самостоятельной речи, но и психическом развитии в целом. Говоря о понимании речи ребенком, следует подчеркнуть, что связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, однако она может оказаться непрочной. Например, малыш хорошо знает предмет (куклу, мишку), но, если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда мы просим принести его. Это родителям надо учесть и как можно чаще показывать данный предмет среди других и давать точное его название. Ошибку ребенок может допустить и потому, что у него недостаточно развито слуховое восприятие звуков. Особенно если названия предметов созвучны (миска —мишка). К концу второго года жизни слуховое и зрительное восприятие совершенствуется и ребенок уже вряд ли перепутает предметы, сходные по внешнему виду или имеющие похожие названия. О понимании ребенком вашей речи говорит его так называемая двигательная реакция. К примеру, вы просите малыша: Покажи, где петушок. Дай мне петушка. Ребенок смотрит на петушка, а подает, например, мишку. Что это значит? Ребенок не понял вас? Нет, он понял все правильно, но у него недостаточно сформирован двигательный ответ. Не пугайтесь — к концу второго года жизни комплексные ответы (слово в сочетании с жестом или действием) у малыша приобретают большую четкость. Для того чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с предметом — не просто рассматривать, а, если можно, держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета: Какой круглый мячик, большой мячик, красный, красивый. Давай покатаем мячик, вот так, вот так (действия с мячиком). Ой, укатился мячик, принеси мне красный мячик. В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения. Почаще обращайтесь к нему с просьбами: Принеси куклу Катю, Подай ложечку (шапочку) и т. д. Но при этом родителям следует помнить, что новые действия малыш выполняет только в том случае, если слово сочетается с показом действия. Чем чаще вы будете этим заниматься с ребенком, тем быстрее он начнет понимать ваши слова и раньше сам заговорит. Используйте активнее разные режимные моменты: кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать, причем ненавязчиво для малыша. Сейчас наденем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Сашеньки? Покажи. А где шапочка? Дай мне шапочку, наденем шапочку... Если ребенок делает это — значит, он начинает понимать вас, а может, даже произносит какие-то звуки: на, тё и т. д. Сейчас будем кушать суп, суп вкусный. Саша любит суп? Скажи: Да. Где ложка у нас? Покажи ложку, возьми ее, скажи: Дай, дай... Так же называем другие блюда, предлагаем ребенку сказать спасибо (хотя бы покачать головой). Подчеркиваем, что в разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака, автобус и т. д.
Разговаривать с малышом рекомендуем в любой удобный момент. На кухне мама готовит обед, ребенок рядом. Это прекрасный момент поговорить: Мама будет готовить суп, вкусный суп. Наш мальчик (девочка) любит суп? Скажи: Да, да. Смотри, что делает мама: картошку режет — чик-чик. Покажи ручкой, как мама режет картошку. Молодец, помощник мой хороший. Можно использовать моменты уборки квартиры, стирки. Сколько новых слов малыш услышит, увидит их значение, а это основа для будущей активной речи. Очень многое для развития речи и обогащения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом. Гуляя с малышом на улице, поговорите с ним, покажите, назовите то, что видит ребенок. Посмотри, собачка бежит (или сидит). Какая собачка? Маленькая (большая), черная, лохматая. Покажи собачку. Любой момент неожиданности вызывает у ребенка повышенный интерес. Пробежала кошка, проехала машина. Обратите внимание ребенка: Смотри, машина поехала. Покажи пальчиком, где машина... уехала машина, помаши ручкой-До свидания, до свидания. Скажи: Ту-ту. Подул ветерок, снежок посыпался на шубку, шапку: Ой, какой снежок красивый белый. Где снежок? На шапочке. Покажи. Вот снежок, снежок белый. Подошли к играющим детям. Вот девочка, покажи девочку. Девочку зовут Ира, а тебя как зовут? Саша. А это кто? Мальчик. Какая красивая машина у мальчика, попроси машину: Дай. дай машину. Спасибо. Покачай головкой. Такие наблюдения и разговоры направлены на развитие у ребенка понимания слов-названий и слов-действий. Чуть позже он будет использовать эти слова в своей самостоятельной речи. Подобные наблюдения следует проводить как можно чаще, но важно не переусердствовать при этом. Постоянные вопросы, разговор могут утомить ребенка, все будет зависеть от его самочувствия, желания в данный момент общаться.