Нравственное воспитание в детском саду
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТИ-СЕМИ ЛЕТ
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка пяти — семи лет ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, детскому саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать еще лучше.
Характерным для детей старшего возраста (особенно подготовительной к школе группы) являются формирующиеся общественная направленность, коллективизм. Они проявляются и в реальных детских взаимоотношениях, и в высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников — их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу — и высказать одобрение хорошего поведения товарища.
Вместе с тем нравственные проявления детей пяти — семи лет отличаются неровностью инеустойчивостью, особенно это характерно для ребенка шестого года жизни.
В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия. Одни дети поддерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, быстро, доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу, активно реагируют на предложение играть, трудятся вместе, замечают нарушения тех или иных правил порядка, стараются эти нарушения устранить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов воспитания, более тонкого их применения.
К концу года старшие дошкольники уже воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивее коллективные связи. Это проявляется и в совместных играх, и в труде, и в общих радостях.
Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействует развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Однако еще нередки, особенно у детей шестого года жизни, конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре.
К шести годам проявляется, а к семи крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным длительным играм, занятиям, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей.
Изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок шести-семи лет в большинстве случаев играет не один: мирное соседство перерастает в устойчивое содружество. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми: товарищество и дружбу. Если четырехлетний ребенок оценивает поведение сверстника, исходя из конкретной ситуации: Ира хорошая, она мне мяч дала поиграть, то мотивация старших дошкольников более осознанна и опирается на возросший опыт, а не только на одну какую-либо ситуацию: Я люблю играть с Геной, он всегда помогает строить, С Сашей интересно играть, он все умеет делать и т. д.
У детей шести-семи лет заметно возрастает активность, ярче проявляется инициатива. Что нужно делать? Мне нечего де лать,—часто можно слышать от ребенка этого возраста. Его стремление быть занятым — верный помощник в воспитании трудолюбия, уважения к труду других.
Детям старшего дошкольного возраста свойственна само стоятельность в разных сферах деятельности.
Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта со взрослыми, К сожалению, взрослые пе учитывают потребности ребенка освободиться от опеки и пресекают кажущуюся им излишней активность. Так создаются ситуации для возникновения у ребят капризов и упрямства.
У ребенка пяти-шести лет начинают развиваться организаторские умения, которые закрепляются в подготовительной к школе группе. Дети-организаторы умеют выбрать тему игры, привлечь товарища, сообща распределить роли и обязанности с учетом возможностей и интересов каждого. Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность и целеустремленность. Но есть среди старших дошкольников дети малоактивные, отказывающиеся от поручений, не уверенные в себе, а также слишком решительные, энергичные, часто несдержанные.
Воспитателю важно уделять внимание в равной мере как пассивным, так и активным детям, особенно тем, у которых начинают проявляться признаки зазнайства.
По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или как хорошие, то шести, семилетние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцнровке поведения, например, персонажей литературных произведений. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявить заботу т. д.
Для выражения своего отношения к людям и поступкам дети используют знакомые им критерии оценок: Так нечестно; Обманывать нехорошо; Он хороший товарищ, потому что всегда помогает. Однако ребята не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации.
При выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, эффективность там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль недостаточен. Отсюда — важная задача воспитателя — развивать произвольное волевое поведение ребенка в разных видах деятельности.
Старшие дошкольники (особенно это выражено у детей седьмого года жизни) проявляют интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к воспитателю, родителям, стремясь утвердиться в своих знаниях, установить взаимосвязь между фактами, событиями. Вопросы свидетельствуют о большом интересе детей к социалистической действительности, к отдельным фактам героического прошлого нашей Родины. Конечно, все эти приобретения детей происходят при решающей роли целенаправленного воспитания и обучения в детском саду и благоприятных условиях семейного воспитания. Педагогам старшей и подготовительной групп следует, руководясь Программой детского сада, вдумчиво продолжать работу по формированию нравственных чувств, привычек поведения к представлений детей в различных ситуациях повседневной, бытовой жизни и на занятиях. Возрастает роль примера педагога, других сотрудников детского сада, так как дети шестого-седьмого года жизни могут уже достаточно критически анализировать формы поведения взрослых, их отношения, нередко сопоставляя с теми требованиями, которые эти взрослые предъявляют своим воспитанникам.
В старшем возрасте повышается, как известно, воспитательно-образовательное значение занятий—ведущей формы организованного обучения детей-дошкольников. На занятиях у детей могут наиболее успешно формироваться моральные представления о высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте, справедливости, честности, скромности) и наиболее сложные представления о доступных детям пяти — семи лет явлениях общественной жизни. Знания, приобретаемые детьми, формирующиеся представления будут иметь нравственную направленность лишь при условии одновременного воздействия на чувства детей, т. е. когда процесс приобретения знаний сочетается с воспитанием положительного отношения к людям, к ценным явлениям окружающей действительности и формированием активной позиции нетерпимости ко всему плохому — к лжи, лености, эгоизму, безответственности, недисциплинированности и т. д. В системе занятий более широкими по тематике и ценными по глубине становятся этические беседы но поводу содержания художественных произведений; появляются новые возможности для комплексного использования словесных, наглядных и практических методов нравственного воспитания (дети больше умеют, понимают, знают). Повышаются и требования воспитателей к нравственно ценным взаимоотношениям детей в процессе занятий.