Дети до тех лет
Какой изобразительный материал можно предложить малышам?
Ребенку нужно много бумаги. Он быстро заполняет пространство листа. Поэтому рекомендуем иметь запас бумаги. Она может быть самой дешевой. Хорошо иметь недорогие обои. Большой лист расстелите на столе, прикрепите на свободной стене, а можно и на полу. Малыш с удовольствием двигается, черкает по бумаге. Большое количество бумаги при некотором контроле предупредит рисование ребенка на мебели и стенах. С детьми этого возраста можно заниматься совместным рисованием не только на бумаге, но и на песке — палочкой, на линолеуме — мелом.
Чем еще можно рисовать малышу? Цветные карандаши красивы, но если вы не рисовали с малышом, когда ему шел второй год, то он не умеет нажимать на карандаш. Поэтому карандаш ломается и рвет бумагу или линия (из-за слабого нажима) очень тонкая, незаметная, и это огорчает ребенка. Предложите ему сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию. Следует рисовать одним фломастером, а затем двумя-тремя, чтобы привлечь внимание ребенка к цвету; затем можно предложить и карандаши. Возможно использование цветных восковых мелков. Изготовленные на восковой основе, они не крошатся, не пачкают руки, оставляют на бумаге яркий след. В этом возрасте можно и нужно предложить детям краски (гуашь). Краски — яркие, сочные по цвету, легко наносятся, и потому этот материал удивляет и радует малышей. У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной деятельности это выражено в их увлечении разноцветными карандашами, фломастерами, красками. Ребенок пробует цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают его, что он пробует их в прямом смысле — язычком. Некоторые — становятся для него любимыми. У таких маленьких детей цвет длительное время самоценен, то есть не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует сам по себе. Поэтому цыплята могут быть голубыми, а кошка—зеленой. Соглашайтесь с малышом. Для него сейчас важен сам цвет. Однако, если вы вместо красочного материала отделаетесь от ребенка ручкой с синим или черным стержнем, если вы сами не будете обращать внимания на цвет окружающих ребенка предметов, малыш может надолго задержаться на уровне сине-черного восприятия мира, равнодушия к цвету. То есть он не почувствует, не переживет одну из радостей этого мира — красоту цвета, не обретет способность видеть мир в красках и рассказывать о своем мировосприятии.
Итак, ребенку третьего года жизни материал интересен. Помните об этом. Пробуя материал, он нередко пытается залезть в краски пальчиком и, более того, нарисовать пальцем на листе. Позвольте ему сделать это. Малыш лучше чувствует предмет, исследуя его руками, лучше чувствует движение и свободнее, чем с инструментом (кистью), действует. В настоящее время в детском саду практикуется способ рисования пальчиками, ладошками. На листе бумаги легко создаются изображения падающих листьев, следы зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка (пальчиком), как топает большой медведь (ладошкой), но и воображает себя этой кошкой и медведем. Образы воображения возникают легко, и это полезно. Но не задерживайте ребенка долго на таком способе рисования. Во-первых, далеко не все, а лишь отдельные предметы и явления можно изображать таким образом. Да к тому же краски расходуется больше, чем при рисовании кистью или тампоном, и малыша приводить в порядок приходится чаще. Но главное в том, что кисть более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности, иначе человечество давно отказалось бы от этого инструмента и рисовало руками. Какую кисточку приобрести для ребенка? Большую, с натуральным ворсом (№ 10, 12). Эта кисть пластична, послушна, позволяет выполнять различные изображения. Если такой кисточки у вас нет, можно дать клеевую кисть, но она жесткая, и не всякое изображение может быть выполнено ею выразительно (ленточки будут явно неровными, как бы плохо выглаженными, мячик — похожим больше на ежа). Лучше сделать тампон из поролона, прикрепить его к палочке — и самодельная кисть готова. Но рисовать ею также можно не все. Такой кистью удобно наносить пятна — следы, облака листопад и др.
Итак, задачи взрослых: обеспечить детей материалом; рассматривать с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдение знакомить с окружающими предметами и явлениями; рисовать на глазах у детей простейшие изображения; интересоваться их действиями с материалом; читать и обыгрывать первые рисунки; почаще хвалить малыша, радоваться и удивляться тому, что у него получилось, внушать и поддерживать веру ребенка в свои силы; учить простейшим способам изображения, способам действия с материалом.
Каких же успехов можно ждать от вашего малыша к трем годам?
1. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать вам о своих интересах в рисунке.
2. Видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится с вами своей радостью.
3. Знает, где лежит материал.
4. Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш, кисть и действовать ими (набирать краску, промывать кисть, обсушивать).
196
5. Достаточно смело и уверенно выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает кусочки, скатывает.
6. Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми. и
Но эти успехи будут достигнуты только в том случае, если вы создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка.
Бывает так, что при всех ваших стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не печальтесь — все дети разные, темпы их развития тоже. Ваш малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Продолжайте заниматься с ним рисованием и больше разговаривайте по поводу его рисунка. Поддержите его стремление рисовать, отнеситесь к нему бережно,— малыш фактически рассказывает вам о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Сохраните это желание общаться с вами через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед вами свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Помните: он ждет поддержки и поощрения. Насмешки, даже самые безобидные, недопустимы. Всякая насмешка навсегда лишает взрослого духовной близости со своим ребенком, а следовательно, лишает возможности направлять его развитие.