Дети до тех лет
Как много деревьев!
Береза — любимое наше дерево. Давайте посмотрим на него — какое оно красивое, как колышутся его веточки. Оно словно приглашает нас подойти поближе. Как же называется это дерево? Да, это береза, березка. Она очень высокая, намного выше всех нас. Чтобы увидеть ее вершину, надо высоко поднять голову. А как мы узнаем, что это береза? У березы ствол с белой корой. Предложите малышу погладить, обнять, прижаться к нему ладошками, спиной, щекой. Что ты чувствуешь? У березы много красивых веток, на них много-много листьев. Про березу говорят: кудрявая. Можно нагнуть веточку, погладить листочки. Приучайте детей бережно относиться к деревьям. Березу надо оберегать: не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки, не срывать листья. Никогда сами при детях не срывайте листья с деревьев. Все это они узнают из многократных коротких наблюдений, вызывающих радость, любование.
Береза, моя березонька,
береза моя белая.,
Береза кудрявая!.
На тебе, березонька,
Листья зеленые
Под тобой, березонька
Трава шелковая
В парке можно поискать грустное дерево, вызвать х нему сочувствие, огорчение, объяснить ребенку, почему оно попало в беду, чем люди могут ему помочь. Скажите малышу, что порезы на коре дерева подобны порезам на коже человека. Найдите веселое дерево, выясните, почему оно красивое, здоровое. Пусть малыш выберет рядом с домом дерево, с которым бы хотел дружить. Затем можно нарисовать его и назвать, к примеру Дерево для меня. Прогулка весной в цветущий фруктовый сад — незабываемое событие, она вызывает у детей особый восторг и радость. Красота неописуемая! Белые, бело-розовые цветки вишен и яблонь, великолепный запах, жужжание пчел привлекают внимание малыша. Вместе с ним полюбуйтесь этой красотой. Рассмотрите цветочки, спросите, какого они цвета, сколько их на дереве (много, очень много). Понюхайте цветочки. Очень важно показать детям порхающих и сидящих на цветочках бабочек, летающих пчел, ползающих жуков. Послушайте, какие звуки они издают. С потеплением, ростом, цветением растений всюду появляется много разных насекомых. Малыши любят их, некоторых берут в руки, с интересом наблюдают за ними. Под руководством взрослого учатся различать насекомых по внешнему виду, отличать яркие особенности (цвет, размеры), движения. Жука можно посадить на руку и рассмотреть, что он делает (ползает). Малыш с любопытством следит за жуком, перебегающим дорожку, но вскоре отворачивается. Заметив это, произнесите вслух: Интересно, куда же это так спешит жучок? Как он, такой маленький, переберется через бревно? Эти слова побуждают ребенка снова обратить внимание на жука, понаблюдать за ним подольше. Весна — время прилета птиц. Обратите внимание ребенка на грачей — больших черных птиц: что они делают, как их много сидит на дереве, как они громко кричат. Интересно заметить, как оживились воробушки: звонко чирикают, много летают, купаются в лужах. В гнезде воробушки живут Чирик-чик-чик, чнрик-чик-чик — И утром, только лишь встают. Так весело поют. Не забудьте показать детям, как от состояния погоды зависит поведение животных. Необходимо во время прогулки создать атбрать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. Кисть не бросать, а ставить на подставку, держать в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. Малыши этого возраста любят лепить. Вместе с вами они лепят пирожки из теста, из снега — снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома, дороги, лепят зверюшек и т. п. Этот материал послушный, податливый, и потому малыш его любит (за редким исключением, когда боится измазать руки). В комочке глины он быстрее видит образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины. Этот материал более пластичен, послушен и более гигиеничен, чем пластилин. Каким изобразительным действиям можно учить малыша в лепке? Прежде всего отщипывать комочки глины разной величины, затем раскатывать их между ладошками и расплющивать. Следует приучать малыша вместе с мамой, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.
Как же можно решать все эти задачи?
Важно помнить, что изобразительная деятельность не является каким-то довеском к жизни вашей и вашего ребенка. Она должна органично войти в процесс общения с малышом, быть естественной и желанной. Каждый день вы с ним гуляете; ребенок, особенно мальчик, внимательно наблюдает за машинами. А вот вы весело играете с ним мячом. У папы на столе зажглась и засияла светом настольная лампа, малыш сам включил ее. Вдруг рассыпались у мамы любимые им витамины. Как интересно было помогать маме искать их и собирать! А у бабушки в саду сливы поспели: одна, еще одна, много слив! Все это можно рисовать, лепить: Мы гуляем по дорожке, Мячик скачет, Зажжем огоньки, Вот рассыпался горох, Какие сливы поспели в саду и т. д. Основа для возникновения образов, желания изображать конкретные предметы и явления — это яркие детские впечатления: от игрушек, от природы, живой и неживой (ветер, солнце, снегопад), от животных, птиц, людей, машин и т. п. Мир богат и разнообразен! Малыш рисует его по собственной инициативе. Не спешите предлагать ему свою тему. Сначала присмотритесь к тому, что ребенок рисует, и подключитесь к его рисунку. Вот у него на листке появилась птичка, а вы послушайте, о чем она поет. Грустная у нее песенка. Рассказала птичка, что прилетела она зернышек поклевать, а зернышек нет. Предложите покормить птицу. Может быть, ваш малыш догадается, как их насыпать карандашом или фломастером. Если он не сообразит, покажите, сак можно ритмично нанести зернышки-точки на лист бумаги. Не забудьте при этом вложить мосферу праздника, счастья. В последующие дни можно понаблюдать и за другими птицами. Остановитесь, посмотрите, как они летают, садятся на деревья, строят гнезда, ходят или прыгают по земле. Сравните птиц: Посмотри на воробья и грача, кто из них больше? Попрыгай, как воробушки. Поясните, что птицам тепло они радуются весне. Послушай, как поет птичка. Это для тебя она поет. При встрече с лягушкой или жабой объясните, что бояться их не следует, они безобидны, нужны природе, их необходимо беречь. Малыш с интересом наблюдает за тем, как ловко лягушка скачет, прыгает, скрываясь в траве. Предложите ему показать, как лягушка скачет. Она хорошая, безобидная, не надо ее брать в руки, ей нужны травка и вода, а в руке человека ей будет жарко и неудобно. Весна -— исключительно важная пора для сельскохозяйственных работ. Малышу следует показать труд людей, как они копают землю, сажают в рыхлую почву семена на огороде, в цветнике. Можно побудить его посадить на своем огороде лук, крупные семена (горох, бобы, фасоль), на клумбе — ноготки, настурции. А при последующем уходе за растениями стимулировать желание помочь вам. Давайте ребенку простые поручения: полить, собрать удаленные сорняки, погрузить их в игрушечную большую машину и отвезти на определенное место. Особое внимание обращаем на то, что все делается для того, чтобы семенам гороха, моркови и другим было хорошо расти (семена посадили в рыхлую, теплую землю, полили бороздки, чтобы семена дружно взошли). Потом вместе с ребенком наблюдаем, какие появятся всходы, поливаем их водой, чтобы выросли большие красивые растения. Во время ухода за ними надо учить малыша бережно относиться к посевам и посадкам, не наступать на грядки, ходить только по дорожкам. Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому. Лето — замечательная пора расцвета всей природы. Благодаря обилию тепла и света жизнь развивается в это время года во всей полноте, бурно. Малышу важно показать многообразие красивых цветущих растений, приучать к бережному обращению с ними. Гуляя с детьми в лесу, на лугу, можно познакомить с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик), рассмотреть их, найти у них листья, цветки, сравнить по окраске (белый, красный, желтый). Сколько разных по цвету красивых цветов! Хорошо провести игру Найди такой же цветок. В лесу или парке следует вновь привлечь внимание к деревьям. Как их здесь много, какие они высокие! Найдите среди них знакомую березку, вызовите у ребенка чувство радости при встрече с ней. Как мы ее узнали? Сколько березок в лесу? (Очень много.) Какие они красивые! На всех деревьях сочные зеленые листья. В лесу кругом разные деревья.
Одеты деревья,
Кругом по траве
Одеты кусты,
Запестрели цветы...
В лесу, в парке дети могут свободно двигаться, прятаться за деревья, аукаться, перекликаться. Учите их прислушиваться к окружающим звукам: Марина, послушай, это для тебя поет птичка!, Послушайте, как поет водичка свою песенку!.
Можно предложить ребенку выбрать среди деревьев друзей и как-нибудь назвать их (береза — подружка, елка — колючий ежик, дуб — добрый дедушка). Обратите внимание малышей, что в лесу тихо и прохладно. Собирая на опушке леса шишки и желуди, у водоема камешки и ракушки, ребенок непосредственно знакомится с гладкой и шероховатой поверхностью предметов, ощущает их тяжесть, узнает особенности формы, величины, цвета. Очень нравятся детям загадки типа: Отгадай, что я положу тебе в ладошки: камешек или желудь? Большую радость у малыша вызывает рассматривание клумбы с цветами, любование ею. Рассматривая цветочную клумбу, очень важно вызвать у детей желание любоваться красивыми цветами. Пусть ребенок выберет один-два цветочка, которые особенно понравятся ему. Назовите их, спросите, какого они цвета, большие или маленькие, сколько их (один или много), понюхайте цветочки. Постоянно приучайте беречь цветы, не рвать их. На летних прогулках в сад дети узнают, где растут яблоки, вишни, как их много на деревьях. Рассматривают плоды, сравнивают их по величине, цвету, форме, вкусу. Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Не следует разрешать это делать. В природе все меньше остается красивых насекомых, поэтому просто полюбуйтесь вместе с вашим малышом летающими разноцветными бабочками, стрекозами, жуками. Можно осторожно поместить насекомое в банку с веточкой или цветком, внимательно рассмотреть, обратив внимание на то, как насекомое ест, передвигается. После этого выпустить его на волю (вынуть веточку с сидящей бабочкой из банки и проследить, как она улетает).
В лесу интересно наблюдать за муравьями, как они тащат еловые иголки — это они строят свой дом (муравейник), не следует им мешать. Их работа нужна лесу. Пока для малыша достаточно отметить сам факт, а старшим детям объяснить, почему муравьи нужны лесу. Где бы ни проводились прогулки летом, привлекайте внимание детей к жизни птиц. Их можно видеть везде: в воздухе, на земле, на деревьях. Продолжайте наблюдать не только за грачами, воробушками, но и покажите ласточек: как они быстро и красиво летают, какие издают звуки, как садятся на деревья. Знакомя малышей с разными животными, можно давать задания на различение и запоминание животных (Кто пришел? Кого не стало?); группировку животных в пары по признаку: взрослое животное — детеныш (Чей малыш? Помоги найти маму); вычленение характерных для животного повадок (Кто что ест? Кто клюет, а кто лакает? Кто как кричит?). Так дети постепенно учатся понимать природу. Все растения и животные становятся их добрыми знакомыми, которым можно сказать: Здравствуй! Как поживаешь? Я твой друг! Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе — нашем доме — вот благородная задача взрослых.
С первых шагов ребенка каждым своим действием закладывайте в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.