Дети до тех лет
Какие способы изображения доступны малышу?
Педагогами установлено (Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова), что в рисовании ребенку этого возраста доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков — цветовых пятен (листочки), штрихов карандашом, фломастером (дождь), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки, ленточки и т. п.). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Таким образом, линия, ритм штрихов и цветовых пятен — те изобразительно-выразительные средства, которые доступны вашему ребенку. Он их может легко освоить, если вы ему поможете. Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом (Т. С. Комарова) такова: надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. Кисть не бросать, а ставить на подставку, держать в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. Малыши этого возраста любят лепить. Вместе с вами они лепят пирожки из теста, из снега — снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома, дороги, лепят зверюшек и т. п. Этот материал послушный, податливый, и потому малыш его любит (за редким исключением, когда-боится измазать руки). В комочке глины он быстрее видит образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины. Этот материал более пластичен, послушен и более гигиеничен, чем пластилин. Каким изобразительным действиям можно учить малыша в лепке? Прежде всего отщипывать комочки глины разной величины, затем раскатывать их между ладошками и расплющивать. Следует приучать малыша вместе с мамой, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.
Как же можно решать все эти задачи?
Важно помнить, что изобразительная деятельность не является каким-то довеском к жизни вашей и вашего ребенка. Она должна органично войти в процесс общения с малышом, быть естественной и желанной. Каждый день вы с ним гуляете; ребенок, особенно мальчик, внимательно наблюдает за машинами. А вот вы весело играете с ним мячом. У папы на столе зажглась и засияла светом настольная лампа, малыш сам включил ее. Вдруг рассыпались у мамы любимые им витамины. Как интересно было помогать маме искать их и собирать! А у бабушки в саду сливы поспели: одна, еще одна, много слив! Все это можно рисовать, лепить: Мы гуляем по дорожке, Мячик скачет, Зажжем огоньки, Вот рассыпался горох, Какие сливы поспели в саду и т. д. Основа для возникновения образов, желания изображать конкретные предметы и явления — это яркие детские впечатления: от игрушек, от природы, живой и неживой (ветер, солнце, снегопад), от животных, птиц, людей, машин и т. п. Мир богат и разнообразен! Малыш рисует его по собственной инициативе. Не спешите предлагать ему свою тему. Сначала присмотритесь к тому, что ребенок рисует, и подключитесь к его рисунку. Вот у него на листке появилась птичка, а вы послушайте, о чем она поет. Грустная у нее песенка. Рассказала птичка, что прилетела она зернышек поклевать, а зернышек нет. Предложите покормить птицу. Может быть, ваш малыш догадается, как их насыпать карандашом или фломастером. Если он не сообразит, покажите, как можно ритмично нанести зернышки-точки на лист бумаги. Не забудьте при этом вложить карандаш в руку ребенка правильно, между тремя пальцами указательный — сверху. Вот и посыпались зернышки. Спросите малы
ша, где птичка, что делает, видит ли она корм и т. п. Побуждайте его фантазировать, играть в рисунке, придумывать новое содержа ние и рисовать то, что придумал. Оказывается, прилетели ещё птички и все зернышки склевали (дайте еще бумаги, если лист уже весь зарисован). И опять посыплются зернышки, прилетят птицы — в рисунке будет все, что знает малыш о птицах, что его интересует, что он видел на прогулке. Но вот пришел папа (сестренка, бабушка). Пригласите их посмотреть (предложите малышу показать), какое чудо произошло: прилетели птицы... Вместе с бабушкой спели песенку про птичек, полетали по комнате, поклевали зернышки, попищали, как птички, и улетели в гнездо. Можно примоститься у окошка и понаблюдать еще раз за жизнью птиц. Вы рисовали, играли, пели, двигались, наблюдали вместе с малышом — и все это была изобразительная деятельность, живая, интересная, игровая, неназойливая. Итак, знакомьте детей с миром, смотрите, что малыш изображает, играйте с ним при рисовании, побуждайте игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешите придумывать за него), покажите ему доступные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме стимулируйте их повторение. Следите при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражнение помогают вырабатывать правильный навык, освоение элементарной техники рисования может быть веселым, радостным.
Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком много краски, рисуя, выходит за пределы контура и т. п. Не отчаивайтесь, не огорчайтесь и не огорчайте художника недовольными замечаниями, оценками. Возьмите карандаш, кисть и правильно вложите в руку малыша, не выпуская ее, нарисуйте вместе, чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм. В процессе рисования поправляйте ребенка по мере надобности. Покажите еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как большой палец сбоку держит карандаш и не дает ему падать, а указательный забрался наверх и помогает большому пальчику. Ребенок легче, быстрее овладевает карандашом, фломастером, а потом уже кистью, так как кисть мягкая и ребенок слабее чувствует и осваивает рисовальные движения. Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы ваше внимание к его действиям, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения и контроль за действиями. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша. Чем чаще вы будете давать ему изобразительный материал, присутствовать и общаться с ним при этом, тем быстрее малыш освоит его, тем смелее, увереннее, свободнее и разнообразнее будут его действия. Одни и те же изобразительные действия усваиваются на разном материале. Поэтому тематика детских рисунков, подсказанная вами, но охотно принимаемая детьми, выбирается с учетом двух моментов:
— впечатлений ребенка (что он знает, что его интересует, что вы с ним недавно видели, делали и т. п.);
— способов изображения, с которыми можно познакомить малыша. Подумайте, можно ли эти впечатления (темы) передать ритмичными штрихами, мазками, линиями разной направленности.
При соблюдении этих условий выбор тем неограничен.
Так, чтобы научиться нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми, как идет дождь (повторяя при этом звуки: кап-кап-кап); снег; как рассыпался горох, как сыплется песочек и т. п. Есть такие явления, которые лучше рисовать красками (так будет выразительнее): снежинки, звездочки на небе, огоньки на елке и в окнах, листочки на дереве, одуванчики, ромашки на лугу, вишни на тарелке; как жуки летают, как падает град на землю; мы сажаем с бабушкой бобы на грядку, расцвели в саду розы и т. п. Тематика для изображения явлений (предметов) линией может быть самой разнообразной: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам, веревочки к машине, пояс к платью и т. п. Вы легко придумаете, что рисовать, если внимательно оглядитесь вокруг, посмотрите, чем занят ребенок, какие у него игрушки, что он замечает в окружающей обстановке, что вы делаете при нем и вместе с ним. Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном с ребенком рисовании, сотворчестве (Т. Г. Казакова). Например, вы рисуете машину, а малыш — дорожку, по которой она едет. Вы рисуете дерево, а малыш — яблочки на нем; вы — домик, а малыш—окна, огоньки, которые в них зажглись; вы — елочку (силуэт), а малыш — игрушки на ней и т. п. Ваши рисунки должны быть очень простыми, иначе ребенок, понимая несовершенство собственных каракулей, может отказаться рисовать. Тематика лепки так же проста, понятна, доступна и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, картошка, вишня, зайчики (мама скрепила два шарика и сделала ушки). Совместная со взрослыми лепка особенно увлекает детей. Тут же можно обыграть самодельные лепные игрушки, развернуть своеобразный настольный театр. Песенки и танцы взрослого и малыша с новыми игрушками будут интересны и полезны. Лепка вместе с детьми и для детей (из глины, песка) различных фигурок с последующим их обыгрыванием ускоряет появление ассоциативных образов.