Дети до тех лет
Каковы особенности дыхательной системы
Центральным органом дыхательной системы являются легкие, которые занимают почти всю полость грудной клетки. Они обеспечивают дыхание, то есть обмен газов между организмом и окружающей средой. Но прежде чем проникнуть в легкие, вдыхаемый воздух проделывает путь через носовую полость, глотку, бронхи и трахею. Все эти органы дыхания у ребенка и у взрослого отличаются по своему строению и характеру функционирования. У малыша носовые ходы слабо развиты, слизистая оболочка носа очень тонкая, складчатая, в ней располагается масса кровеносных сосудов. Малейшая травма может привести к кровотечению. Грудная клетка ребенка имеет конусообразную форму, ребра приподняты, это ограничивает амплитуду движения. Поэтому глубина дыхания невелика. Ребенок дышит часто и не всегда ритмично. Распределение времени между вдохом и выдохом практически одинаковое. С возрастом фаза вдоха становится короче, а выдох длиннее. Дыхательный центр у ребенка очень возбудим. Повышение температуры тела, окружающей среды, даже легкое психическое возбуждение почти всегда вызывают у ребенка учащение дыхания и нарушение его ритма. Существует несколько видов дыхания: носовое, смешанное (рот — нос), через рот. При носовом дыхании воздух очищается и согревается. Обычно здоровый ребенок дышит носом. Но если у малыша насморк или другое заболевание носовых путей, то он вынужден дышать через рот, и очень часто это становится привычкой. Затруднение носового дыхания отрицательно влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, так как акт сосания затруднен, ребенок становится беспокойным, легко утомляется. Если ребенок постоянно дышит через рот, надо немедленно показать его врачу. Дорогие родители, следите за состоянием носоглотки вашего малыша, ведь это ворота для всех инфекций. Ежедневно проделывайте гигиенические процедуры, систематически очищайте носовую полость от слизи. Особенно важно делать это перед кормлением и выходом на прогулку. Освободите помещение, где находится ребенок, от лишних вещей, которые нельзя протирать мокрой тряпкой или чистить пылесосом. Чаще проветривайте комнату, температура воздуха должна быть не выше 21—22 "С, а после 2 лет — 19—20 °С. Но избегайте сквозного проветривания в присутствии ребенка. Это хорошо сделать, когда он гуляет или спит в лоджии. Благотворно на дыхательную систему действуют прогулки в сочетании с двигательной активностью. Но, к сожалению, родители часто допускают ошибку, завязывая рот, а иногда и нос ребенка шарфом. Не делайте этого! Таким образом вы не убережете ребенка от заболеваний верхних дыхательных путей, а наоборот, будете способствовать им: малышу в этом случае приходится дышать влажным воздухом, а это вредно. Мы говорили, что ребенка надо приучать дышать через нос. Но не волнуйтесь, если при увеличении нагрузки, например при беге или при подъеме по лестнице, ваш малыш перейдет на смешанное дыхание нос — рот. Это естественно, а иногда даже полезно, так как способствует закаливанию верхних дыхательных путей. Развитию правильного дыхания способствует общеукрепляющая и дыхательная гимнастика. Органы пищеварения ребенка также имеют ряд особенностей, которые надо учитывать при организации питания. К органам пищеварения относятся желудок, двенадцатиперстная кишка, толстый и тонкий кишечник, печень. Желудок новорожденного расположен горизонтально в левом подреберье. Его емкость очень невелика — примерно 30 см1. Однако она быстро увеличивается и уже на 4—6-й день достигает 40—50 см3, а на 15-й день — 90 см3. Под влиянием поступающей пищи желудок всегда несколько растягивается. При грудном кормлении содержимое желудка полностью переходит в кишечник через 2,5—3 часа, а при искусственном вскармливании — значительно позднее {через 3—4 часа). По мере освобождения желудка от пищи начинает повышаться возбудимость пищевых центров, то есть тех участков мозга, которые регулируют деятельность органов пищеварения. У ребенка появляются сосательные движения, сначала слабые, а затем все более интенсивные и частые. Возбуждение, как это свойственно раннему возрасту, легко иррадиирует на другие участки мозга. Это ведет к прекращению сна младенца, возникновению сосательных движений, общей двигательной активности, крику. Именно по этой причине родителям не удается ни песнями, ни игрушками успокоить голодного ребенка. Мышечная система желудка развита слабо, поэтому возможно обратное движение пищи из желудка в пищевод. Этим объясняется легкое возникновение срыгивания и даже рвоты. Чтобы уменьшить срыгивание или полностью избежать его, необходимо сразу после кормления осторожно положить ребенка на бочок. Ни в коем случае нельзя класть сразу после кормления на живот. Это можно сделать только через 30 минут. Полезно также сразу после кормления придать ребенку вертикальную позу буквально на несколько секунд, а затем положить на бочок. Перистальтика кишечника, с помощью которой пища передвигается по желудочно-кишечной системе, очень непостоянна. Она резко может усиливаться как под влиянием местного раздражения (например, брожение содержимого кишки), так и внешних воздействий на организм ребенка (перегревание, резкие звуковые раздражители и т. п.). Мама должна знать эти особенности, соблюдать гигиенические условия и проводить кормление в спокойной обстановке. .В связи с постепенным переходом на смешанное питание в пищеварительных органах ребенка происходят изменения. Появляются жевательные движения. Увеличивается слюноотделение, появляется условно-рефлекторное отделение слюны на вид пищи. Очень быстро растет желудок. Его емкость достигает к концу года 300—350 см3, к 2 годам — 600—700 см3, а к 6—7 годам — 1000— 1100 см3. Желудок постепенно принимает положение, близкое к вертикальному. Увеличивается количество желудочных желез. Отделение сока становится более значительным. Двигательная функция пищеварительного тракта у ребенка уже к 3—4 годам почти такая же, как у взрослых. Из пищевода по тонким кишкам пища поступает в толстый кишечник, где происходит образование кала. Первородный кал (меконий) у новорожденного сменяется переходным стулом, который постепенно заменяется нормальными кашицеобразным стулом желтого цвета с кислым запахом. У новорожденного 2—6 недель частота стула один раз в сутки. Иногда при грудном вскармливании стул бывает один раз в 2—3 дня. Это свидетельство того, что грудное молоко хорошо переваривается и усваивается организмом. Если при отсутствии стула ребенок не беспокоится, то никаких мер принимать не следует. У более старших детей стул устанавливается 1—2 раза в сутки. Показателями правильного пищеварения являются нормальная прибавка в весе, росте и хорошее самочувствие ребенка. К моменту рождения функционируют все органы выделения: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Емкость мочевого пузыря у новорожденного составляет около 50 мл, к 3 месяцам — 100 мл, к одному году — 200 мл, к 10 годам — 600—900 мл. Мочеиспускание у новорожденного вначале происходит примерно 2—6 раз в сутки, а со второй недели ребенок мочится до 20 раз в сутки. В первые 6 месяцев у него наблюдается непроизвольное мочеиспускание вследствие рефлекторного раздражения слизистой оболочки мочевого пузыря. Зная о потребности ребенка в мочеиспускании, прикиньте, сколько надо вашему малышу пеленок и ползунков! Но не расстраивайтесь. К концу первого года потребность в мочеиспускании сокращается до 15—16 раз в сутки, а в 2—3 года доходит до 10. При правильном воспитании ребенок начинает проситься на горшок на втором году жизни.
Что же представляют собою органы чувств ребенка? К органам чувств относятся глаза, уши, нос, язык, кожа. Их функционирование позволяет человеку воспринимать окружающий мир с помощью пяти чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Глаза младенца после рождения готовы к восприятию зрительных раздражителей. На яркий свет они жмурятся, мигают. Постепенно ребенок начинает сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах. Мышцы глаз новорожденных очень слабы, поэтому в первые недели может наблюдаться косоглазие, которое постепенно при правильном обращении с малышом исчезает. Чтобы косоглазие не развивалось, игрушки надо подвешивать прямо над грудью ребенка, на расстоянии не менее 60—70 см от уровня груди. Кроватку поставьте так, чтобы свет падал спереди, что также предупредит появление косоглазия и искривление мышц шеи, так как ребенок будет всегда поворачиваться к свету. Глаза малыша надо оберегать от резких раздражителей (например, яркий свет), от травм, заболеваний. Никогда не вытирайте глаза ребенка своим платком, общим полотенцем. Если вы видите, что они гноятся или покраснели веки, то немедленно промойте их крепким свежезаваренным чаем или кипяченой водой. Каковы особенности органа слуха? Родители должны знать, что наружный слуховой проход, состоявши из хрящевой и кожной части, отличается большой ранимостью. Берегите уши ребенка от травм и резких раздражителей. По мере необходимости прочищайте ушки малыша ватным тампоном, оберегайте их от попадания воды при купании и от ушибов. Если у вас появилось подозрение, что ребенок плохо слышит, немедленно обратитесь к специалисту. Мы уже писали, что дети слышат звуки еще до рождения. После рождения их восприятие совершенствуется. Появляется слуховое сосредоточение, то есть малыш начинает прислушиваться к звукам. Появляется координация между слухом и зрением. Уже в два месяца ребенок поворачивает голову в сторону источника звука. Обычно родители считают, что ребенку безразлично звучание включенного на полную мощность радио, музыки, громкого разговора. Имейте в виду, что все это отрицательно сказывается на остроте слуха вашего ребенка. Барабанная перепонка, подвергаясь значительному давлению, теряет свою эластичность, что приводит к понижению слуха. Кроме того, шум утомляет малыша. Берегите слух ребенка и постепенно развивайте его остроту. Разговаривая с ним, меняйте интонации, силу голоса, чаще включайте мелодичную, тихую музыку, но ненадолго, так как однообразное звучание тоже утомляет. Проделывайте простые упражнения с ребенком. С разного расстояния (2—3 м) позвените тихо погремушкой или колокольчиком или просто позовите ребенка; меняйте направление звука, проследите, как малыш реагирует на это. Вкусовые качества воспринимаются сосочками, имеющимися в слизистой оболочке полости рта, главным образом на языке. Вкус развит довольно хорошо даже у новорожденных. Младенец охотно сосет сладкое, а на кислое и горькое реагирует отрицательно: начинает беспокоиться, перестает сосать, морщится. Постепенно вкусовые ощущения развиваются. Какую пищу будет любить малыш, зависит в основном от взрослых. Оберегайте слизистую его рта, не давайте слишком горячей или холодной пищи. Мама должна избегать острых блюд и приправ, так как через материнское молоко они воздействуют на вкусовые органы малыша. Об особенностях органа обоняния — носа мы говорили, характеризуя дыхательную систему ребенка. К моменту рождения дети реагируют на запах. Об этом можно судить по мимике, дыханию, общим движениям. Для сохранения и развития обоняния младенца важно оберегать его нос от резких запахов, травм, следить за состоянием носоглотки. В то же время следует создавать условия для восприятия ребенком разнообразных запахов, иначе обоняние его будет недостаточно развито. Особенности кожи. Кожа является очень важным органом. Она выполняет защитную, выделительную, обменную, секреторную, дыхательную, терморегулирующую, рецепторную функции. Различают наружный слой кожи — эпидермис, собственно кожу — дерму и подкожно-жировую клетчатку. В коже расположено огромное количество сальных и потовых желез. У ребенка на
С первых дней жизни младенца содержите его тело в чистоте, ежедневно умывайте, купайте ребенка. Не подвергайте кожу малыша, особенно в первые месяцы жизни, механическому воздействию. Следите, чтобы на распашонках, пеленках не было грубых швов. При купании не трите тело ребенка губкой. Стирайте белье ребенка только детским мылом. Постепенно закаливайте кожу малыша, используя воздушные и солнечные ванны. Одевайте ребенка в соответствии с температурой внешней среды. Ухаживая за малышом и играя с ним, следите, чтобы руки у вас всегда были чистые и теплые. Ногти должны быть коротко острижены, а кольца, браслеты сняты. Охрана и улучшение физического состояния всех органов чувств ребенка — важнейшее условие их правильного функционирования, обеспечивающего полноту восприятия ребенком окружающего мира. Это является основой его полноценного психического развития.
Особенности высшей нервной деятельности ребенка Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение — активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Торможение неразрывно связано с процессом возбуждения и является как бы регулятором активности всех органов и систем организма. Нервную систему характеризует такое свойство, как подвижность. Оно выражается в способности быстро реагировать на изменение окружающей среды.
Взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. По принципу условных рефлексов формируются поведенческие реакции. Условные рефлексы могут быть выработаны как на непосредственные раздражители действительности (запах, звук, вид и т. д.) — первая сигнальная система, так н на слова, заменяющие непосредственные раздражители,— вторая сигнальная система.