Дети до тех лет
Как я буду расти и развиваться
(Особенности и условия развития ребенка раннего возраста) Особенности физического развития ребенка до трех лет
Не спешите перелистать страницы этого раздела, может быть, на первый взгляд сложного. Надеемся, что знания, которые вы приобретете, внимательно прочитав этот материал, помогут вам понять, как происходит развитие вашего ребенка, а самое главное — избежать ошибок в воспитании и вырастить его здоровым. Организм ребенка, состоящий из многих органов и систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигатель-ной, пищеварительной, выделительной, эндокринной), представляет собой единое целое. Это значит, что, воздействуя на отдельный орган или систему, мы всегда воздействуем на весь организм. Вот простой пример: вы стимулируете двигательную активность ребенка, создавая условия для самостоятельного ползания. Ребенок с удовольствием ползает. Мышцы его то напрягаются, то расслабляются, позвоночник прогибается. Все это способствует развитию костно-мышечной системы. Но не только. В акт движения включаются все системы и прежде всего нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная. Они начинают усиленно работать, что способствует их развитию. Организм ребенка тесно связан с окружающей средой, так же, как и организм взрослого. Но если у взрослого человека есть возможность довольно быстро приспосабливаться к ее изменениям, то у ребенка, особенно в первые месяцы жизни, эти возможности очень ограниченны. Поэтому малейшие изменения окружающей среды влекут за собой изменения в состоянии и поведении малыша. Часто родители не могут понять, почему сытый, в сухих пеленках малыш капризничает, беспокоится. А одной из причин может быть незначительное повышение температуры воздуха в помещении. Он привык к температуре + 20...22 °С, а она повысилась до + 25...26 °С. Это уже вызывает у него дискомфорт. Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Он отличается от взрослого прежде всего тем, что непрерывно растет и развивается. Результатом этого являются изменения в строении и работе всех органов и систем его организма. Как следствие, меняются потребности организма (в пище, движениях, сне, бодрствовании и т. д.), реакции на условия внешней среды. Физическое развитие ребенка происходит по генетически заложенной программе. Однако доказано (П. К. Анохин), что реализация этой программы будет во многом зависеть от условий жизни ребенка, его активности и деятельности. Физическое развитие, его темпы, отдельные структурные элементы физиологической системы развиваются неравномерно. Особенно быстрый темп развития наблюдается на первом году жизни. На втором и третьем годах интенсивность развития несколько снижается, но остается достаточно высокой по сравнению с последующими периодами.
Анатомо-физнологические особенности ребенка
Опорно-двигательная система ребенка состоит из костного скелета, мышц, суставов и связок. Всего у человека 206 костей и 600 мышц. От правильного развития опорно-двигательной системы зависит своевременное появление движений, формирование осанки, правильное развитие и функционирование всех внутренних органов (сердца, легких, желудка и т. д.). Овладев движениями, ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир, у него формируются личностные качества: самостоятельность, активность, смелость, настойчивость и т. д. Основу скелета составляет позвоночник, к которому прикреплены с помощью мышц, связок и суставов кости черепа, ребра, кости таза, рук и ног. Какие функции выполняет позвоночник? Он придает телу нужную форму, удерживает его в вертикальном положении, а жизненно важные внутренние органы — желудок, сердце, легкие, почки, печень и т. д. на своих местах. Позвоночник состоит из позвонков, между которыми расположены прокладки (диски). Они-то и дают ему возможность двигаться в разных направлениях. Позвонки, соединяясь между собой, образуют позвоночный столб, который является хранилищем спинного мозга. От него расходится масса чувствительных и двигательных нервов во все части тела. У новорожденного ребенка, в отличие от взрослого, позвоночник почти полностью состоит из хрящей, не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову (2—2,5 месяца), у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребенок начинает самостоятельно садиться и сидеть (7—8 месяцев), у него появляется изгиб в грудной части позвоночника — выпуклостью назад. При ходьбе (к одному году) появляется поясничный изгиб, выпуклостью вперед. К 3—4 годам позвоночник ребенка обладает уже всеми характерными для взрослого изгибами. Но из-за эластичности костей и связок, когда ребенок лежит, изгибы выравниваются. Постоянство шейной и грудной кривизны устанавливается только к 7 годам, а поясничной — к 12. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается к 20 годам. К верхней части шейного отдела позвоночника фиксированы кости черепа. У новорожденного ребенка они пока не срослись между собой. На месте схождения двух теменных и лобной костей имеется большой родничок, на месте схождения затылочной и двух теменных костей — малый родничок. Постепенно в родничках происходит процесс окостенения, и они закрываются малый — к 3 месяцам, а большой — к 1 году — 1 году 3 месяцам. Все черепные швы срастаются только к 4 годам. Учитывая это, важно оберегать ребенка от ушибов, травм. К позвоночнику прикрепляются ребра, которые составляют грудную клетку. Она защищает жизненно важные органы: сердце, легкие, печень и др. У новорожденного ребенка грудная клетка имеет округло-цилиндрическую форму, ребра у него, в отличие от ребер взрослого, расположены горизонтально. Это ограничивает экскурсию грудной клетки ребенка и делает его дыхание более поверхностным. К поясничному и крестцовому отделам позвоночника прикреплены кости таза. У ребенка раннего возраста таз состоит из трех не сросшихся между собой костей: подвздошной, седалищной, лобковой. Сращивание этих костей начинается только с 5—6 лет и завершается в школьном возрасте. Эту особенность надо учитывать при занятиях физическими упражнениями. Чрезмерные нагрузки, неправильные прыжки могут привести к смещению костей таза и отрицательно сказаться на последующем развитии костно-мышечного аппарата. Большую роль в опорно-двигательной системе имеет стопа. Она выполняет роль амортизатора при ходьбе и обеспечивает эластичность походки. Своды стопы поддерживаются мышцами. Если они слабо развиты, то вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3—4 лет на подошве стопы хорошо развита жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие трудно, обычно оно выявляется к 5 годам. Однако в раннем возрасте надо сделать все, чтобы стопа развивалась правильно. Для нормального формирования стопы ребенка подбирайте правильно обувь. Она должна быть с небольшим каблучком, хорошо облегать ногу. Постарайтесь своевременно стричь ногти на ногах. Давайте возможность ребенку ходить босиком по неровной поверхности, например, по песку, гальке, траве, по специальной ребристой дорожке. Во время такой ходьбы мышцы стопы испытывают дополнительное напряжение, это способствует их укреплению и правильному формированию свода стопы. Весь костно-связочный аппарат приводится в движение мышечной системой. Сокращаясь или расслабляясь под влиянием импульсов, идущих из центральной нервной системы, мышцы выполняют работу динамического и статического характера. Динамическая работа связана с перемещением тела в пространстве, а статическая — с поддержанием тела в определенной позе. При статической работе от мышц требуется особое напряжение, что быстро утомляет ребенка. Поэтому он не может долго находиться в одной позе, например сидеть или стоять. Даже к концу дошкольного периода дети могут удерживать позу только в течение 5—7 минут, а затем идет расслабление. Иногда взрослые сердятся на ребенка за то, что, слушая сказку, он беспрерывно вертится, двигает руками, ногами. Не сердитесь, это естественная потребность ребенка снять утомление, которое наступает очень быстро из-за слабой выносливости нервной системы и мышц. Меняя позу, он тем самым оберегает позвоночник от искривления. Чтобы ребенок не утомлялся при слушании сказки, предложите ему попрыгать, как зайчик, побегать, как мышка, походить, как медведь. Такие задания снимут утомление и усилят восприятие ребенком сказки. При динамической работе мышцы поочерёдно то сокращаются, то расслабляются — это дает возможность отдыха, и ребенок дольше не утомляется. Но имейте в виду, что длительная однообразная динамическая работа, например ходьба, тоже утомляет. Поверьте вашему малышу, когда, пройдя с вами небольшое расстояние, он заявляет, что устал. Да, это так. Однообразие ходьбы его утомило. Обратите внимание еще на одну особенность мышечной системы ребенка. У малыша тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей, в то время как у взрослого между ними существует баланс. Эта особенность может способствовать формированию неправильной осанки, тем более что мышцы спины, брюшного пресса, от которых зависит осанка, у ребенка очень слабые. Необходимо совершенствовать мышечную систему с помощью массажа, гимнастики, следить, чтобы ребенок не находился длительное время в одной позе, а самое главное — предоставлять ему возможность как можно больше двигаться, обогащать свой двигательный опыт. Итак, опорно-двигательная система ребенка отличается незавершенностью развития, которая создает предпосылки как для правильного, так и для неправильного ее формирования. Что же надо делать и чего необходимо избегать, чтобы костно-мышечная система формировалась правильно? С первых дней, как только малыш появился в вашей семье, позаботьтесь о том, чтобы ложе, на котором спит ребенок, было твердым, подушка — плоской. Одежда не должна стеснять движений. Последнее время врачи рекомендуют широкое пеленание, при котором ребенок принимает естественную, физиологичную позу с раздвинутыми бедрами. Такое пеленание необходимо потому, что у детей все чаще наблюдается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Внешне этот дефект незаметен, но если он будет прогрессировать, то может произойти вывих тазобедренного сустава. Для широкого пеленания придуманы различные трусики, но можно вполне обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником. Можно в качестве подгузника использовать не маленькую пеленку, а большую. Начиная с двух месяцев надевайте ребенку ползунки. Это дает ему возможность свободного движения. Избегайте класть ребенка всегда на один бок. Не носите его только на одной руке. Это может привести к неправильному формированию костей черепа и искривлению позвоночника. Не ставьте ребенка на ножки, пока он не научится вставать сам. Не сажайте, пока малыш не научится самостоятельно садиться и сидеть. Не водите ребенка за одну руку при обучении ходьбе, следите, чтобы он не находился подолгу в одной позе. Все это поможет правильному развитию костно-мышечной системы. Обеспечьте ребенку пространство, в котором он будет ползать и ходить. И еще, дорогие родители, не оставляйте ребенка без присмотра вне. кроватки или манежа ни на одну минуту. Это может привести к травмам и непоправимым последствиям. Сердечно-сосудистая система ребенка состоит из сердца, сосудов (артерии, вены, капилляры). Вы уже знаете, что сердце ребенка начинает биться на 20-й день после образования зародыша и продолжает работать всю жизнь без остановки, в течение суток перекачивая тысячи литров крови. Что же обеспечивает такую работоспособность? Дело в том, что сердечная мышца регулярно приходит в расслабленное состояние, то есть отдыхает. Фазы сокращения и расслабления совершаются ритмично, следуя друг за другом через определенное время. Отличается ли сердце ребенка от сердца взрослого человека? Да, отличается по размеру, строению и характеру функционирования. Сердце новорожденного ребенка весит всего
Что же надо делать, чтобы сердечно-сосудистая система ребенка своевременно развивалась и укреплялась? Мы уже говорили, что организм ребенка — единая система, и чтобы нормально развивалась сердечно-сосудистая система, надо позаботиться о двигательной активности малыша. Нормально развивающийся^ здоровый ребенок отличается достаточной двигательной активностью. Он много ползает, ходит, действует с предметами, научившись бегать — бегает, и этого вполне достаточно для* естественной тренировки сердца. Кстати, у ребенка есть возможность саморегуляции. Присмотритесь к своему малышу: то он ползает на четвереньках, то встает на ножки, то садится и некоторое время действует с предметами, а затем снова перемещается.и так без конца. Меняя движения, он отдыхает, и не бойтесь, что ребенок переутомится, не ограничивайте его в движениях, а наоборот, создавайте условия для них. Но если малыш заболел, у него повысилась температура, надо быть осторожным. Во время болезни сердцу ребенка предъявляются большие требования, что ведет к ослаблению его деятельности. Причиной нарушения сердечной деятельности может быть хронический насморк, воспалительный процесс в ушах, почках и других органах. Признаками нарушения сердечной деятельности являются вялая, бледная кожа ребенка, быстрая утомляемость, малая двигательная активность. В период болезни ребенка и после нее постарайтесь создать для вашего малыша щадящий режим с уменьшением двигательной активности, а по мере выздоровления постепенно вводите его в активную жизнь. На развитие сердечно-сосудистой системы оказывает большое влияние общее эмоциональное состояние ребенка. Поэтому следует позаботиться о положительном эмоциональном климате, окружающем его. По образному выражению известного детского психолога А. В. Запорожца, атмосфера, окружающая ребенка, должна быть солнечной. Не менее важно соблюдение гигиенических условий: проветривание помещения и влажная уборка, достаточное пребывание малыша на свежем воздухе.