Дети до тех лет
Добрые друзья
Добрые друзья — животные неизменно привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытается вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления представителей животного мира позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Они нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка — полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у малыша, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые помогают детям познакомиться с животными, учат относиться к ним бережно и внимательно. Пробудить у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным — это значит воспитать правильное отношение к ним, развить нравственно-эстетические чувства, сформировать действенную позицию (помочь, защитить, позаботиться). Очень важно предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жестокости. Если вы приобрели домашнюю живность, то запомните, что вы принимаете на себя немало забот, требующих затраты сил, времени, средств, специальных знаний. Заводите птичку, рыбку, зверька только в том случае, если вы имеете возможность уделить им достаточно внимания и заботы. Постарайтесь сделать все, чтобы они стали вашими общими любимцами.
Как же должны вести себя взрослые, если в доме есть животные?
Прежде всего общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно общаться с животным, и может непроизвольно нанести ему и себе вред. Поэтому помогайте детям в общении с животными, чтобы оно не было опасным. Нередко в квартирах можно увидеть аквариумы. Наполненный чистой водой, населенный разными растениями и нарядными, как живые цветы, рыбками, он становится украшением жилого помещения. Аквариум не только красив — знакомство с его обитателями очень интересно для детей. Созерцание этого живого мира приносит эстетическое удовлетворение, открывает для вашего малыша много нового. Сначала можно рассмотреть аквариум, вызвав удовольствие ребенка, убедиться, что в нем налита вода (зачерпните кружку воды и вылейте обратно), обратить внимание, что на дне желтый песок, камешки, красивые зеленые растения. Это домик для рыбки, в нем она будет жить. Аквариум — маленький пруд, в нем разноцветные рыбки живут. Для малыша лучше приобрести одну ярко-окрашенную, достаточно крупную, активную рыбку. Это может быть обыкновенная золотая рыбка, серебристый карась или какая-либо другая.
Наблюдать за жизнью рыбки в воде, за ее поведением рекомендуем многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Поясните ребенку, что рыбка живет только в воде, без воды для нее нет жизни. Полюбуйтесь ею вместе с ребенком: Нравится тебе рыбка? Чем нравится? Мне тоже очень нравится. Красивая рыбка! Затем рассмотрите рыбку более внимательно: Посмотри, какого она цвета, какая она большая, красивая. Она называется золотая рыбка*. В следующий раз интересно с ребенком понаблюдать, что делает рыбка в аквариуме. Рыбка плавает, и ребенок восклицает: Ой, плавает, плавает! Не спешите с вопросами, малыш их не слышит. Важно наблюдать за действиями, жизненными проявлениями рыбки н сопровождать наблюдение словами: Смотри, куда поплывет наша рыбка. При этом побуждайте малыша к повторению слов. Постепенно включайте вопросы, в ответ на которые ребенок называет то или иное действие рыбки: Куда сейчас поплыла рыбка? Л теперь куда плывет? Быстро или медленно? Обратите внимание на движения рыбки хвостиком. Сложи ладошки и подвигай ими, как рыбка хвостиком*. Малышу это интересно, он с удовольствием имитирует движения рыбки вместе с вами. В следующий раз поставьте новую цель. Посмотри, что рыбка делает в нашем аквариуме — спряталась или плавает? При таком наблюдении ребенок не только познает объект, но и учится замечать состояние живого существа и правильно вести себя с ним. Если рыбка спокойно плавает, то можно и дальше смотреть, она не боится. А если рыбка спряталась, то лучше оставить ее в покое... Большинство даже старших детей не замечают и не понимают эмоционального состояния животного, у них нет правильных представлений о его физическом благополучии. Заботливое отношение к животным у детей развивается только при систематических, длительных контактах и общении с ними. При этом особо обращайте внимание ребенка на эмоциональное состояние животного, его поведенческие реакции, на то, как оно себя ведет, что его беспокоит. При таком общении с животными у детей возникает сочувствие, сострадание, сопереживание им. Учите своего ребенка способам правильного обращения с животными, показывайте, как нужно за ними ухаживать. Ребенку надо сразу объяснить, что рыбка в аквариуме не игрушка, а живая, что она требует особого отношения. Интересны и наблюдения за кормлением рыбки. Вы даете ей корм (определенную норму) в одно и то же время каждый день, желательно в присутствии малыша. Вместе посмотрите, как кормится рыбка. Спросите, что она сейчас делает, чем хватает корм (ртом). Поясните, что кормить рыбку надо каждый день. Это воспитывает не только бережное отношение, но и заботу о живом: Рыбка плавает, ей хорошо в аквариуме, потому что она сыта. В другой раз можно спросить малыша: Л вот кого мы еще сегодня не покормили? Правильно, рыбку. Она ждет не дождется, ей очень хочется есть. Вот как она быстро подплывает н ест. Посмотри, как рыбка сразу повеселела. Рыбка, рыбка-озорница, рыбка плавает в водице. Спойте песенку про рыбку, ребенок будет подпевать. Это усилит эмоциональное впечатление. Поясните малышу, что рыбка может жить только в воде, сама плавает, ест, ее нельзя трогать, вынимать из аквариума, из воды, иначе она умрет. Так у ребенка создается правильная ориентации в отношении к живому (бережно, правильно обращаться , проявлять заботу). Наблюдения за рыбкой многократно повторяйте, через некоторое время снова возвращайтесь к ним, так как ребенок радуете" встрече со знакомым объектом. Предоставьте ему свободно, естественно проявлять свое отношение к живому существу, пусть высказывается, выражает свои чувства. От такого общения с природным объектом малыш получает большую радость. Немало семей содержат декоративных птиц — канареек, попугаев и др. Они хорошо приживаются в домашних условиях. Содержание певчих и декоративных птиц — одна из старейших традиций нашего народа. Человек получает эстетическое удовлетворение от их пения и радующего глаз облика, изучает повадки, добрым отношением завоевывает доверие своих питомцев. Взрослым следует помнить, что птицы не выдерживают голода в течение нескольких часов, у них интенсивный обмен веществ, они не выносят грязной воды, сквозняков, пугаются шума, резких движений (птица бьется в клетке, может заболеть). Поэтому к ним следует относиться особенно бережно и заботливо. Содержите птиц в просторных клетках, моделируя наземно-воздушную среду. На дно насыпайте чистый песок и мелкие камешки, это гигиенично и необходимо птице для пищеварения. Ухаживайте за птичкой по возможности в присутствии ребенка. Малыш смотрит, что и как делает взрослый, учится спокойно вести себя около клетки с птицей. Со временем у него возникает желание помочь маме (помыть кормушку, поилку, налить чистой воды, положить нужное количество приготовленного корма). Корм должен быть разнообразным — зерносмесь, яйцо, творог, тертая морковь, кусочки фруктов, ягоды, свежая травка. Так постепенно забота о живом и прекрасном входит в жизнь детей. Вместе с ребенком важно как можно чаще любоваться красотой птички, ее ярким оперением, чудесным полетом, разными движениями, слушать пение. Покормим нашу птичку (ставим корм н воду). Это вызывает у птицы новые движения. Ребенок наблюдает, что делает птичка (как и чем клюет зерна, пьет воду, как летает, как сидит на жердочке, чем держится). Сначала понаблюдайте, а потом предложите показать, как птичка летает, скачет, клюет: Покажи, как летает птичка, машет крыльями. Птичка живая, она летает Смотри, птичка полетела, села на жердочку. Позовем птичку: Птичка, птичка, лети к нам! Птичка клюет: тук-тук! Что делает сейчас птичка? Постепенно приучайте малыша замечать состояние птички. Здоровая птица спокойно себя ведет, активно двигается, щебечет, поет; неблагополучное состояние — малоподвижна, нахохлилась или, наоборот, мечется по клетке, тревожно кричит. При этом важно связывать состояние птички с уходом за ней: Птичка звонко поет, она веселая, потому что в клетке чисто и она сыта. Мы все сделали для нее хорошо, чтобы она была здоровая, красивая и долго у нас жила. Постепенно во время коротких, живых наблюдений ребенок научится замечать все это. У него появляется интерес и желание часто смотреть на птичку. Умение видеть и понимать состояние другого существа — тонкое движение души малыша. Так появляется чувство ответственности за все живое. В каждом наблюдении отмечаем что-то новое: Посмотрим на нашего попугайчика. Какой он красивый! Чем покрыто у него все тело, какого цвета перья?
В теплое время года предложите ребенку сорвать для птички свежей травки, а зимой — вырастить зелень дома (овес, пшеницу и др.). Так малыш постепенно начинает иа практике проявлять конкретную посильную заботу о живом существе.
Возможно, у вас дома живет кошка или собака. Научите ребенка правильно обращаться с ними: мягко, по-доброму, считаться с их потребностями, замечать хорошее или плохое состояние, помогать, правильно себя вести, когда они едят. Во время еды нельзя с животными играть, подходить близко, мешать им, потому что они охраняют свою еду и могут проявить агрессивность. Ребенку в это время лучше предложить издали посмотреть, как ест животное. Поясните, что собака устала, проголодалась. После того как она поела, ей стало хорошо (собака веселая, играет). Посмотри, какая она стала веселая. Почему7 Она поела, мы покормили ее. Мы ее кормим каждый день, она живая, хочет есть. В следующий раз обратите внимание малыша на то, как обрадовалась собака его приходу, как радостно машет хвостом. Можно поговорить с ребенком о том, как мы заботимся о нашей собаке (кормим, гуляем с ней, у нее свое место в доме). За собакой нужно ухаживать, и она всегда будет хорошим другом и защитником человека. В наблюдениях за кошкой обратите внимание ребенка на то, как она лакает молоко, ест рыбу. После еды она довольная, мурлычет, тщательно умывается лапками, вылизывает языком шерсть. Приучайте малыша не мешать животным во время отдыха, сна: вести себя тихо, не шуметь. Покажите, как можно приласкать кошку, осторожно погладить, ощутив мягкий и пушистый комочек. Кошка красивая, движения у нее плавные, шерстка мягкая, теплая. Наша кошка серая, пушистая, она быстро бегает, играет с нами. Тесный эмоциональный контакт поможет малышу преодолеть робость. Все дети любят играть с живыми друзьями. Но малыш еще не понимает, что может обидеть друга, сделать ему больно, поэтому обращается с ним часто неправильно. Помогите ребенку понять, что животному больно, как и ему. Играть с животными можно и нужно. Но никакого насилия! Игра должна быть радостной для обоих (с мячом, бантиками, бумажками и др.). Желательно читать ребенку стихи, короткие рассказы о кошке, о собаке, вместе петь песенки, рассматривать картинки и т. п.
А что там за окном?
У двухлетнего ребенка есть целый мир — мир за окном. Он притягивает к себе, зачаровывает. Вид в окне — это удивительные открытия. Например, пошел первый снег. Малыш смотрит в окне на летящие снежинки. Удивительное явление природы вызывает у него восторг. Подойдите к ребенку и тоже посмотрите в окно Ах! Какая красота! — восклицает мама.— Это снег. Он белый Снежок кружится-кружится-кружится, летит-летит и тихо ложится на землю, крыши домов, деревья. Очень красиво! Затем предложите ребенку посмотреть на полет снежинок из другого окна. Интересно, а в другом окне мы увидим снежинки?.. И здесь снег летит-летит-летит, кружится-кружится. Снег белый-белый! Не забудьте порадоваться, похвалить малыша, если он будет повторять за вами ваши слова или сам заговорит о снеге.
Из окна можно наблюдать и за животными, юг движениями. Например, за вороной, сорокой или голубем. Вместе с ребенком рассматривайте, что они делают, комментируйте их поведение: На крыше дома сидит птица. Это ворона. Она большая, черная. Сидит и по сторонам глядит Л теперь, смотри, пошла по крыше; идет-идет и остановилась. Начала размахивать крыльями: хлоп-хлоп, полетела и громко раскричалась: кар-кар-кар) Улетела ворона. Затем предложите ребенку повторить некоторые ее движения. Как она летала и крыльями махала? Хлоп-хлоп (ребенок бегает по комнате, размахивая руками). Все это вызывает у малыша радость и желание увидеть птицу еще раз. Интересными могут быть и наблюдения из окна за деревьями, ветки которых раскачиваются на ветру; за небом: как по нему бегут облака; за дождем: как на улице появляются лужи. (Идет дождь, мокро, гулять нельзя.) Обратите внимание на одежду людей во время дождя — они идут в плащах.