Дети до тех лет
Семья
Семья — это первое сообщество, микрогруппа, значимая для ребенка. Именно она оказывает первое и наибольшее влияние на его личностное развитие. Мы надеемся, что природное чувство ответственности за ребенка вызывает у вас желание лучше понять, что же такое личность, при каких условиях и как она развивается. Попробуем вместе разобраться в этих вопросах. Конечно, в семейном воспитании родительская любовь нередко рождает правильное, интуитивно найденное решение в общении с детьми. Однако знание поможет вам сократить время поиска педагогических решений, предупредит возможные ошибки. Итак, что же такое личность? На этот вопрос пытаются ответить философия, социальная и возрастная психология, педагогика и другие науки. Существуют разные теории личности. Для нас важно выделить главные и принятые большинством ученых характеристики этого явления. Практика повседневного житейского общения нередко сталкивает нас с людьми, живущими по принципу прошел день — и ладно. Они плывут по жизни, не задумываясь над ее смыслом. В отличие от таких людей личность — это человек, который управляет своей жизнью, хорошо знает, чего хочет, способен самостоятельно ставить цели, умеет выбирать средства, способы их достижения, получает результат, не останавливается на достигнутом. Такой человек отвечает за свои поступки. Он не пасует перед трудностями, может отстаивать свои позиции в жизни. Личность определяет и осознает свое место в обществе. Она не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. Как видим, в личности особенно ярко проявляется волевой момент, прежде всего в поступках. То есть активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении ставить цель, преодолевать трудности при ее достижении. Поэтому стать и быть личностью совсем нелегко, и далеко не все люди пытаются реализовать себя как личность. Применительно к ребенку раннего возраста трудно говорить о волевом поведении. Первые волевые действия, включающие постановку цели, планирование и контроль, начинают формироваться у дошкольников. Однако элементарная целенаправленная деятельность наблюдается уже у младенца (тянется к игрушке). Но к этому его побуждает сам предмет, и только если он находится в поле его зрения (то есть внешний побудитель). Целеполагание внутреннее, обусловленное потребностями самого малыша, появляется ближе к двум годам. При этом он далеко не всегда достигает цели. Примерно к трем годам появляются первые признаки волевого поведения. Возникают личные желания, вызывающие активность ребенка, настойчивость, выражающиеся в форме: Я хочу, Я не хочу, Я сам.
Итак, личность — это активный деятель, проявляющий самостоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения, это волевой человек, способный к поступку, к инициативному действию, к преодолению препятствий. Оценивая ситуацию, принимая решение, активно действуя, личность основывается на знаниях о мире, в котором действует (природе, рукотворных предметах, вещах), о человеке и обществе, о себе. Знания о мире, способность к его познанию и размышлению о нем составляют познавательную (когнитивную) сферу личности. Что же заставляет человека целенаправленно действовать, активно проявлять себя? Деятельность человека подчиняется его потребностям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых, в свою очередь, формируются на протяжении всей жизни в общении и в деятельности. В психологии потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, необходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают материальные — оргаиичесхие и социальные (в жилье, одежде и т. п.) и духовные (в общении, в познании, в творчестве, в занятии искусством и др.). Некоторыми психологами выделены такие духовные потребности, как потребность в безопасности, в любви и признании другими людьми, в самооценке и самоуважении, в самореализации, в свободе и др. Согласитесь, что всем нам не чужды эти потребности. Духовные потребности постепенно формируются и у наших детей. Как правило, родители большое внимание уделяют удовлетворению и развитию органических потребностей (например, в пище). Это важно, но надо формировать и духовные потребности. Например, стремление к познанию, желание сделать что-то приятное близким или другим людям. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей. Однако испытывать потребность — это еще не обязательно осознавать конкретно, чего ты хочешь. Когда у человека поавляется представление о предмете, который может удовлетворить потребность, у него возникает конкретный мотив, желание (человек понимает, чего он хочет). И только в этом случае он может поставить цель по удовлетворению своей потребности и организовать деятельность по ее достижению. Одна и та же потребность может быть удовлетворена по-разному (разные предметы потребностей), потому и желания могут быть разные. Так, потребность в саморазвитии вызывает у одних желание поступить в институт, у других — непосредственно заняться каким-то видом деятельности (живопись, педагогическая деятельность и др.). Или, например, потребность в безопасности у одних людей обусловливает активную позицию, побуждает к деятельности, направленной на устранение грозящей опасности, у других вызывает желание спрятаться, уйти от решения проблемы. Применительно к детям подобных примеров может быть множество. Так, потребность в любви и признании у одного малыша вызывает ревность и желание обидеть младшего братишку, которому родители уделяют больше внимания. Другой ребенок пытается вести себя как больной, так как, когда он болен, его родители больше ласкают, жалеют, балуют. Многие малыши ласкаются, прижимаются к маме и т. п. В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интересы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Они имеют свое содержание, привлекательное для человека. Например, у малыша проявляется интерес к деятельности взрослых — папа у ребенка шофер. Это побуждает его играть в шофера, рисовать машины, изображая или представляя себя шофером. Как правило, этот ребенок в автобусе старается занять место блике к кабине и внимательно наблюдает за водителем и т. п. Формирование интересов во многом и в первую очередь зависит от родителей. Природа, книги, музыка, театр, разные виды деятельности — все это может составить сферу детских интересов. Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами. Это представление человека о наиболее ценных, привлекательных чертах, которые хотелось бы иметь и ему самому. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш начинает узнавать рано. Зрелая личность в своем поведении и деятельности руководствуется также убеждениями — системой осознанных и прочувствованных жизненных принципов.Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокупности составляют направленность личности. Их содержание, а значит, и направленность могут быть различными. Становясь побудителями (мотивами) жизнедеятельности человека, одни из них занимают ведущее место, другие — подчиненное (иерархия мотивов). Например, человек может выполнять творческую работу, побуждаемый одновременно разными мотивами. Однако у одного превалирует желание заработать деньги, у другого — выделиться, обойти коллегу по работе, у третьего — интерес к проблеме, потребность в творчестве и т. д. То есть конкретное содержание доминирующих мотивов различно. Деятельность детей также может быть по-разному мотивирована. Например, ваш трехлетний малыш настойчиво заявляет о своем праве включать телевизор. Он нажимает разные кнопки, вертит ручки и т. п. Ваши запреты плохо действуют, они вызывают у ребенка слезы, раздражение и настойчивые повторные действия. Что движет его поведением? Безусловно, интерес к познанию малознакомого предмета. Одновременно мотивом может быть потребность действовать, как взрослый, а главное — характерное для этого возраста стремление самоутвердиться, заявить: Я сам. Мотивы при этом чаще всего не осознаются ребенком. У взрослого человека мотивы также не всегда осознаваемы. Но человек, развиваясь как личность, всегда пытается осознать их и действовать более осмысленно, целенаправленно. Потребности заставляют человека действовать с целью их удовлетворения. Если жизненные условия складываются так, что деятельность успешна и потребности удовлетворяются, человек испытывает положительные эмоции: удовлетворение, радость и т. п. Если же обстоятельства препятствуют этому, они вызывают у человека отрицательные эмоции: неудовлетворение, печаль, горе, грусть и т. д. Эмоция, чувство — это реакция человека на успешность удовлетворения потребностей, да и сама потребность субъективно ощущается как та или иная эмоция, переживание. Эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции. В них выражается оценка происходящего, степень значимости предметов, явлений, событий для данного человека в конкретной ситуации. Они побуждают к деятельности, активизируют ее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, любовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношение людей к тому или иному факту (выразительная функция) и др. То есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека и являются, наряду с когнитивной и волевой, одной из важнейших сфер личности. Эмоциональное развитие малыша начинается очень рано, с рождения, а предпосылки эмоциональных реакций возникают уже в период внутриутробного развития. В этой же главе мы расскажем о первых эмоциональных проявлениях ребенка, связанных с его личностным развитием. Диапазон эмоционального развития в раннем возрасте довольно широк: от первой улыбки и неудовольствия, затем радости, обиды, гнева до предпосылок более сложных чувств — сочувствия, самолюбия, гордости и стыда, чувства собственного достоинства, симпатии и любви. Развитие эмоций, происходящее в процессе общения и деятельности, органично вплетено в процесс личностного развития малыша. Таким образом, разум, чувства, воля человека проявляются во всех сферах его жизни, во всех видах деятельности. Они проявляются и развиваются в деятельности, общении и, в свою очередь, влияют на их успешность. Их проявление и развитие органически связано с развитием личности. Мотивационно-потребностная сфера, как мы отметили выше, определяет направленность личности. От того, какие желания, интересы, идеалы, убеждения управляют ею, зависит, положительная формируется личность или негативная. Да, к сожалению, личность не всегда бывает положительной, она может быть и негативной. Безмерное уважение и чувство благодарности человеческого сообщества вызывают личности, подобные матери Терезе, и столь же безмерное, но презрение, гнев, осуждение — личности, подобные Гитлеру. Масштаб как положительной, так и негативной личности может быть и не планетарным. Но в любом случае созидательная или разрушительная ее сила определяется направленностью личности. Поэтому важно понять, гипертрофированный эгоизм или альтруистическая позиция движет личностью. Например, чувство ответственности перед коллегами, самолюбие не позволяет человеку выполнять свое дело плохо. Не исключая, а предполагая приоритетность самоуважения, любви человека к себе, необходимо при этом в развитии личности поддерживать только те ее проявления, которые соответствуют позитивному развитию других людей и общества в целом. Необходима направленность поведения и действий человека на созидание, а не на разрушение. А если на разрушение, то в конечном счете ради созидания. Таким образом, в человеческом сообществе наиболее развитой и поддерживаемой им считается общественно направленная личность, побуждаемая общественно направленными мотивами. Уже в детском сообществе принимается тот ребенок, который способен, например, поделиться игрушками, лакомым кусочком с другими детьми, и не принимается жадина. Как отмечают психологи, под влиянием именно общественных мотивов у человека формируются такие черты личности, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение других людей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим и др. К сожалению, как показывает социологический опрос, родители все реже называют нравственные черты личности не только в качестве приоритетных в характере ребенка, но в качестве желаемых вообще. Однако без общественно направленной личности прогрессивное развитие общества, а значит и каждого ее члена, невозможно. Если мы хотим, чтобы наш ребенок был принят сначала в детском, в потом во взрослом сообществе, надо подумать об этих приоритетах и позаботиться о создании условий для их проявления и развития. Мы подчеркиваем слово условия. Дело в том, что, беспрерывно испытывая воздействие и общества, и отдельных людей, человек тем не менее изначально сам строит себя, свою жизнь и судьбу. Согласитесь, что мы постоянно живем в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения — в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию, проявляя волю? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но неприятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих притязаниях или ставить перед собой все новые и новые цели? И так далее и тому подобное. Человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз решает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность.