Дети до тех лет
Что же нужно делать взрослым в этот период?
Закрепляйте интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге. Каким образом? Для этого необходимо предоставить ему фломастеры или цветные восковые мелки и бумагу большого формата. Можно использовать рулон дешевых обоев. Длинная и широкая полоса бумаги, расстеленная на полу, привлекает ребенка. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом его действия часто проявляются в ритмических движениях. Ритм движений привлекает малыша, являясь дополнительным стимулом его действий с материалом.
Надо дать ему возможность изжить желание черкать по бумаге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом еще хаотичны, неорганизованны, ребенок не может контролировать их и управлять ими. Он нередко рвет бумагу, так как не способен регулировать силу нажима на карандаш, черкая, выходит за пределы листа бумаги, не управляет размахом движений. Но действия эти самостоятельны и самоценны. Попробуйте вложить карандаш в руку ребенка правильно. Он пока захватывает его кулачком, ему так удобнее, так как правильное положение пальцев требует более тонкой координации движений, работы мелких мышц. Вашему малышу это пока трудно, поэтому не настаивайте на правильном удерживании карандаша.
Итак, вы ведете ребенка от манипулятивных действий с изобразительным материалом к использованию его по назначению. Что же мы видим на листке бумаги? Каков результат таких действий? На листе остаются штрихи, точки, мотки, прямые и ломаные линии. Когда ребенок пытается замыкать линию, появляется нечто похожее на форму. Этот период в развитии изобразительной деятельности называется периодом каракулей. На таком уровне деятельностного развития поведение малыша можно наполнить иным смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Надо показать, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно видеть какое-то содержание, образ. Но сначала дайте возможность ребенку самому сделать открытие, увидев в штрихах и линиях то зайчика, то яблочко, то машину. Возникает так называемый ассоциативный образ. Малыш радуется, увидев вдруг в каракулях знакомые предметы, радуется тому, что они могут появиться на бумаге, что источник их появления — он сам, что это результат его собственных действий.
Если ребенок не видит образ, помогите ему. Видение образа ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятельности. Самое главное, что требуется от взрослых,— это проявит" интерес к тому, что черкает ребенок на своем листке. Надо вместе с ним читать его рисунок, показывая, что в штрихах, пятнах может быть образ какого-то предмета, явления. Какая длинная дорожка получилась! — удивленно восклицает мама. Малыш не рисовал дорожку, просто черкал по листу. Однако образ, увиденный мамой, удивляет и радует его. Чтобы усилить интерес ребенка к образу, вызвать ассоциативную связь, то есть помочь увидеть в линии дорожку, поиграйте с ребенком, обыграйте рисунок. Поставьте на дорожку машину и покатайте ее, можно взять маленькую игрушку, например зайчика, и показать, как он скачет по дорожке. За неимением игрушки используйте предметы-заместители (кусочек бумаги, ткани, меха и др.), напоминающие воображаемый предмет. А иногда достаточно жеста, имитирующего движение того или иного персонажа. Такое обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение — основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей. В процессе такой игры ребенок лучше понимает смысл изобразительной деятельности, что важно для последующего ее развития. Вы догадались, от чего зависит появление у ребенка ассоциативного образа? Ну конечно, от его впечатлений, от опыта. Чем больше он видел, знает, чем ярче эти впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа, богатого, разнообразного, интересного прочтения малышом своего рисунка, прочтения на уровне случайных ассоциаций. Ознакомление с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей — основа образного прочтения ребенком своих картин, основа работы воображения. Итак, малыш с интересом ищет образ, содержание в своих бесформенных линиях. Это становится главным двигателем, стимулом его самостоятельных действий с изобразительным материалом. С того момента как ребенок понял, что на бумаге может появиться любой предмет, в общении с ним возможны вопросы типа: Что ты нарисовал? Когда ребенок отвечает на ваш вопрос, это свидетельствует о более высоком уровне воображения. Увидеть образ самому гораздо полезнее, чем по подсказке взрослого.
Не пытайтесь в это время найти объективное сходство каракулей с изображаемым предметом. Его чаще всего нет. Но как же малыш находит это сходство? Иногда по форме (прямая линия — значит, дорожка), по цвету (красное — значит, яблочко или флажок, в зависимости от опыта), по массе (большое пятно — значит, слон), по ритму движения (стучит карандашом по листку, и это ему напоминает, как идет дождик, как горох сыплется и т. п.). Иногда ощущение сходства вызывается траекторией движений.
Рука с карандашом бесцельно скользит по листу. Это вызывает в памяти след от самолета или движение машины (в зависимости от того, что произвело впечатление и что запомнилось). Малыш, как правило, не осознает, на основе каких признаков возникло узнавание образа. В процессе и в результате совместного чтения этих каракулей и их обыгрывания ребенок не только увидит образ (например, дорожку), но, радуясь своим возможностям, захочет повторить изображение: Еще дорожку нарисую. Наступает очень важный момент в развитии деятельности. С этого периода ребенок не только понимает ее изобразительный характер — впервые появляется цель, поставленная им самим: Яблочко! Яблочко! Еще нарисую яблочко. Сказанное вслух: Еще нарисую... — свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности, первоначального замысла. Итак, мы проследили, как зарождается и развивается детская изобразительная деятельность, какое значение она имеет, определили условия успешного развития малыша в этой деятельности. Помните, что все дети разные и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития их изобразительной деятельности. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой — быстро, как бы одномоментно. Вам важно видеть перспективу ее развития и создавать для этого соответствующие условия.
Вспомним еще раз основные ступени развития изобразительной деятельности и ваши педагогические действия:
1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним.
Предоставляйте ребенку материал, позволяйте разнообразно действовать с ним. Поддерживайте его интерес к экспериментированию с материалом!
2. Интерес ребенка к действиям взрослых с материалом. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом.
Рисуйте на глазах малыша и для него. Показывайте, как можно пользоваться материалом. Читайте свои рисунки вместе с ним.
3. Интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа. Знакомьте ребенка с окружающими предметами, явлениями. Рассматривайте предметные и малосюжетные картинки. Читайте и обыгрывайте детские рисунки-каракули. Удивляйтесь и радуйтесь им.
4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-то нарисовать.
Поддерживайте кроху в этом стремлении, хотя детский рисунок и представляет собой каракули. Постарайтесь увидеть в этих каракулях образы, задуманные ребенком, радуйтесь вместе с ним, хвалите его, играйте с рисунком.
13. Как живу я и расту в стране Акварелии (Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет)
К концу второго года ваш ребенок поднялся на ступеньку выше в изобразительной деятельности. Он уже не просто называет, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка: Нарисую машину, то есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу, впервые зарождается замысел. Новый этап в деятельности, рисование по замыслу, появляется примерно к двум годам: у некоторых детей чуть раньше, у других — чуть позже. Это зависит от многих условий. И сейчас малышу интересен материал и действия с ним; к рисованию его побуждает и подражание старшим, и потребность пообщаться с ними, и получить их одобрение. Но самый главный побудительный мотив — это сделанное ребенком открытие: в рисунке, на бумаге можно изображать все что угодно. Поэтому постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность еще раз пережить то, что взволновало, заинтересовало. Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенденцию в действиях малыша. Каким образом? Продолжайте выказывать заинтересованное отношение к результатам изображения, обыгрывайте их, поощряйте. В то же время обогащайте впечатления ребенка от окружающего мира. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов. Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, за его стараниями, то увидите, что он, как правило, не может повторить его. В чем дело, почему он не может повторить только что выполненный рисунок? Причина заключается в том, что сходство каракули с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства: почему он увидел солнышко, яблочко или дорожку? Если он даже и понял причину, то не владеет способом изображения, поэтому повторить его сложно. Как себя ведет ребенок в этом случае? Он может и не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами. При этом один и тот же штрих, линия нередко приобретают разное смысловое значение в его толковании. Что в этом случае следует делать взрослым? Радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им открытиям, обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Не смущайтесь сменой названий одних и тех же каракулей, это полезно. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все, что ему угодно. Он испытывает радость от понимания, что на листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее этот мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение, закрепляет у ребенка интерес к деятельности.
От чего зависит богатство содержания рисунков?