Дети до тех лет
Взял я в руки карандашик.
Вспомните знакомые вам с детства полотна И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, М. С. Сарьяна: пейзажные картины родной природы, красота самых обыденных вещей, зримо представленная в натюрмортах, характеры и судьбы известных и неизвестных людей, раскрытые в портретах. Память каждого из нас хранит ту или иную картину, близкую нашему мироощущению, настроению, интересам, пристрастиям. Не раз нам случалось восхищаться способностью художника не только заметить в окружающем мире то сокровенное, что волнует каждого из нас, но и ярко, проникновенно, убедительно рассказа об этом, используя выразительные краски, линии, композиции Ваш ребенок может оказаться будущим Левитаном. Истоки таланта до сих пор не ясны. Возможно, Божьим даром творчества, даром удивлять, волновать окружающих своим искусством наделен и ваш малыш?.. Конечно, великим и даже средним художником будет не каждый. Но значит ли это, что изобразительная деятельность ребенка — занятие бесполезное?
В этом параграфе мы расскажем, почему вашему малышу нужно заниматься изобразительной деятельностью, как она возникает и развивается, какое значение имеет для ребенка, что надо делать для своевременного ее формирования.
Что может дать изобразительная деятельность для развития ребенка? Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Не упустите ранний, а затем дошкольный возрасты, наиболее благоприятные для их развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства. Ребенок более внимательно присматривается к окружающему. Он учится замечать и удивляться своеобразию, уникальности предметов и явлений. Как богаты, разнообразны, неповторимы краски неба в летний солнечный или в пасмурный и хмурый день, на восходе и закате солнца, как причудливы формы деревьев! У детей развивается способность почувствовать выразительность старой согнувшейся сосны, тонкой стройной юной березки-белоножки и могучего старого крепкого дуба; красоту и приволье широких просторов полей и особое богатство звучания тишины леса. У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми через рисунок. Этим ребенок подключает близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей,— он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчества При этом открываются большие возможности для совместного со взрослыми чувствования, переживания красоты и безобразия, успехов и неудач. Как это объединяет ребенка со взрослыми! Не оттого ли, что слишком мало в детстве бывает со-радования, со-огорчения, со-переживания, возникают впоследствии проблемы отцов и детей, неоправданного отдаления, непонимания, а то и неприятия друг друга, казалось бы, у самых близких людей? В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных, двигательных анализаторов и т. п. Как это все пригодится вашему ребенку и в школьном обучении! Изобразительная деятельность в том проявлении и значении, о котором мы только что говорили, формируется постепенно. Но ее истоки — в раннем детстве. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития вашего ребенка. Но для этого мамам и папам, всем, кто общается с малышом, надо знать, как возникает и развивается детская деятельность. С усложнением ее растет, развивается, изменяется и сам ребенок. Надо помочь ему в этом, но не спешить, не форсировать развитие. Для этого важно знать, почему малыш рисует, как он это делает и что у него получается. Как же появляется изобразительная деятельность и при каких условиях? Ваш малыш подрос. Ему идет второй год. Мир широк, богат, разнообразен. Как много в нем интересного, непонятного, привлекательного, зовущего, запретного... Как хочется все узнать, потрогать. Вот на папином столе что-то белое, шуршащее. Листочек упал со стола и приземлился рядом с малышом. Что же можно сделать с этим дивом? Пока не видит мама — попробуем на вкус... жуется, но не вкусно! Не вкусно, даже если набить полный рот. А вот и мама помогает вытащить изо рта эту бяку. Что же с ней можно еще сделать?.. Попробуем помять... мнется и шуршит, рвется и опять шуршит, но по-другому. Это я заставляю ее шуметь. Она слушается меня... захочу, опять буду шуметь. Это моя шумелка... Как интересно! Что же с ней еще можно делать? Попробую... Знакомая картина, не правда ли? Так же ребенок экспериментирует с карандашом, фломастером, глиной и т. д. Он делает свои открытия. Можно ли назвать это изобразительной деятельностью? Нет, конечно. Это один из видов познавательной деятельности. Малыш задает себе вопрос: Что же это такое? Что с этим можно сделать? — и познает мир предметов чувственным путем, исследуя их. Это истоки любой деятельности, в том числе и изобразительной. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. ребенок быстрее их заметит, если они будут лежать отдельно от других предметов. Желательно, чтобы материал был достаточно прочным, так как малыш из потребности к исследованию всего и вся часто использует его не по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей — цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала. Это рассеивает внимание ребенка, лучше, если он сосредоточится на одном-двух фломастерах. Итак, материал должен быть ярким, прочным, обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном для ребенка месте. Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойдите навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-то щель, пробовать на вкус и т. п. Бумагу он будет рвать, мять... Если его интерес иссяк, можно подложить материал другого свойства, цвета, величины и т. п. В чем ваша цель? Продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддерживать его разнообразные познавательные действия (здесь и закладываются истоки будущей любознательности, инициативы, более сложной познавательной деятельности). Этот период может быть очень коротким, а может быть и довольно длительным. Когда у детей несколько снизится интерес к материалу, надо создать условия для возникновения нового интереса, нового побудителя деятельности. Лепите, рисуйте на глазах у ребенка и для него, чтобы он, общаясь с вами, видел предназначение этих предметов. Постепенно для него будет значимым, интересным не только сам материал, но и действия взрослых с этим материалом. Малыш начинает подражать маме, папе, сестре. Он говорит: Я рисую, Я письмо пишу. Узнавайте, прочитывайте ваш рисунок вместе с ребенком. Для него образ, увиденный в рисунке (цыпленок, киска, машина),— это целое открытие. Он и не подозревал, что на бумаге может быстро появиться яблочко, домик и т. п. Таким образом, от интереса к материалу в ребенке зарождается интерес к соответствующему действию с ним, а затем и к результату этого действия — образу предмета, воплощенному в красках, линиях. Развитие действий с материалом и понимания его изобразительных возможностей может быть и стихийным. К примеру, манипулируя с фломастером, ребенок неожиданно черкнул по бумаге и увидел оставшийся яркий след. Это вызвало огромное удивление и радость. Во какая! — восклицает малыш. Не понимая еще, что на бумаге можно изображать что-то, он радуется яркой линии и тому, что она возникла от его воздействия. Ребенок стремится повторить действие: Еще такую сделаю. Вместе с малышом удивитесь тому, что получилось, похвалите его, поддержите в стремлении сделать еще такую.
С этого момента появился новый мотив его действий: ребенка привлекает не только и не столько материал, сколько возможность получить результат (след на бумаге). И теперь ему уже не все равно, отточен карандаш или нет.