Дети до тех лет
Так ребенок все более активно включается в пение.
Если вы хотите с малышом выучить новую песню, помните, что сначала надо дать ребенку ее послушать (и не один раз). Исполняйте песню с предельно ясной артикуляцией, с четкой дикцией и в замедленном темпе, а затем постепенно и последовательно вовлекайте его в совместное пение. Попросите ребенка помочь вам. После песенки ему непременно захочется выполнить какие-либо движения по ее тексту (это характерно для данного возраста). И хвалите кроху, если он это сделал.
Если малыш поет с удовольствием, но нечисто, наберитесь терпения. Главное для вас — чтобы он пел охотно.
В этом возрасте можно формировать первые творческие проявления у детей в музыкальной деятельности, в частности в певческой. Например, вы даете ребенку куклу и предлагаете прослушать песенку про его любимую куклу Катю:
Катю очень я люблю, Кате песенку пою. После этих слов звучит или колыбельная, или плясовая музыка, и под музыку ребенок самостоятельно выполняет соответствующие движения с куклой (пляшет с ней или укладывает ее спать). Благодаря таким незатейливым развивающим заданиям-играм ребенок привыкает не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в ее характер и самостоятельно действовать. И, конечно, малышу будет легко играть с вами, если такое общение будет постоянным. Не меньшей популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняя несложные движения: топает ножкой, хлопает, полуприседает — эти движения естественны для малыша. Он любит танцевать в паре не только с мамой, но и с игрушкой. Понравятся крохе танцы с атрибутами: цветочками, листочками, флажками, снежинками, платочками. Поощряйте, если он что-либо в движении придумал самостоятельно. Несомненно, ориентация на творческие проявления — основа музыкально-игровой деятельности ребенка. Как и прежде, ваш малыш любит играть. Позаботьтесь, чтобы он помнил такие знакомые игры, как Игра с мишкой. Теперь слова песни ребенок поет вместе с вами. Не забывайте, что дети в этом возрасте довольно консервативны, они предпочитают играть в уже известные им, хорошо усвоенные игры. Естественно, разучивайте и новые игры. Наиболее популярными на третьем году становятся игры в догонялки: Зайцы и медведь, Курочка с цыплятами и кошка,— в которых первая часть — выполнение образных движений, а вторая — бег малыша от медведя, кошки. По-прежнему нравится ребенку игра в прятки. Под веселую плясовую (грамзапись) вы с малышом танцуете, по окончании ее предлагаете ему спрятаться. Малыш может отвернуться к стульчику или закрыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: И здесь нет, и тут нет... Наконец находите! Общая радость, ликование. Снова включаете грамзапись, игра продолжается. В домашнем театре звучит все более разнообразная музыка, ребенок сам наряжается, используя для изображения персонажей игры элементы костюмов. Музыкальные инструменты пополняются музыкальными шарманками.
Помните, что музыкальность можно развить у каждого здорового ребенка. Многое зависит лично от вас. Считайте, что ваши усилия не пропали зря, если вы увидите, что ваш малыш:
• может подолгу и заинтересованно слушать пластинку с записью детских песенок, несложных музыкальных пьес, с радостью узнает знакомую мелодию;
• различает музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания;
• любит петь знакомые песни, поет эмоционально. В зависимости от речевого развития может спеть всю песню (или один куплет) или подпевать отдельные фразы. Поет самостоятельно в повторяющейся игровой ситуации. Чаще всего ребенок этого возраста не пропевает верно мелодию, однако не останавливайте его, главное — поддерживать желание петь;
С удовольствием танцует, играет под музыку. Танцует в паре и один. Выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст. Охотно играет в игры под музыку.