Дети до тех лет
Что еще следует знать родителям?
На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения — мысленного выделения общего в предметах и явлениях действительности и основанного на этом мысленного объединения предметов, то есть ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме (например, на вопрос: Где стол? Л еще где стол? — малыш может показать и свой маленький, и большой обеденный, и письменный стол). Дети могут узнавать увиденные ранее предметы на картинках, в книжках. Конечно, овладевая обобщением, на первых порах (особенно до 1 года 6 месяцев) они делают немало ошибок: не могут Выделить существенные признаки предметов, ориентируются в основном на несущественные, случайные — цвет, детали, форму и т. п. Так, упрощенным словом пу ребенок может назвать не только пуговицу, но и отверстие в туфле, родинку и еще что-либо похожее. На вопросы: Где уточка? А еще где уточка? — показывает не двух уток разного цвета, а красную утку и красный чайник, похожие по цвету и форме. Постепенно ребенок научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь. Показывая малышу игрушки или какие-нибудь другие предметы, точно называйте их, характеризуйте их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз. (Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собака большая, черная. Собачки бегают или спят. Это большой, пушистый белый мишка, он рычит, а этот мишка маленький, желтый, он пищит: пи-пи...) Очень хорошо, когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть малыш чаще с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а вы в это время назовите правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть. Итак, одно из направлений формирования речи у детей данного возраста — развитие понимания речи взрослых. При этом совершенствуется важнейшая функция -- функция обозначения, зачатки которой мы отмечали еще на первом году жизни. К I году 6 месяцам ребенок может: выделять и обозначать себя, других людей, различные предметы, то есть знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, средств передвижения, животных;
А выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза, уши, рот), а также животных (игрушек). Если и не называет, то все показывает; # понимать слова, обозначающие действия, совершаемые в быту (ложись спать, садись, будем одеваться, пойдем гулять и т. д.), а также действия с игрушками и другими предметами (сними, надень, открой, закрой и т. д.); 9 понимать элементарный сюжет (когда ему рассказывают и показывают сказку, используя игрушечных животных). Короче говоря, достижения ребенка довольно высоки. Но мы хотим предупредить родителей о том, что возраст от 10 месяцев до полутора лет является критическим периодом в развитии детской речи. Расширение сферы жизнедеятельности ребенка создает возможность стрессовых ситуаций. Помните, что любой, даже самый, казалось бы, незначительный, стресс (например, малыш испугался лающей собаки) может стать причиной некоторой задержки развития детской речи. Поэтому надо делать все возможное, чтобы исключить из жизни ребенка стрессовые ситуации. Знание особенностей понимания речи детьми помогает решать следующую очень важную задачу на втором году жизни — развитие самостоятельной речи. Предпосылки ее закладываются на первом году. Напоминаем, что подготовительные элементы в развитии звуковой стороны речи — это лепет и подражание звукам и словам. Лепет — это доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния. Подражание выступает как своеобразная форма общения между взрослым и ребенком и как механизм развития его речи. Если своевременно (на первом году) развивать у детей лепет и подражание, то на втором году эта деятельность становится очень интенсивной. Звуковая игра, в которую включаются также и слова, начинает заполнять все время бодрствования ребенка. В фонетическом отношении слова, конечно, еще несовершенны: ребенок может пропускать звуки (тряпка — тяпка, игрушка — игушка, Чебурашка — бубашка), заменять один звук другим (конфета — кикета, колени — акенки, апельсины — асинки и т. д.). Мало того, овладевая произношением слова, малыш, особенно до 1 года б месяцев, может долгое время произносить его по-разному, то более, то менее совершенно. Например, в полтора года один ребенок вместо яблоко произносил то я-я, то ябку, то ябо-ко и только к двум годам стал это слово произносить правильно. Подобные особенности произношения на втором году ЖИз считаются физиологическими, поскольку в основе их лежит несо" вершенство речевого аппарата и слуха. При всем несовершенстве своей речи маленький ребенок ухитряется использовать ее для выражения своих желаний, для достижения своих целей. Как это ему удается? Во-первых, одно и то же слово ребенок употребляет для обозначения самых разнородных вещей, имеющих в развитой речи различные названия, как бы обобщает их (например, словом киска, киса может называть и кошку, и пушистую шапку; ди-ди — звенящую игрушку и ложку и т. п.). Во-вторых, на помощь слову малыш привлекает мимику, жесты, гримасы, крики. Подкрепленное таким образом слово в состоянии теперь выразить его просьбу, требование, мысль. Одно слово заменяет целое предложение или даже несколько предложений. Так, например, слово ти-ти может означать: Дай часы, Вот часы, Часы идут; слово моко — Дай молока, Я пью молоко и т. д. Ребенка пока могут понять только взрослые люди, причем самые близкие. Период, когда вследствие крайней ограниченности словаря одно слово заменяет целое предложение, длится несколько месяцев. И это нормальное явление. Здесь очень существенны индивидуальные различия. Некоторые малыши уже в полтора года очень активны в речевых проявлениях, а некоторые и к двум годам мало говорят. Исследование таких детей показало, что если у них нормальный слух и есть понимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых центров активная речь появляется к 1,5—2 годам, реже — в более поздние сроки.
Во втором полугодии ребенок:
• совершенствуется в понимании речи. От 1 года 6 месяцев до 2 лет он уже может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.);
• знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой — маленький), цвета (красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов (Из чашки пьют чай);
• начинает понимать слова можно, нельзя, не мешай, помоги. Это очень важно для регуляции поведения ребенка;
• понимает и может выполнять несложные поручения из двух-трех действий (Сядь на стульчик и посмотри книжечку);
• может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.
В этот период быстро начинает формироваться самостоятельная речь ребенка. Малыш в общении со взрослыми в основном употребляет слова, подкрепляя их жестами и мимикой. Он усиленно подражает старшим: легкие слова произносит полностью, в трудных словах — отдельные слоги (Чебурашка — бубаш-ка, стул — тул и т. п.). Как же быть родителям в таких случаях?
Что делать7 Прежде всего помнить: как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Хотя бытуют разные мнения. Некоторые родители считают, что под-страивание под детскую речь (Ты хочешь бибику?, Я тебе дам ко-ко) упрощает понимание речи взрослого. Но вот другой жизненный пример. Гуляя с ребенком, мама говорит: Вот ав-ав побежала. И ребенок спокойно отвечает: Не ав-ав, а собачка (а ему еще и двух лет нет). Как говорится, комментарии излишни. Итак, надо не подстраиваться под детскую речь, а, напротив, чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению: скажи, повтори. Конечно, при этом необходим педагогический и родительский такт. Известный знаток детской речи К. И. Чуковский не раз писал, что если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять малышей в свободном выражении их чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый вред. Топорные методы здесь не годятся, излишняя ретивость окажется только вредна, и хорошие результаты могут быть достигнуты лишь теми родителями, которые будут действовать исподволь, в меру, не слишком навязчиво, почти незаметно. Речевое развитие детей, конечно, не сводится только к формированию правильного произношения и обогащению словаря. С течением времени речь ребенка становится все более связной, то есть начинается овладение грамматическим строем предложения. В его речи появляются двусловные предложения, а к концу второго года — предложения из 3—4 слов, вопросительные и восклицательные. Хотя слов-вопросов в детской речи еще нет (или они очень редки), вопрос выражается интонацией. В конце второго года жизни дети начинают изменять слова в числе, роде и падеже: Мама, дай обуську (подушку), Дед Амоз кикетю (конфету) принес. Более высокий уровень понимания речи взрослых и овладения самостоятельной речью дает детям возможность делать элементарные обобщения. Оки могут обозначать одним словом предметы с одинаковыми признаками или назначением (игрушки, посуда).
К двум годам ребенок много говорит и может обращаться по собственной инициативе к взрослым по самым разнообразным поводам: — о своей деятельности (при определенном затруднении просит помочь поднять игрушку, покачать куклу);
— при желании отдать или передать предмет;
— с просьбой дать что-либо;
-— для того, чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему (пробежала кошка, едет машина);
— для того, чтобы сообщить о своем состоянии, о случившемся с ним (отнял игрушку другой ребенок, испачкал руки). Такие инициативные словесные обращения ребенка к взрослому крайне важны в становлении его активной речи, и их надо поощ рять. При этом следите, чтобы облегченные слова в речи ребенка сменялись обычными, приучайте его выражать желания и просьбы словами и короткими фразами. Нужно развивать у малыша потребность в речевом общении, чаще побуждать его к высказываниям: Скажи то-то, Что это?, Кто это? Часто можно услышать от расстроенных родителей: Мой (моя) все понимает, но не говорит. Не огорчайтесь, это бывает у многих нормально развивающихся в физическом и нервно-психическом отношении детей, особенно на втором году жизни. Однако последите за собой — не вдаетесь ли вы в крайность: ловите каждое желание малыша и по его малейшему требованию, жесту тут же исполняете? В такой ситуации ребенок может долго не заговорить — ведь его и без слов понимают. Разумнее побуждать малыша выразить свое желание словами и только после этого выполнять его. Можно даже сделать вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Такое поведение обострит потребность в речевом общении. Но затем желание ребенка обязательно надо выполнить, иначе он может замкнуться, тем более если такое невнимание взрослого повторится не один раз. Кроме того, помните, что все занятия с ребенком, где действует кисть его руки и пальцы (рисование, игры с кубиками, с различными мелкими игрушками и т. п.), способствуют, как доказали ученые, развитию речевых центров мозга. Эффективны также специальные упражнения и массаж кисти н пальцев руки. Для развития речи очень важно проводить специальные игры и упражнения. Рекомендуем ряд игр, в которые может поиграть с ребенком в семье любой взрослый. Показ игрушек (животные, куклы, машинки и др.). Цель: вызвать у ребенка потребность в обращении (Дай Катю, Дай собачку <ав-ав>, Дай машину (дуду)), а также развивать его активный словарь. Количество предметов увеличивается постепенно (от одного до 4—5, в зависимости от возраста ребенка). Игрушки расставляют в разных местах комнаты, но так, чтобы ребенок мог их достать и принести вам. В зависимости от уровня развития речи вашего малыша задание может быть разное: просто найти игрушку по вашему предложению; принести и обязательно назвать (Что это? Что ты принес?); сказать, какая игрушка (большая, маленькая, красивая): попросить отнести на место, спросить, что он отнес. Или еще вариант: вы берете все игрушки и предлагаете ребенку попросить себе любую из них, побуждаете к обращению (Скажи: Дай Лялю, Дай зайку), отдаете игрушку и говорите: Возьми Лялю, Возьми зайку. Следите, чтобы малыш произносил не только упрощенное слово-название, но и полное, особенно после полутора лет. Игру можно проводить в разных вариантах (прятать игрушки, показывать, снова прятать и все время стимулировать речь ребенка вопросам Кто это?, Кто убежал?, Куда спрятался зайка? Давай поищем вместе). Волшебный мешочек. В этой игре при той же цели больше внимания уделяется звукоподражанию. Для этого в мешочек (яркую, красивую сумочку, пакетик) кладете игрушки — животных (кошку мяу-мяу, собаку ав-ав, гуся га-га, уточку кря-кря* я др- >• Можно заинтриговать ребенка — спрятать мешочек, внезапно найти, с трудом отрывать: Что же здесь в мешочке? Что принесла тетя (дядя или мишка)7 Можно придумать многое, что заинтересует ребенка. Вы лучше знаете своего малыша. Постарайтесь как можно больше активизировать его речь: •Скажи, как кричит киска (лает собачка). Повтори, давай вместе скажем* (несколько раз повторить). Но и здесь должна быть мера — если ребенок не хочет, не принуждайте, повторите игру в следующий раз, когда он будет больше к этому расположен. Варианты игры могут быть разные. Один из них: убираете всех животных в мешочек и предлагаете малышу попросить любую игрушку: Скажи: Дай Петю — ку-ка-реку, Дай утю — кря-кря и т. д. По такому же типу проводится игра *Кто в домике живет?, когда игрушки не в мешочке, а в домике (можно домик построить из кубиков, стульев). Вы имитируете голосом звуки животных и спрашиваете: Кто так кричит? Возьми кису, покажи, как она мяукает и т. д. Во все игры вам, конечно, придется активно включаться, стараться вызвать речевые реакции ребенка, чаще вместе с ним произносить слова и повторять их не один раз. Игры с куклой. Их может быть несколько: Укладывание куклы спать, *Корм~ ление куклы, t Пойдем с куклой Катей гулять. Их цель: научить простейшим действиям с куклой — заворачивать ее, баюкать, кормить, одевать, произносить слова: Ляля, спи, бай-бай, на, каша, здравствуй, кушай, пойдем гулять и др Конечно, в один день проводится одна какая-то игра. Например, ваши действия и слова в игре Укладывание куклы слать. Вы садитесь с ребенком за стол, ставите кукольную кроватку с постельными принадлежностями, показываете и называете каждый предмет: Смотри, Сашенька, это кроватка, вот подушка, одеяло, простынка, а это стул. Показываете куклу: Ляля хочет спать. Иди, Ляля, спать в кроватку. Я сейчас раздену Лялю. Снимаете с куклы одежду, кладете ее на стульчик, укладываете куклу, покрываете одеялом, баюкаете, приговариваете вместе с ребенком: Баю-бай, спи. Ляля, спи. Предложите поместить рядом еще какие-нибудь игрушки (куколку или зайчика) и обязательно побаюкайте их: Скажи: Баю-бай, Ляля, спи, спи. Эта игра не только вызывает речевую активность ребенка, но и упражняет его в умении самому последовательно раздеваться, укладываться спать. В игре Кормление куклы ваши действия и слова будут примерно такими: ставите на стол кукольную мебель, сажаете за стол куклу. Свои действия сопровождаете словами: Я поставлю стол и стул, посажу Лялю и дам Ляле кашу. Вот тарелка, вот ложка. На, Ляля, кушай, Ляля, кашу,— подносите ложку ко рту куклы несколько раз.— На, Ляля, кушан. Ляля, кашу. Ах, какая вкусная каша! Ляля съела кашу. Вытри ротик, Ляля. Возьми салфетку. Предлагаете ребенку покормить куклу: На ложку. Скажи: На, Ляля, кушай (ам-ам) кашу. Такие же игры можно провести с петушком, собачкой, мышкой и другими игрушками. Рассматривание картинок. Цель этого занятия в привлечении внимания ребенка к изображению, в том, чтобы вызвать слуховое сосредоточение на словах взрослого и связать изображение со словом. Картинки могут быть разные. Сначала надо использовать изображение одного и обязательно хорошо знакомого по виду и слову объекта (кошка, собака, птнчЬа и др.). Картинки должны быть яркие, четкие. Игра проводится так. Вы показываете картинку, спрашиваете, что нарисовано на ней, называете объект вместе с ребенком, просите повторить название (два-три раза). По-
том прячете картинки по очереди, спрашиваете: Кто убежал, кого нет7 Наход картинку, просите назвать, кто это, как он (она) кричит и т. д. Постепенно, особен но после 1 года 6 месяцев, можно предлагать для рассматривания по две картинки а уже к 2 годам — несколько. В таких упражнениях вы учите ребенка искать и находить название изображения, узнавать его, показывать картинку в ответ на вопрос где то-то?, отвечать действием на слово дай, подражать звукам животных. После полутора лет можно показывать картинки с изображением действий И цель здесь будет другая: понимать наряду со словами-обозначениями предметов слова-обозначения действия (спит, ест) и качеств (большой, маленький, сердитый), побуждать говорить предложениями из двух-трех слов, переходить от облегченных слов к полным. Конечно, такие занятия с ребенком проводятся регулярно, и взрослые должны быть терпеливы, эмоциональны. Помните, любая ваша отрицательная реакция (в голосе, жесте) сразу же скажется на его настроении, а значит, и результаты будут соответствующие. Очень хорошо, если вы в общении с ребенком будете использовать образцы русского народного слова: песенки, потешки, стихи. Это замечательное средство развития речи детей, о чем неоднократно писал великий русский педагог К.