Дети до тех лет
Мы пошли гулять
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка — основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления жизни природы в каждом сезоне очень разнообразны, прекрасны и удивительны. Ваша задача — вызвать у своего малыша интерес к миру природных явлений. Чья вина в том, что из любопытнейших человечков в раннем детстве наши дети уже к концу дошкольного возраста нередко превращаются в равнодушных людей? Взрослые вовремя не поддержали интерес, не научили видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. Помните, детей второго-третьего года жизни не следует загружать обилием информации. Обращайте внимание на отдельные, наиболее яркие явления, характерные для данного времени года Малыши любят много раз возвращаться к одним и тем же объектам и явлениям, постепенно учатся замечать их изменения. Учите ребенка слушать, рассматривать, совершенствуйте его органы чувств. Знакомьте с цветом, формой, величиной объектов природы. Представления о свойствах объектов природы (цвете, форме, размере и др.) — это изначальное содержание, которым оперирует ум ребенка. Не увлекайтесь обилием названий. Это бессмысленная нагрузка мозга, памяти, ничего не дающая для подлинного развития. А вот если малыш, присев на корточки, внимательно следит за ползущей гусеницей — это важно! Это развивает его. Не торопите его, пусть у него составится свое впечатление. Малыш познает мир, исследуя его и экспериментируя, делая для себя все новые и новые открытия. Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы (рефлекс Что такое?). Через собственные действия с предметами природы маленький человечек познает их свойства:
— если намочить камешки, то они изменятся (заблестят);
— камни большие и маленькие, твердые, тяжелые;
— сухой песок рассыпается, его можно насыпать в ведерко; из сухого песка ничего нельзя построить;
— сырой песок мягкий, из него можно сделать пирожки;
— камешки тонут в воде, а кораблики, палочки, щепки не тонут,
— вода теплая (холодная), льется, течет, разливается, бывает чистой и грязной.
Таким образом, на третьем году жизни у детей расширяется интерес к тому, что происходит вокруг. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, связи и причины явлений природы. Взрослые, поддерживая детский интерес, ведут ребенка от знакомства с природой к ее пониманию. Манипулирование предметами природы, экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка (внешним оживлением, весельем, смехом, радостью, удивлением, огорчением при неудачах). Такие реакции — это и первые проявления отношения к окружающим природным объектам и явлениям.
Что прежде всего интересно малышу на улице?
Погода! Бе состояние и постоянное изменение. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер... Собираясь на прогулку, можно одеть куклу. При этом посоветуйтесь с ребенком, что лучше надеть на куклу, обратив внимание на то, как одет он сам. Осенью по мере похолодания предложите малышу самому убедиться в этом — потрогать стену дома, скамейку и др. Хорошая погода — светит солнце, плохая — солнца не видно, на небе тучи. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется в тучи, интересно поискать* солнышко. Спросите ребенка, почему потемнело или стало светлее. Понаблюдайте вместе, как солнце выходит из-за туч. ° Смотрите почаще на небо. Какое оно огромное, высокое, какой простор открывается вверху1 Л какое оно разное по цвету — голубое, синее; облака, белые и темные, плывут по небу. Чудесная картина! Можно взять на прогулку вертушки, ленточки, убедиться в наличии ветра — сильного, слабого, теплого, холодного. Ребенок с удовольствием бегает и играет. В ветреную погоду можно посмотреть, как ветер гонит засохшие листья, качает ветки деревьев. Послушайте его песню: У-у-у — это ветер дует. Покажите несколько раз, как от ветра качается все вокруг — не только деревья, но и белье на веревке, взлетают бумажки, хлопают окна. Главное, чтобы у малыша накапливались эти впечатления — необходимый материал для будущих самостоятельных выводов. Наблюдения за дождем интересны для детей всегда. Вместе прислушивайтесь, как он стучит по крыше и дорожкам: кап-кап-кап. На земле появились лужи в разных местах. Скучная картина: тучи без конца, дождик так и льется, лужи у крыльца. Наблюдая за явлениями и объектами природы, необходимо обозначить их точным словом, назвать предмет, побудить ребенка назвать увиденное. Очень важно сочетать наблюдения с разнообразными играми. При знакомстве с объектами неживой природы малышу важно предоставить максимум разумной свободы действий (взять предмет в руки, потрогать, погладить, покатать, нажать, поиграть). Даже маленький ребенок может увидеть особенности разных времен года. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны н удивительны. Осень — Унылая пора! очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса... Время расцвечивания листьев и листопада — красивое и удивительное в жизни природы. Не забывайте полюбоваться красотой золотой осени. Сколько разных красок вокруг! Не торопитесь на огороде, в саду, около дома убирать листья... Мама или педагог берет в руки большой красный кленовый лист. Помахивая им над головой, начинает кружиться. Малыш смотрит во все глаза. Спросите ребенка: Что это? Да, это листик, листочек, листок. Молодец!* Мама ласково обнимает сына: Я дарю его тебе. Вместе покружитесь с листьями в руках, походите и послушайте, как листья шуршат под ногами; посмотрите, откуда к нам слетаются листья; поищите, кто прячется на земле под листьями; украсьте листьями свой уголок. В разную погоду наблюдайте, как с деревьев падают листья, разные по цвету, красивые. Посмотри, как листья летят с дерева, они легко кружатся и опускаются на землю. С детьми старше полутора лет рассмотрите окраску листьев (желтые, красные, зеленые). Попросите ребенка принести листочек — большой, маленький, желтый, красный. Составьте букет из них. Листик, листик, еше лист, и получится букет*. Прочтите стихи:
Листопад, листопад. Листья под нотой шуршат,
Листья желтые летят. Скоро голый будет сад.
Дайте задание малышу: собрать листья сначала одного цвета (только желтые), затем другого, рассмотреть их. Из собранных листьев можно вместе сделать шапочки, юбочки, гирлянды, скалывая их черенками.
С похолоданием обратите внимание детей на то, что цветов на клумбе все меньше и меньше: Им холодно, они завяли. В парке, около дома посмотрите, как изменились деревья. Все листочки упали на землю. Деревья стоят голые, без листьев. Понаблюдайте, как изменилось поведение птиц. Они собираются в стаи и улетают в теплые края. Остаются воробьи, голуби, вороны. В наблюдениях за любыми животными обращайте внимание прежде всего на их действия, движения. Так, наблюдая за птицами, поясните: Сейчас насыплю зернышек и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотри, какие красивые птички прилетели и клюют. Что они делают сейчас? (Клюют.) Чем клюют? (Клювом.) Как? (Клю-клю.) А теперь птнчки улетели. У них есть крылья. После этого можно вместе спеть песенку про птичку. Чтобы повысить эмоциональный тонус детей, удовлетворить их потребность в разнообразных активных движениях, проведите подвижные игры (птички летают, клюют). Зима — это время холода и мороза, коротких дней и ослепительного снега. Идет снег. Он приносит тишину. Во время снегопада детям до двух лет показываем, как падает снег, он белый, очень красивый. Кругом белым-бело. С детьми третьего года жизни организуем наблюдения за падающим снегом: снег легкий, он медленно опускается на землю, ложится на дорожки, скамейки.
Белый снег пушистый И на землю тихо
В воздухе кружится Падает, ложится.
Посмотри, вде еще снег? На шубке, шапке, варежках. Рассмотрите с ребенком узорчатую снежинку на рукаве черной шубки. Сколько нх падает? Много-много-много! Белые, холодные. Как тихо крутом!
Снег пушистый, серебристый И снежинки, как пушинки, Мягким стелется ковром. Вьются весело кругом. Дайте возможность ребенку убедиться самому, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли — растаяли. А на земле они не тают и образуют много снега, снежный покров, сугробы, пышные снежные шапки. Трехлетнего малыша можно спросить: почему на ладони снежинки тают, а на земле — нет? Предложите набрать снег в тарелку. Как сделать, чтобы он растаял? Вынесем воду на улицу и посмотрим, что с ней будет. Предлагайте такие простейшие опыты несколько раз, чтобы ребенок понял, что это постоянные, закономерные явления. В теплую погоду снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, теремок, берлогу для медведя и др.). У меня в руке снежок, я слепила пирожок _ Освещайте внимание детей на то, что снег пушистый, сухой распыляется (подбросьте его лопаткой вверх), из такого снега лепить нельзя. Малыш может принимать посильное участие в роботе по уборке снега около дома (Я расчищаю дорожку от снега). Смотри,— говорит мама малышу и показывает на следы, - что это? И тут, и тут... Это следы. Вместе ищут следы взрослого (большие) и ребенка (маленькие). Это мои ножки протопали здесь дорожку,— радостно сообщает Маша. С помощью следов вместе рисуют разнообразные рисунки. В другой раз отыскивают следы птички, собаки. В зимнее время обратите внимание детей на деревья и кусты которые стоят голые, без листьев. Дети отыскивают дерево, выделяют у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети третьего года жизни начинают распознавать зеленую елочку и белоствольную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега. Проведите игры: Раз, два, три... елку найди!, Раз, два, три... к березе беги!. В это холодное время года очень важно вместе с детьми позаботиться о птицах. Чтобы привлечь их. корм необходимо регулярно класть в одном и том же месте. Кормовой столик или кормушку расположите так, чтобы дети могли сами положить корм. Самое главное — заинтересовать ребенка и по возможности регулярно класть корм в кормушку. А затем помочь малышу наблюдать за птицами. Ты заметил, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковые? Что оии делают? Посмотри, клюют ли птицы корм?* Рассмотрите внешний вид сороки, голубя, воробья, синички. Сравните по величине: кто больше - воробей или голубь? Как они различаются по цвету оперения? Понаблюдайте с ребенком за поведением птиц и отметьте: одни храбрые, а другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны. Посмотрите, как птицы летают, как передвигаются по земле. Дети двух лет могут уже называть характерные действия птиц: клюют корм, летают, прыгают, ходят. А затем сами начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц. Весна — особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени. Кругом царит оживление. Каждый день открывает малышам новое в удивительном мире пробуждающейся природы. ...У солнышка появились новые лучики-малыши, очень теплые. Подросли они и стали проситься у солнышка, чтобы оно выпустило их погулять на земле. Подумало солнышко и выпустило лучики. Разлетелись лучики-малыши в разные стороны и к нам в гости заглянули. Протяни пм свои ладошки. Чувствуешь, как лучики ласкают, пригревают твои ручки? Это оии так здороваются с нами. Подставь им свои щечкн, пусть теплые лучики погреют и их. Прочитайте: Солнце, солнце, поскорей землю и людей согрей! С солнечными лучиками приятно не только гулять, но и играть. Раз-два-три... и солнечные лучики превратились в солнечных зайчиков с помощью зеркальца. Теперь можно и побегать за зайчиками, попрыгать вместе с ними, потанцевать. Очень полюбили солнечные лучики сидеть на крыше дома. Сидят и смотрят вокруг. Везде тает снег и текут ручейки. Это солнышко постаралось, оно растопило весь снег. Как много воды! — сказали лучики.— Только кому она нужна, эта талая вода? Нам-нам-нам! — закричали воробьи. Птички напились воды из лужицы, а затем с веселым шумом искупались в ней. И нам! И нам! — закачали ветками деревья— Ручьи разнесут талую воду к каждому дереву, кустику, цветочку и травинке И тогда мы все дружно зазеленеем и расцветем. А вам нужна талая вода?.. — спросили лучики у детей. Нужна, нужна! — закричали в ответ дети.— Мы будем пускать по ручейкам наши лодочки. Спросите, что делает лодочка (лодочка плавает). Весной пробуждается жизнь растений. В апреле найдите на ближайшем газоне яркую зеленую травку, полюбуйтесь вместе с ребенком нежной свежей зеленью. Спросите его, что это, какого цвета травка. Предложите осторожно погладить травинки. Поищем вокруг,— говорит мама,— где еще выросла красивая зеленая травка?
Стало солнце пригревать, И трава очнулась. Землю мокрую ласкать, К солнцу потянулась.
После дождя на утренней прогулке предложите ребенку посмотреть, как красиво стало на улице — чистые дорожки, черная земля и зеленая травка блестит. Солнышко улыбается, смеется.
Дождь покапал и прошел. Это очень хорошо
Солнце в целом свете. И большим, и детям.
Ты трава ль моя, травинушка, Да все детушки, да все малые,
Ты трава моя шелковая, В зеленом саду гул очи.
Да кто ж тебя, травку, притоптал? — Бегая, играючи. Притоптали меня, травину шку. После чтения этих стихов поясните детям, как надо беречь первую зеленую травку. Миша, правда, жалко травку? — спрашивает мама.— Когда травка зеленеет, вокруг красивее и воздух чище. По газонам бегать нельзя. Л вот посмотри, здесь трава затоптана. Л мы с тобой умеем ходить по дорожкам, не наступая на травку? Давай проверим и поучимся. Обратите внимание, как некрасиво выглядят газоны, которые пересекают протоптанные людьми дорожки. Интересно поискать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, позже — одуванчик. В яркий солнечный день вы вышли на прогулку и увидели много цветущих одуванчиков. Ах, какой красивый луг! Посмотри, как много желтых цветов. С детьми третьего года жизни не только любуемся красотой растения, но и предлагаем им рассмотреть его. Что у одуванчика самое красивое? Какого цвета цветок? Носит одуванчик желтый сарафанчик... Понюхай цветочек, пахнет или нет? А где у одуванчика листья? Давай вместе поищем. Вот, оказывается, где листочки, внизу у стебелька и лежат на земле. Большие они или маленькие? Сколько их? Какого они цвета? Постоим и посмотрим: кто садится на цветочки? Чтобы желтая полянка оставалась красивой, как мы должны себя вести? Походим и посмотрим, где еще растут одуванчики...
Прочитайте стихотворение:
Одуванчик золотой — Средь зеленой муравы
Цветик милый и простой. Прямо к солнышку лицом. Он сидит среди травы,
После таких наблюдений предложите малышу нарисовать красивые желтые одуванчики. Через некоторое время понаблюдайте с ним за тем, как изменились одуванчики, превратились в белые пушистые шарики.
Носит одуванчик В беленькое платьице.
Желтый сарафанчик. Легкое, воздушное,
Подрастет, нарядится Ветерку послушное
Пусть ребенок подует на шарики и увидит, как пушинки одуванчика разлетаются во все стороны. Объясните, что из них вырастут новые желтые одуванчики. Постоянно приучайте детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы. Перед выходом на прогулку спросите ребенка, куда бы он хотел сегодня пойти погулять, что посмотреть. Спросите, где находится его любимое место, чем оно привлекает его, чем нравится. Гуляя около дома, в парке, в саду, дети убеждаются в том, как быстро растет трава, появляется больше разных цветов, на всех деревьях много зеленых листьев. Ребенок второго года уже выделяет и узнает дерево среди окружающих предметов. Наблюдая за деревьями во все времена года, учите малыша выделять значимые признаки: высокое, у него один ствол, толстый (обхватить руками и узнать, какой он толстый), твердый на ощупь (потрогать). Посмотри вверх, какое высокое дерево. Поиграйте с ребенком в прятки, прячась за дерево, в игру Раз, два, три — к дереву беги!.