Дети до тех лет
Как прекрасен этот мир
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как в раннем и дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит крик: Брось эту грязь сейчас же! Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же — панический возглас: Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься! И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт... Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Вы первыми вводите малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываете перед ним его тайны и законы, воспитываете правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное), потребность в ее познании.
С чего же начать?
Начните с себя. Задумайтесь: а как я сам отношусь к природе? Кто я — хозяин природы или ее часть? Могу ли я удивляться и радоваться природе? Тревожат ли меня вечные вопросы о мире? Очень важно постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что вы не утратили способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному... Мы — часть многообразной природы. Если мы уважаем себя, то необходимо уважать природу, заботиться о ней, сохранять ее, любить искренне и глубоко. Такое отношение передавайте и детям. С первых лет жизни ребенка словом и делом воспитывайте у него представление о природе как величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, чувство ответственности за все живое. При этом руководствуйтесь принципом Не навреди. Научите малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывайте наблюдательность и любознательность. Помните, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы. Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач. Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними. В семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Постарайтесь приблизить ребенка к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы. Немалое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье, настроенность взрослых на гармонию с миром природы. Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках. И это замечательно. Приобщение к миру природы детей раннего возраста — это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Зеленый мир в доме Восприятие красоты растений, понимание их как живых существ развивается у детей под влиянием взрослых. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме были цветущие комнатные растения. На первый взгляд растения неподвижны, статичны и безжизненны. Такими их видит ребенок. Взрослые могут показать ему своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат в доме. Особенно красиво цветущее растение. Поэтому советуем подобрать растения обильно и долго цветущие, у которых хорошо выражены основные части (герань, фуксия, бегония, бальзамин и др.). Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать еще неустойчивое внимание малыша. При этом обращайте внимание на состояние растений в связи с уходом за ними: Растение красивое, потому что мы его поливаем. Надо помочь ребенку понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света.
Привлекайте малыша к совместной поливке, содержанию растений в чистоте. Это будет первой действенной помощью зеленым друзьям. Так ваш малыш познает окружающий мир непосредственно, практически. Для ухода за растениями следует приобрести яркую красивую лейку (без ситечка). Хочешь посмотреть, как я поливаю растения на окне? У меня есть лейка, а в ней вода. В каждый горшок я налью воды. Мама поливает, а ребенок смотрит. Здесь важно обратить внимание на то, куда уходит вода. Ты видел, как я поливала растения? — спрашивает мама в следующий раз.— Хочешь мне теперь помочь? Может, ты сам хочешь попробовать полить цветочек? Ребенок обычно с радостью соглашается. На первых порах можно держать лейку и поливать вместе. При этом поясняйте: Носик лейки опускаем вниз, к самой земле. Воды надо налить столько, чтобы она смочила всю землю. Как появится вода на поддоне — значит, уже достаточно. Затем предложите малышу самому это сделать. Не беда, если у него не очень хорошо получится. Главное — поощрить его старание, поддержать интерес к уходу за растениями. Постепенно в процессе поливки и наблюдений дети начинают понимать, что растения нужно постоянно поливать, им нужна вода, они пьют воду и хорошо растут, становятся красивыми. Вместе полюбуйтесь их красотой: Давай посмотрим на наши растения. Какие они у нас красивые! Мы с тобой их поливаем, они пьют воду и хорошо растут. Следует помнить, что любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности. Поэтому так важно сочетать наблюдения с уходом за живыми существами. Приучайте ребенка смотреть и видеть, любоваться, старайтесь способствовать возникновению ярких образов. Можно показать, как выглядит цветущее растение в разных местах комнаты, одиночно или в сочетании с другими предметами. На следующий день предложите малышу самому посмотреть, как выглядит цветущая лилия. Может, цветки уже завяли? А может, распустились новые? Интересные многократные наблюдения за одним объектом приучают ребенка всматриваться, замечать, что изменилось в растении, понимать, что растение меняется, потому что оно растет, оно живое. Для поддержания такого интереса к комнатным растениям можно проводить простые дидактические игры: Найди такой же, Большие и маленькие <к растению с большими листьями подобрать растение с маленькими листочками), Один и много и др. В таких играх ребенок лучше запоминает названия растений, учится несложному описанию их внешнего вида и выделению немногих ярких признаков. При этом используются разнообразные приемы. Например, вечером шепните на ухо ребенку, чтобы он рассказал папе о распустившемся цветке и показал его. Интерес взрослых к прекрасному укрепит в ребенке наблюдательность. Зимой можно выращивать в комнате овощные растения (лук, морковь, свеклу, петрушку и зелень). На окне получится целая грядка, наблюдения и уход за которой станут любимым занятием для малыша. Покажите, как правильно посадить луковицу (в землю и в банку с водой), предварительно рассмотрев ее с ребенком. Приобщайте его к наблюдению за ростом лука, появлением белых корней, зеленых перьев. Итак, знакомство маленького ребенка с зеленым царством дома формирует первые нравственно-эстетические чувства и представления о жизни зеленых друзей, способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное, гуманное отношение к растениям.