Нравственное воспитание в детском саду
Беседа Кем быть?
Д авайте помечтаем о том, кем вы будете, когда вырастете большими.
Много дорог перед вами, по какой пойти? Можно стать инженером, изобретателем новых машин, которые быстро делают все, что нужно людям. Можно стать доктором. Надо много учиться, а потом лечить людей, спасать их от болезней. Можно стать учителем — учить и воспитывать детей, чтобы все дети выросли здоровыми, умными, смелыми, чтобы все были добрыми и верными друзьями. Можно стать птичницей, комбайнером. Можно стать музыкантом и своим искусством доставлять людям радость или художником — рисовать такие картины, которыми люди будут любоваться. Можно стать швеей —шить красивую одежду, чтобы и взрослые, И дети были красиво одеты. А теперь подумайте и расскажите, кто кем хотел бы быть и почему.
Углубление представлений детей о родной стране происходит б процессе ознакомления с главным городом нашей страны— Москвой. Рассматривая иллюстрации, слушая чтение художественных произведений, дети узнают и запоминают, что Москва — самый большой и самый главный город нашей страны, в Москве есть Красная площадь, Кремль, Мавзолей В.И.Ленина. В беседу включается чтение отрывка Красная площадь из книги Б. Житкова Что я видел, показ фотографий, картины.
Па другом занятии можно продолжить разговор о Москве, прочитать отрывки из книги Ф. Лева Как строили метро.
Завершением этой работы является составление с детьми альбома с видами Москвы. Целесообразно время от времени рассматривать с детьми подобранные иллюстрации и побуждать их к рассказыванию по ним.
Важно в эти годы укреплять в душе ребенка любовь к
B. И. Ленину. В начале знакомства детей с образом В. И. Ленина используют показ портрета вождя и чтение стихотворенияо нем. Воспитатель обращается к портрету Владимира Ильича,написанному художником П, Васильевым, и читает стихи поэта
C. Погорело веко го:
Поднимется солнце,
Заглянет ко мне—
Осветится ярко
Портрет на стене.
И, словно желая мне
Доброго дня,
Ильич как живой
Поглядит на меня.
Я ленинцем стать
Настоящим хочу,
Чтоб смело смотреть мне
В глаза Ильичу.
Затем педагог вместе с детьми ставит цветы в вазу у портрета В. И. Ленина.
Детям пяти лет дают некоторые знания о том, почему Владимира Ильича любят все: и взрослые, и дети. Углубить эти знания, эмоционально воздействовать на детей можно чтением стихотворения М. Рыльского Ильич и девочка и рассматриванием картины II . Жукова Хорошее слово.
Рассказы воспитателя о В. И. Ленине, о его добром и заботливом отношении к детям сочетаются с рассказом о Москве, где жил В. И. Ленин, где находится Мавзолей. На таком занятии воспитатель читает отрывок из книги Б. Житкова Что я видел.
Во время чтения воспитатель спрашивает: Дети, что увидел мальчик на Красной площади? — и показывает картину с изображением Мавзолея.
Уже в средней группе, используя картину Хоровод (из серии Наши маленькие друзья) и др., детей начинают подводить к пониманию того, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Чтение рассказов, внесение кукол в национальных одеждах вызывает у детей интерес и дружелюбное отношение к другим национальностям. Вот, к примеру, рассказ А. Ляпидевского о пятилетнем мальчике-чукче.
Как-то Ильяшек (так знали мальчика) не вернулся с охоты. Окалывается, на охоте его настигла страшная пурга. Он закутался в шкуры, зарылся в снег, уложил рядышком собак. Ночью намело па них большой сугроб, им гам и тепло было. Так он лежал под снегом двое суток. А как стихла пурга, он разрыл снег и вернулся.
Я спросил у него:
Не замерз?
— Нет, только нос немного отморозил.
— А собаки?
— Нет, опи хорошие, они меня согревали, как живые печки.
Мне все не верилось, что этому бесстрашному охотнику всего лишь пять лет. Ведь ему еще только в детский сад ходить.
Воспитатель возвращается к этому рассказу не раз. Когда выпадает снег, по предложению воспитателя дети охотно будут строить чум, где жили мальчик и его родители.
При повторном рассматривании картины Хоровод дети находят украинскую девочку, рассматривают ее костюм, с помощью воспитателя придумывают ей имя Ясочка и рассказ о том, как Ясочка приедет в детский сад, какие подарки ей сделают дети.
Таким образом, постепенно на занятиях и в играх у детей начинает возникать чувство симпатии к сверстникам и взрослым разных национальностей, населяющих нашу страну.
Детям средней группы сообщаются также сведения о Советской Армии.
Перед праздником 7 Ноября в группу желательно внести плакат или картину с изображением красногвардейцев. Целесообразно показать картины, которые помогут узнать и различить рода войск. Детям пятого года читают рассказ Л. Кассиля Про нашу пехоту. При повторном чтении можно вовлечь детей в игру по сюжету этого рассказа.
Чтение стихотворений из книги С. Маршака Мы — военные также поможет возбудить интерес и уважение к военным. Детям можно дать первое представление о том, что В, И. Ленин любил солдат, заботился о них. Для этого воспитатель использует картину Д, Налбандяна В. И. Ленин на Красной площади. Рассмотрев с детьми картину, педагог ставит возле нее цветы.
Важно, чтобы перечисленные занятия были тщательно подготовлены. Для наблюдений вне детского сада должны быть отобраны те объекты, которые наиболее удобно обозревать с детьми. В беседе до экскурсии необходимо поставить перед детьми цель, а в ходе наблюдений выделять именно те стороны наблюдаемого, которые способны обогатить нравственные представления и чувства.
Индивидуальные беседы, рассматривание картин, составление небольших рассказов с помощью воспитателя развивают умение детей выражать свое отношение к трудящимся людям, к своей стране. В конкретной речевой деятельности, интересной и доступной ребенку, происходит закрепление положительного отношения к окружающему, на основе чего идет развитие нравственных чувств.
В конце августа следует организовать беседу о том, как дети провели лето. Значение такой беседы в нравственном воспитании очень велико: дети глубже осознают заботу о них взрослых, оценят красоту родной природы, вспомнят радостные события, различные случаи, которые помогут еще раз объединить детей общими переживаниями. Для того чтобы в памяти детей восстановить живые образы, чувства, которые ими были пережиты, следует наметить тему беседы с учетом конкретного опыта детей, тех событии, участниками которых они были. Вот примерный перечень таких бесед: Как мы нашли птенчика, Как мы работали на нашем огороде, Купание, Как мы ходили в лес за грибами, Гроза, Приезд родителей на дачу.
Приведем пример беседы на тему Как мы ходили в лес за грибами.
Воспитатель. Дети, скоро наступит осень, осталось несколько летних дней. Мы с вами в этом году славно провели лето на даче. О чем ба вам хотелось рассказать?
Лена. Как купаться ходили на речку.
Нина. Как в лес за грибами ходили.
Воспитатель. Вот видите, как много интересного вы помните. Давайте расскажем о том, как в лес за грибами ходили, а про купание вы pat -скажете в следующий раз. Постарайтесь все хорошо вспомнить, а я запишу ваши рассказы.
Света, Можно я расскажу?
Воспитатель. Пожалуйста, Света. Слушайте все внимательно.
Света. Один раз после завтрака мы пошли в лес за грибами. Мы взяли с собой корзиночки, грибы в них класть. У нас с Лидой была одна корзиночка, мы вместе собирали. Сначала мы ходили, ходили, и грибов не было, а потом я нашла сразу три масленка. Я их положила в корзинку. А потом Ляда прибежала, мне еще большой гриб положила.
Лида. Л Наташа не нашла ни одного гриба.
Наташа. Зато я ягоды нашла,
Лида. А я больше всех нашла грибов.
Воспитатель, Не хвались, Лида, Вот Сережа тоже много грибов нашел, а не хвалится.
Лена, Можно я расскажу?
Воспитатель. Расскажи, Леночка.
Лена. Мы с Мишей в одну корзиночку собирали. Миша сказал: Пойдем вон туда, и мы пошли, ушли далеко, а там кустики н деревья. Мы ходили, ходили и потом сразу много грибов нашли. У нас полная корзиночка была. А потом нас позвали, и мы назад пошли. Вы нам сказали, что далеко уходить нельзя.
Воспитатель. Хорошо вы рассказали, я тоже помню этот день. Тогда асе вместе много грибов набрали. А Саша еще и чернику нашел, а Наташа красивый колокольчик. Вернулись иы к самому обеду, А кто помнит, какие песенки мы пели по дороге домой?
Дети. По солнышку, Про грибы, Наш детский сад.
Воспитатель, Молодцы! Помните. Давайте сейчас споем песенку про грибы (поют Песенку о грибах В. Герчик).
На следующем занятии воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они рассказывали, и нарисовать деревья, грибы, корзиночки. Из детских рисунков и записанных воспитателем рассказов детей можно сделать книжку-самоделку,
Зимой эту книжку, сделанную своими руками, дети будут охотно рассматривать и снова вспоминать лето.
Осуществляя разностороннюю работу с детьми, педагог должен уметь выделять ту или иную задачу нравственного воспитания, которая будет решаться в играх, трудовой деятельности, при чтении литературного произведения, на занятиях .счетом, рисованием и т. д.
Важно, чтобы из средней группы дети перешла в старшую с прочными навыками и привычками культурного поведения, чтобы для них были характерны доброжелательность, готовность вместе играть и трудиться, помогать старшим и друг другу. Полученные детьми представления о явлениях окружающей действительности могут служить основой развития любознательности, находят отражение в играх, рисунках, разговорах.
Все, что достигнуто детьми к концу пятого года жизни, ложится в основу дальнейшего нравственного, умственного и эстетического развития ребенка.