Дети до тех лет
А я музыку люблю, я танцую и пою
Вашему малышу пошел второй год. Музыка постепенно вошла в его жизнь, сделала ее более насыщенной и яркой. Пройдена первая ступенька в музыкальном развитии, очень желательно, чтобы вы придавали ей особое значение. Каковы задачи музыкального развития ребенка от одного года до полутора лет? Продолжаем последовательно развивать у малыша интерес к музыке; формировать музыкальное восприятие: побуждать его к эмоциональному отклику на музыку при слушании песни или инструментальной музыки, обращать его внимание на различение звуков по высоте (птичка летает; контрастно — медведь идет); побуждать малыша к элементарному музыкальному воспроизведению: к подпеванию отдельных слогов, слов, выполнению простых движений под текст песни в незатейливых танцах, играх (в паре с мамой и самостоятельно), активному участию в играх под музыку; развивать активность, самостоятельность ребенка в музыкальном восприятии и воспроизведении. Напоминаем, что сначала малыш лишь слушает (воспринимает) музыку, и на этой основе в дальнейшем будет пытаться петь, танцевать. Родителям можно посоветовать как можно чаще слушать с ребенком музыку. Включайте ту музыку, от которой вы сами получаете эстетическое наслаждение. Пусть и ребенок слушает эти произведения. Эстетический вкус его в большой степени зависит от вашего вкуса. Осознавая это, постарайтесь, чтобы ваш малыш слушал произведения истинного искусства. Слушание надо подкреплять словом музыка. Услышав его, ребенок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон, и он слушает секунд 20—30. Потом, как и раньше, вы накрываете источник музыки, например платком, и говорите: Где музыка? Нет музыки! Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит и сдергивает платок. Потом возвращается на свое место и ждет, что вы снова включите музыку. После такой подвижной паузы он слушает музыку с новым интересом. Какую музыку малыш слушает и на что необходимо обращать внимание? Начинайте с приобщения его к слушанию веселой мелодии, сыгранной на металлофоне (возможна и грамзапись). Потом дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбельную. Можно спеть при умывании малыша одну песенку (Водичка, русская народная мелодия), при одевании —другую, на прогулке — третью. Утром, когда малыш встает, ему понравится, если вы споете песенку Машенька (муз. А. Филиппенко), естественно, называя имя своего крохи. Включая в жизнь ребенка различные песенки, вы поможете ему расти веселым и жизнерадостным. Ему можно дать куклу перед слушанием музыки и предложить не только послушать колыбельную, но и покачать куклу под музыку, если он предварительно видел, как вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз при слушании плясовой покажите, как кукла пляшет под веселую музыку, и делайте это не один и не два раза, а столько, сколько малыш будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет все понятно, он сам в следующий раз начнет делать то же самое, что и вы, и непременно под ту же музыку. Так у ребенка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений: предложите послушать, как танцует медведь (нижний регистр), как летает птичка (высокий регистр), как лает большая собака (низко), как лает маленькая собачка-щенок (высоко) . Кроха подражает вам во всем. Учтите это! Все ваши движения должны быть доступны ему, просты и красивы. Если у малыша что-то не получается — не беда! Главное сейчас — чтобы он делал это с удовольствием. На втором году жизни дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, к звукоподражанию, но и обогащает новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Так, например, ребенок по-прежнему с удовольствием слушает песню Птичка, только объем повторяемых им слогов, звукоподражаний, движений постепенно увеличивается. Не советуем использовать при слушании музыки показ совершенно новых игрушек. Малыш в таком случае перестает слушать музыку, а рассматривает игрушку. Поэтому желательно использовать знакомые игрушки. В этом возрасте вы исполняете для своего малыша песни, доступные по содержанию, ярко контрастные по характеру. Постепенно вы вводите в репертуар ребенка новые песенки: Зайчик (русская народная мелодия), Мишка идет в гости (муз. Н. Д. Бордюг) и др. Дети любят слушать песни. Лишь со временем ваш малыш начнет подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдет не сразу. Одно и то же произведение необходимо повторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и вы не будете разочарованы!
Легче малыш осваивает несложные движения под музыку. В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Ребенок бывает рад, если повторяет под музыку вслед за мамой или папой новое движение. Чаще танцуйте под музыку сами или вместе с ним. Он уже может, поворачивая слегка тело, приседать, притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук), танцевать с вами в паре. Первоначально инициатива на вашей стороне. Постоянно танцуя с ребенком, подождите, когда он сам начнет танцевать. Теперь вы уже выполняете движения как бы за ним и применяете показ лишь тогда, когда ваш малышок затрудняется в их выборе. Несложные пляски для детей этого возраста желательно выполнять под текст взрослого. Например:
А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем, (берутся за руки) Ручками мы машем, машем, машем, (машут руками) Ножками топаем, топаем, топаем, (топают ногами) Ручками хлопаем, хлопаем, хлопаем, (хлопают ладошками) Постепенно даем понять малышу, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием ее: разводим руками — нет музыки. После небольшой паузы пляска вновь начинается. Радость должна постоянно сопутствовать вашему общению с ребенком. Большое значение в воспитании придается совместным играм под мамино пение. Игровые действия все больше регулируются не только показом, но и словами, музыкой. По-прежнему нравятся малышу игры на коленях. Посадите его к себе лицом, держа за руки, напевая По кочкам, по кочкам... и подбрасывая на коленях. Затем ноги слегка раздвигают, и малыш как бы проваливается между коленей. Упасть ему вы не даете, крепко держите за руки. Есть и другие игры с подобным содержанием. Желательно повторять игры Сорока-сорока, Коза рогатая. Это жемчужины народной педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими! Начинаем играть в догонялки, приговаривая: А я Ванечку люблю (медленно приближаетесь к ребенку), его быстро догоню (топаете ногами, как бы догоняете). Ребенок убегает, а вы с возгласом а-а-а догоняете его. Поверьте, это станет одной из любимых игр вашего малыша. Так, общаясь с крохой, вы эмоционально вводите его в мир музыки, приобщаете к слушанию ее, к азам пения, движению под музыку, не только используя свой показ, но и все чаще побуждая ребенка к действию словами. По каким признакам можно судить о том, что музыкальное развитие вашего малыша идет успешно? Ребенок с интересом слушает пение (мамы, папы, старшей сестры и др.) и музыку, исполняемую на фортепиано, аккордеоне в записи, различает музыкальные звуки по высоте С большим удовольствием и интересом включается в пение взрослого, выполняет элементарные движения под музыку (по тексту песни) вслед за взрослым, пытается танцевать самостоятельно, осваивает хлопки, вращение кистями рук, топание ногами и т. п. Активно включается в игры под пение, музыку. И вот малышу уже полтора года. Каковы же задачи музыкального развития ребенка от полутора до двух лет?
1. Продолжайте формировать устойчивый интерес к музыке.
2. Содействуйте развитию основ музыкальности ребенка: старайтесь вызвать эмоциональный отклик на музыку; развивайте звуковысотное восприятие (умение различать звуки высокого и низкого регистров), тембровое восприятие (дифференциация тембра двух контрастных инструментов).
3. Поощряйте желание малыша участвовать в музыкальной исполнительской деятельности: побуждайте к подпеванию слогов, слов, к выполнению простых танцевальных игровых движений (в соответствии с текстом топать, прыгать, хлопать и т. п.) — по показу и самостоятельно, а также к игровым действиям.
4. Развивайте подражательность малыша, его активность в музыкальной деятельности.
Для решения этих задач используются не только уже ранее названные музыкальные пособия, но и настольный домашний театр, где разыгрываются спектакли по содержанию потешек, сказок, которые можно поставить под музыкальное сопровождение.
Каким образом следует решать задачи музыкального развития?
Прежде всего необходимо подумать о повседневном общении ребенка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слышит по радио, телевидению, в магнитофонной записи. Постарайтесь, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно ожидать от вашего ребенка в подростковом возрасте, если с первых лет жизни он слушал только такую музыку! Едва ли он будет способен потом воспринимать более сложные музыкальные произведения, поздно будет приучать его и к классической музыке. Поэтому постарайтесь с первых месяцев жизни ребенка уделять внимание и классической музыке. Не обязательно при этом заострять на ней особое внимание. Например, малыш играет с игрушками на ковре, а вы в это время включили музыку П. И. Чайковского. Пусть он впитывает ее даже неосознанно. А если вы любите слушать произведения Л. Бетховена или Ф. Шуберта, пусть и малыш слушает их почаще. Музыкальное восприятие в большой степени формируется под влиянием привычек родителей. Перед слушанием музыки ребенок, как и ранее, усаживается на свое любимое место: это может быть диван, стульчик или даже коврик; важно, чтобы он приготовился слушать. Вы заинтересованно произносите: Музыка! И потом включаете проигрыватель. К концу второго года кроха может сосредоточенно слушать музыкальное произведение в течение 40—45 секунд. После этого можно сделать паузу и спросить: Еще сыграть?
По-прежнему предлагайте малышу несложные задания: самому определить характер музыки и передать его в движениях с куклой (Пусть твоя куколка послушает музыку и будет спать или танцевать под нее) и т. п. Давайте игровые задания на различение высоты музыкальных звуков (высоко, низко), тембра (отгадать, что звучало — дудочка или металлофон), динамики (громко — тихо). Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями под музыку. Если у вашего ребенка развиты умение слушать музыку, подражательность, то он с удовольствием будет включаться в пляску с вами. К концу второго года он самостоятельно, в соответствии с характером музыки может переходить от одного плясового движения к другому. Обычно дети исполняют пляску очень эмоционально. В этом возрасте они с большим удовольствием танцуют в паре со старшей сестренкой, с подружкой, которая пришла в гости. Танцуйте и вы! Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Вы исполняете роль ведущего, например, в игре Мишка идет в гости, а малыш по ходу игры убегает от медведя, которого вы ведете по полу. С удовольствием ребенок играет в народную игру Жмурки: под спокойную музыку надо прятаться за стульчик, а под веселую плясовую — весело плясать. Наиболее яркая форма музыкальной активности в этом возрасте — подпевание. Если малыш может слушать довольно сложную музыку, если в движениях под музыку он тоже многого достиг, то подпевает чаще всего по-прежнему лишь отдельные слоги, слова. Поэтому для пения рекомендуем подбирать специальный репертуар с повторяющимися простыми по звуковому составу словами (например, Машенька, Паровоз, Собачка, в которых целые части куплета поются на слоги: гав-гав, бай-бай). Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно про-певая каждый звук. Ребенок будет вам подражать. Если песня исполняется впервые, можно перед пением выразительно проговорить слова и затем исполнить ее. Самое главное для вас — заинтересовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел петь вместе с вами и делал это с удовольствием.