Дети до тех лет
Нервная система грудного ребёнка
Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Какие же это особенности?
1. Условные рефлексы возникают у детей сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а следовательно, умения, привычки, усвоенные правила поведения даже к трем годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять, они легко разрушаются. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.
2. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от нежелаемого действия. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять около мамы и ждать, когда она обсудит все проблемы со встретившейся приятельницей). Малыш крутится, вертится, а от мамы идут распоряжения, которые он выполнить не может: Да постой ты спокойно! Не крутись! Однако в раннем возрасте ребенок должен научиться понимать значение слов надо, нельзя и соответствующим образом вести себя. Начинать формировать тормозные условные рефлексы, задерживающие деятельность ребенка на слово нельзя, следует уже в конце первого года жизни. Слово нельзя должно обязательно сопровождаться прекращением деятельности малыша. Вот он тянется к ножу, который лежит на столе, а мама говорит нельзя и убирает нож, заменяя его безопасным предметом. В данном случае мама использует метод отвлечения. Но этим методом можно пользоваться только на первом году жизни. На втором-третьем году необходимо разъяснять малышу, почему нельзя брать тот или иной предмет, почему надо прекратить действия. Алешенька, нож брать нельзя. Он острый. Можешь порезаться, будет больно, Ирочка, играй, пожалуйста, потише, не кричи так громко: бабушка отдыхает,— говорит мама. У детей второго, а тем более третьего года жизни можно выработать значительное число тормозных условных рефлексов. Но делать это следует очень осторожно. Нельзя бесконечно запрещать ребенку, прерывать его деятельность; Не бегай, не кричи, положи на место и т. д. Такие запреты могут привести к срыву нервной системы: ребенок в этом случае бывает излишне возбудимым или, наоборот, пассивным, вялым. Это отрицательно может сказаться на развитии его личности: его активности, самостоятельности, любознательности. Итак, формировать тормозные рефлексы следует начинать в раннем возрасте, но делать это надо осторожно и постепенно. А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами — значит решить главный вопрос воспитания, то есть воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания.
3. К особенностям высшей нервной деятельности детей относится сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: Немедленно убирай игрушки и одевайся! Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, безболезненно перейти к ней. Например: Ирочка, скоро будем обедать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А теперь собери кубики в коробку.
4. При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое активное поведение. Они подвижны, много улыбаются, что соответствует оптимальному состоянию возбудимости их нервной системы. Но надо иметь в виду, что в раннем возрасте состояние возбудимости нервной системы неустойчиво. Оптимальное состояние может даже от незначительных причин переходить в фазу повышенной или пониженной возбудимости. Поведение ребенка в этом случае резко нарушается. Малыш может или громко кричать, отказываться выполнять привычные для него действия, капризничать, или, наоборот, становится вялым, безразличным ко всему окружающему. Повышение или понижение возбудимости наблюдается у детей сравнительно часто. Однако это нельзя признать естественным для данного возрастного периода. Изменение возбудимости чаще всего является результатом ошибок воспитания (нарушение режима, непосильные требования к ребенку, частые запреты и т. д.). Родители должны знать, что уравновешенное поведение детей может меняться и вследствие болезни, неполного удовлетворения их органических потребностей, воздействия неприятных физических раздражителей. Понаблюдайте за малышом, постарайтесь своевременно понять причины изменения поведения ребенка и устранить их. Помните, что повышенное или пониженное возбуждение нервной системы, а следовательно, неуравновешенное поведение вашего малыша отрицательно сказываются не только на его здоровье, но и на развитии. Итак, вы познакомились с основными особенностями нервной системы ребенка. Постарайтесь их учитывать при воспитании, и малыш будет расти здоровым, уравновешенным, веселым. А его развитие будет соответствовать возрастным нормам.
2. Хочу стать Человеком. Хочу вырасти Личностью! (Общие вопросы развития личности)
Вероятно, у многих из наших читателей вызовет удивление заголовок этого параграфа. Предполагаемое нами желание ребенка стать человеком выглядит, казалось бы, абсурдным, ведь человек уже родился. Однако человеком в полном смысле этого слова ему еще только предстоит стать. Новорожденный ребенок называется в науке "индивид*. Это понятие указывает на принадлежность его к человеческому роду и только. Человеческое дитя из всех новорожденных существ, пожалуй, самое беспомощное, самое неприспособленное к новому для него миру. В этом слабость и огромная сила ребенка. Мудрая природа предусмотрела в нем Отсутствие жесткой врожденной заданное™ поведения, но при этом заложила огромный потенциал к почти беспредельному прижизненному развитию разнообразных его качеств, свойств, способностей. Однако без человеческого сообщества, без общения с людьми, без совместной с ним деятельности человек не состоится, богатые потенциальные возможности его развития не реализуются. Ранний и дошкольный возраст — наиболее важные периоды в становлении человека. История приводит примеры жизни детей, выросших среди животных или долгое время находившихся вне общества. Они, при всех последующих огромных стараниях и благоприятных условиях развития, так и не стали нормальными людьми: не научились полноценно думать, говорить, двигаться, общаться, по-человечески действовать. Но наш кроха — это совсем другое дело. Нашему малышу повезло, мы его ждали и любили еще не родившегося. Наукой он называется индивид, а для нас это солнышко, чудо природы, наша радость и надежда. Однако при всей радости не покидает нас и чувство тревоги... Каким-то ты будешь, наш малыш? Ведь добрые детки — дому венец, плохие детки — дому конец, гласит народная мудрость. Конечно, родители мечтают о хороших детках. А что это означает? Социологические опросы показывают, что вы хотели бы видеть своих детей в первую очередь здоровыми. Это действительно самое главное, основное, без чего человеку трудно полноценно развиваться. Вы хотите, чтобы ваш малыш рос умным, знал иностранные языки, умел общаться с людьми и т. д. Пытаясь заглянуть в его будущее, мы думаем о том, чтобы наш ребенок не потерялся в жизни, занял в обществе достойное место, обрел свое Я, состоялся, реализовал себя. Нам больно, когда наше, часто великовозрастное, дитя несет как щепку в бурном водовороте жизни, прибивая то к одному, то к другому берегу. Трагедия для семьи, если в ней вырастили человека, неспособного противостоять сложностям жизни, слепо подчиняющегося обстоятельствам, идущего на поводу у других, часто не лучших людей. Счастье, когда вырос человек, управляющий своей жизнью, умеющий ставить цели и достигать их, способный ориентироваться в обстоятельствах и изменять их. Это значит, что в семье воспитали личность. Только личности определяют прогресс общества. Потому обществу нужна личность. Ее развитие — цель современной системы образования: в детском саду, в школе, вузе и т. д. Конечно, социальный заказ важен. Полноценно жить в обществе — это значит учитывать его требования. Однако это требование не противоречит, а согласуется с целью развития самого человека, стремлением его к самореализации, самосовершенствованию. Ведь личность — самый высокий уровень развития человека. Казалось бы, родителям можно и не знать эти истины. Есть детский сад, школа... Они и позаботятся о становлении личности. Но вырастет ли ваш ребенок личностью или будет посредственным, а то и серым, неприметным существом, зависит не только и, вероятно, не столько от общественного воспитания, сколько от семьи.