Дети до тех лет
Чаще используйте пение в течение дня.
Чего может достигнуть ребенок к двум годам в музыкальном развитии?
Вот проявления его музыкального восприятия: — заинтересованно слушает музыку и эмоционально реагирует на нее;
— внимательно слушает песню (в исполнении мамы, папин
и др.) со словами, а также мелодию этой песни, сыгранную на музыкальном инструменте, эмоционально откликается на нее;
— различает звуки низкого и высокого регистра (медведь дит — птичка летает), тембры колокольчика, дудочки.
Первые проявления элементарного исполнительства:
— по настроению и по своей инициативе может напевать незатейливые собственные мелодии, вместо текста поет гласные звуки и слоги;
— подпевает слоги и слова в знакомых песнях, в повторяющихся фразах;
— выполняет простые плясовые движения: хлопки, легкие приседания, топание, прыжки, кружение (под текст), начинает реагировать на начало и конец музыки, танца.
И вот вашему крохе пошел уже третий год. Задачи музыкального развития усложняются. На этом этапе родителям необходимо:
1. Позаботиться о создании у ребенка запаса любимых музыкальных произведений, выявить его музыкальные предпочтения.
2. Продумать условия для полноценного музыкального развития малыша.
3. Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, исполнительству, подпева-нию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку.
4. Побуждать малыша к музыкальным творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности. Ваши заботы не пропали даром. Многие двухлетки с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это не надолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слушал песенку. Таким образом, при слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так он может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки. Кроха растет и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Постепенно ребенок начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то рассказывает, и просит вас сыграть песню про зайчика или про медведя (если вы не играете сами, надо иметь соответствующие пластинки или магнитофонную запись). Ну а если у вас нет детских пластинок? Как быть в таком случае? Надо прослушать свою фонотеку, выбрать подходящие записи (особенно обратите внимание на мелодии народных песен в исполнении оркестра народных инструментов), а потом соотнести понравившуюся вам музыку с доступными для малыша образами — зайчика, медведя, птички и т. п. Затем эту музыку предложите ему послушать. Но, безусловно, это не лучший вариант! Лучше приобретать специальные детские альбомы и иметь записи классической музыки разного характера: спокойного, веселого, подвижного, бодрого. Как правило, малыш легче воспринимает песни или музыкальные пьесы, контрастные по характеру.
А может быть, вы сами играете на музыкальном инструменте? Считайте, что вашему ребенку повезло с родителями. Тогда можно придумывать небольшие рассказы и иллюстрировать их музыкой. Например: Сережа с мамой приехали а деревню к бабушке. Идут они по улице, вдруг видят — маленькая птичка летит (муз. Птичка). Птичка пропела песню и улетела. Идут они дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка выскочила и залаяла. Сережа говорит: Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою (поет песенку Собачка). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать дорогих гостей, обрадовалась и запела веселую песенку (Кто у нас хороший — русская народная мелодия) и т. п. В таком контексте малыш лучше воспринимает музыкальные образы и запоминает музыку. Естественно, всегда помните о выразительной эмоциональной речи, соответствующей мимике и, конечно, выразительном исполнении музыкальных произведений. Если слушание музыки в течение года было регулярным, то ребенок сам попросит вас сыграть или включить музыку и с интересом будет слушать ее. Он уже по вступлению сможет узнать знакомую песню или музыкальную пьесу. После слушания предложите малышу выбрать и показать картинку, содержание которой соответствует знакомой песенке.
Желательно, чтобы вы продолжали развивать у ребенка восприятие выразительных особенностей музыкальных звуков. Постепенно с вашей помощью малыш узнает и запомнит, что у кошки-мамы голос звучит низко, а у маленького котенка — высоко (аналогично у собаки и щенка). Первоначально звуки должны быть контрастными.
Точно так же постепенно он узнает, что по звукам, по ритму, который вы прохлопываете (простукиваете), можно узнать, кто идет в гости — медведь или зайчик и т. п. Можно также познакомить ребенка с различной динамикой (силой) музыкальных звуков: колокольчик (или другой инструмент) может звучать тихо или громко. Постепенно малыш усваивает, что музыка также может звучать тихо или громко. В этом возрасте малыш уже способен различать детские музыкальные инструменты по тембру: например, отличает колокольчик от дудочки.
Предлагая ребенку задания по различению основных свойств музыкальных звуков, вы можете использовать песню Есть у нас чудесный дом (муз. Н. Д. Бордюг) о доме, который вы сами сделали из картонной коробки. Перед игрой спрячьте в домик игрушки различной величины (большая птица — маленький птенчик, кошка — котенок и т. п.). Затем вы поете: Есть у нас чудесный дом, дом, дом, дом, дом, И живут игрушки в нем, в нем, в нем. Миша (имя вашего ребенка) к дому Подойдет, подойдет, подойдет. Миша спросит: Кто живет? Кто в домике живет? После исполнения песни имитируете голосом, например, пение птицы-мамы (чирик-чирик). И если ребенок узнает, кто его зовет, вы вынимаете из домика птицу и отдаете ее малышу. Впоследствии он сам будет искать в домике игрушки. В другой раз вы простукиваете ритм, соответствующий музыкальным образам других игрушек: например, медведя и зайчика. А малыш по этому простому ритмическому рисунку должен отгадать, кто в домике живет. В случае правильного ответа вы также из домика вынимаете соответствующую игрушку. Естественно, такое общение должно проходить очень эмоционально и весело. Напомним, что первоначально вы делаете все сами, затем постепенно начинаете побуждать малыша к совместной деятельности, и лишь потом он сам станет включаться в исполнительство, петь низко или высоко, прохлопывать заданный ритм, играть громко или тихо на колокольчике и т. д.