Нравственное воспитание в детском саду
Беседа Откуда хлеб пришел
Эта беседа строится по следующим вопросам: из чего делают хлеб, булки, батоны? Кто заботится о том, чтобы в поле выросло много колосков? Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб? Кто и где печет хлеб?
В ходе такой беседы целесообразно использовать картины, а также диафильмы, изображающие хлебные поля, труд хлеборобов. Они позволяют детям воспринимать не только сами факты, но и связи между ними; через образную эмоциональную форму помогают определить отношение к воспринимаемому.
Как видно пз приведенных примеров, для решения познавательных и воспитательных задач педагог может использовать разные методы: экскурсии, наблюдения, чтение литературных произведений, беседы и др. В результате дети должны уметь ответить на основные вопросы: как называется эта профессия? Что делает повар, шофер и др.? Что нужно ему для работы? Как он работает? Одновременно с накоплением конкретных представлений и развитием речи воспитывается уважение к труду людей разных профессий.
Воспитание действенного отношения к окружающему требует обязательного, хотя и элементарного, участия детей средней группы в труде для других: помощь взрослому в уборке снега, листьев на участке, посев крупных цветочных семян. Объяснение необходимости труда: Уберем участок— будет чисто, Вырастут цветы — будет красиво — воспитывает у детей начатки коллективизма, желание трудиться на обшее благо. Дальнейшее уточнение и закрепление знаний детей о трудящихся происходит в процессе разнообразной деятельности: в рисовании, строительных и ролевых играх. Предлагаются, например, такие темы для рисования: Постройка дома, Транспорт, Улица, Наша река.
В среднем дошкольном возрасте у детей впервые отчетливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют вопросы детей, с которыми они обращаются к воспитателю и друг к другу.
Программа воспитания в детском саду определяет расширение представлений детей о родных местах, о природе, о труде людей, о Советской Армии, о В. И. Ленине. Основным методом ознакомления детей среднего дошкольного возраста с окружающим является наблюдение. Оно сопровождается чтением художественных произведений, показом диа-и кинофильмов, рассматриванием картин и т. д. Вся совокупность приемов обучения обусловливает расширение представлений и формирование на этой основе положительного отношения к явлениям общественной жизни.
Прежде всего дети усваивают понятия город, соло. Детей знакомят с природой родного края (река, парк, лес), улицами города или селв, общественными зданиями. Например, прогулки к ближайшей реке используются не только для любования ею. Дети узнают о названии реки, о ее значении для родного города или села. Так, во время экскурсии на реку в условиях города детям могут быть сообщены следующие сведения: Наша река называется.,. Она широкая и глубокая. На реке расположен грузовой порт. Порт — это место, где разгружают и нагружают пароходы, которые привозят и отвозят грузы в разные города и села. (Названия даются с учетом местных географических условий.) Рабочим порта помогают большие подъемные краны.
В условиях сельской местности программное содержание такого наблюдения несколько изменяется: Наша река неширокая, но глубокая. На берегу расположена птицеферма. Там выращивают уток. Посмотрите, как их много.
Осознанно детьми понятий город, село может идти на основе сравнения. Для этого используются картины, фотографии, помогающие детям выделить характерные особенности внешнего облика города и села (много улиц, большие многоэтажные дома, разный транспорт в городе; мало улиц, преимущественно малоэтажные дома, немногочисленный транспорт на село), особенности труда людей (труд на заводах и фабриках, сельскохозяйственный труд). Наблюдения помогают познакомить детей с работой по благоустройству родного села и города (строительство домов, посадка деревьев, цветов).
При выборе ближайшего к детскому саду объекта наблюдения воспитатель должен учитывать специфику местного социального окружения, доступность сообщаемых детям сведений, возможность решения в единстве познавательных и воспитательных задач, повторность и постепенное усложнение материала. Дети идут на экскурсию к строящемуся дому, наблюдают, как рабочие укладывают асфальт, садоводы сажают цветы, деревья.
Высказывания педагога, его вопросы направляют внимание детей на общественную пользу труда: Строители трудятся, чтобы у всех были хорошие квартиры; Садоводы сделали клумбы, газоны, стало на улице красиво. Логичным завершением этих наблюдений явится чтение отрывков из книги С. Баруздина Кто построил этот дом. Обобщить знания, полученные детьми, и вызвать их на разговор помогает беседа.