Нравственное воспитание в детском саду
Воспитание на занятиях
В овладении детьми старшего возраста рядом достаточно сложных представлений о явлениях общественной жизни, о нравственных качествах повышается роль занятий. Существенно важным при этом является формирование у детей положительных взаимоотношений в процессе учения. Решение этих задач возможно и необходимо, поскольку у детей активно развиваются простейшие формы учебной деятельности: способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять его указания, использовать необходимые для овладения знаниями способы действия. Значительные сдвиги происходят в области мышления, произвольного запоминания, в нравственно-волевом развитии. Растущая любознательность, развивающаяся дифференцировка и углубление чувств позволяют учить детей на занятиях работать в течение определенного времени; не только слушать, но и слышать; не только видеть, но и наблюдать, замечать, сравнивать, анализировать.
Необходимо отметить, что в целом ряде случаев для формирования у детей знаний и умений определяющим оказывается воспитание у ребенка положительного отношения к учению, внимания к сверстникам, к заданиям и указаниям педагога. Ребенок нередко не выполняет заданно, инструкцию, не запоминает текст или не отвечает на вопрос не потому, что у пего не хватает знаний, а потому, что у него не воспитаны усидчивость, прилежание, ответственность за качество своей работы. Формирование у детей представлений о необходимости старательно выполнять задания, доброжелательно относиться к сверстникам, используя оценку различных ситуаций, возникающих в процессе деятельности па занятиях, оказывает существенное влияние как на качество учения, так и на нравственное воспитание дошкольников.
Педагог показывает возможные последствия невнимательного отношения к заданию, советует, как надо поступить, чтобы справиться с трудностью, помочь товарищу. Если при этом он проявляет уважение к ребенку, поддерживает положительно-эмоциональное состояние, у детей развивается желание заниматься, умение преодолевать трудности, стремление участвовать в общей работе. Следует избегать превращения разъяснения в продолжительные назидания: ведь всякий раз оцениваете конкретная ситуация и несколько слов педагога в связи с ней могут убедительно передать его отношение к ответу ребенка, поступку, И такая оценка воспитателя постепенно становится оценкой детей, они усваивают, каким поступкам надо следовать, от каких воздерживаться. Например, воспитатель говорит: Постарайтесь хорошо выполнить задание—и тут же разъясняет: Постараться — это значит не спешить, помнить о том, как я объясняла задание, и аккуратно его выполнить. На конкретном примере целесообразно показать, о какой работе можно сказать, что она выполнена старательно. Например, воспитатель проводит две волнистые линии: одну — небрежно, не обращая внимания на высоту и размер каждой дуги, другую — копчиком кисти, выдерживая соответствие в размерах каждой дуги, а затем разъясняет. Посмотрите, вы сами можете сказать, какая из линий нарисована старательно, а какая — небрежно;.
В другом случае, оценивая ответ ребенка, воспитатель не ограничивается словами хорошо, молодец, а добавляет: Хорошо ответил Коля; он внимательно слушал, не отвлекался, поэтому его рассказ получился интересным. Я надеюсь, что и другие ребята будут также стараться. И т. д.
Важной задачей является формирование у детей активности, умения выполнять точно и последовательно любое указание, а также организованно вести себя в коллективе сверстников. Активность детей — в желании отвечать на предлагаемые вопросы, дополнять ответы товарищей, во внимании и заинтересованности к сообщениям педагога. В то же время активное участие ребенка из занятии должно быть организованным, т. е, дошкольник подчиняется правилам поведения (поднимает руку, спрашивая тем самым разрешения ответить, не занимается посторонними делами, не подсказывает), готовит своевременно все необходимое для занятия, в процессе его поддерживает порядок на своем столе и т. д. Ребенок проявляет выдержку и скромность, не претендуя на излишнее внимание к себе со стороны воспитателя, уважая желание товарищей тоже отвечать, действовать. Будучи активным и организованным, ребенок выполняет любую работу аккуратно, тщательно, в соответствии с указаниями, полно и содержательно отвечает на поставленный вопрос, внимателен на протяжении всего занятия.
Все это характеризует и морально-волевую сторону поведения: умение ребенка мобилизовать усилия для преодоления трудностей, проявить настойчивость в процессе деятельности, дисциплинированность, исполнительность и т. д. Формирование же всех этих качеств в процессе решения детьми учебной задага во многом зависит от того, насколько четко педагог определил содержание деятельности на данное занятие, учел ли трудности и возможности для проявления активности, предусмотрел ли методы, способствующие созданию интереса к ней, и т. д.
Однако в старшей группе еще имеются дети малоактивные, часто безучастные к занятию. Педагога должна беспокоить пассивность детей, и его усилия должны быть направлены прежде всего на выяснение причины малой детской активности. Чаще всего это следствие несформированного интереса ребенка к знаниям. Отсюда необходимость воспитания положительного эмоционального отношения: Трудно, значит интересно, Подумал— сказал правильно и т. д.
Форма проведения занятия, методы и приемы, используемые воспитателем, создают условия для формирования навыков поведения: умение быть сдержанным, организованным, отвечать, когда спрашивают, и др. Например, одни приемы основаны на разъяснении мотивации предстоящей деятельности. Воспитатель, предлагая детям вылепить игрушки из глины, говорит: Мы рассматривали забавные дымковские игрушки, созданные народными мастерами. Они очень нарядные, веселые. Мастера старались, чтобы они получились прочными, красивыми. А сегодня вы сами будете мастерить такие же.
Другие приемы использует педагог, когда, опираясь на растущее сознание старших дошкольников, их возросшие возможности в проявлении волевых усилий, обосновывает необходимость выполнения того или иного задания для приобретения новых знаний, умений, а также в связи с подготовкой к Школе, например: Сегодня я вам покажу новый прием изготовления игрушек из бумаги. Если вы его хорошо поймете, то сможете сами сделать очень много интересных самоделок (показывает некоторые из них). Но для этого надо постараться и быть внимательными...
Умение педагога ставить перед детьми старшего дошкольного возраста цель занятия имеет немаловажное значение. При этом обращение педагога к детям содержит разъяснение, чему они будут сегодня учиться, какое значение для будущего имеет то, что сегодня станет содержанием работы.
Если в средней группе занятия привлекали детей только содержанием и внимание их во многом определялось тем, насколько интересным было сообщение педагога или предлагаемая им деятельность, то в старшей группе воспитатель начинает формировать у детей желание заниматься, чтобы узнать больше, приобрести новые умения, чему-либо научиться. Все чаще выступает требование надо: Надо постараться, чтобы..., Надо внимательно слушать объяснения, чтобы выполнить точно.... Естественно, все подобные требования должны звучать без излишней назойливости, в форме убеждения, совета.
Для того чтобы вызвать у детей желание справиться с трудностями, выполнить то, что требует воспитатель, очень важно создать соответствующую обстановку. В словах воспитателя, его обращении к детям должна звучать уверенность в их силах, в том, что они обязательно достигнут успеха. Иногда этому помогает предвосхищающая оценка, например: Я уверена, что все будут слушать внимательно объяснение. Или: Я знаю, что вы обязательно постараетесь, когда будете выполнять это задание, и справитесь с трудностями. Предложение воспитателя повторить, с чего нужно начать работу, помогает детям сразу взяться за дело, не дожидаясь дополнительных (индивидуальных) указаний, число которых не должно превышать возможностей детей в запоминании.
Оценивая положительно активность детей, их достижения и поступки на занятии перед всеми детьми, педагог тем самым создает представление о том, как надо поступать в подобных случаях. Так, в процессе активной деятельности дети постепенно будут овладевать всей суммой правил поведения на занятиях.
Подведение итогов занятия составляет очень небольшой отрезок времени, однако его значение несомненно, ибо воспитатель оценивает и успехи детей, и важность решенной задачи для будущего.
Разбор некоторых общих ошибок целесообразнее переносить на начало следующего занятия (того же вида). Ведь указания, замечания, сделанные после выполнения работы, не смогут повлиять на ход ее и исправить допущенные ошибки. А до следующего занятия дети могут забыть о них.
Остановимся на занятиях, решающих разные задачи нравственного воспитания детей. Эффективность их повышается при условии комплексного использования разных средств и методов: организация целенаправленных наблюдений до и после беседы, чтение художественного произведения на занятии, его анализ и включение детей в практическую деятельность, связанную с темой беседы, рассказа и т. д.
В старшей группе постепенно уточняются и закрепляются знания детей о труде работников детского сада, на основе этого у ребят воспитываются уважение к труду, готовность помочь взрослым, прежде всего няне, воспитательнице. Знакомство с с трудом близких к ребенку людей сочетается с постепенно расширяющимся наблюдением труда за пределами непосредственного окружения. Воспитатель выбирает объекты, которые способствуют формированию положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества советских людей. В условиях города это может быть, например, труд строителя, милиционера, рабочего завода и др., на селе — труд хлеборобов, животноводов.
Знакомство детей с любой профессией (Кто нас кормит>, Кто нас лечит, Кто нас учит) дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей, для всей страны.
После ряда наблюдений интересно провести встречу со знатным рабочим, тружеником села, а также обобщающую беседу о том, что делают в нашем городе или селе для всей страны: на заводе делают машины, на полях выращивают хлеб, хлопок, на ферме получают молоко и т. п.
Но не всегда условия позволяют показать детям тот или иной вид труда, то или иное событие, необходимое для формирования правильного отношения к действительности, воспитания нравственных чувств. Поэтому воспитатель использует на занятиях художественную литературу.
Обсуждая с детьми соответствующее произведение, воспитатель стремится донести до их сознания основной смысл, идею рассказа или сказки; научить их разбираться в мотивах поступков героев, персонажей художественного произведения, спра-гедлиюй оценке образа; определять и высказывать свое отношение к героям, к событиям, о которых идет речь в рассказе; формировать у детей обобщенные и дифференцированные этические представления; научить ребенка соотносить полученные представления с опытом своей жизни, сравнивать, сопоставлять различные поступки окружающих людей и героев художественных произведений.
Эмоционально окрашивают замятия рассказы воспитателя. Подчеркивая нравственную ценность труда людей, они помогают детям сформулировать и выразить свое отношение. Рассказ может предшествовать беседе, служить началом ее, обобщением либо концом: Хлеб — это главное богатство пашей страны. Выращивают его колхозники-хлеборобы. Они умеют ухаживать за землей, поэтому получают богатый урожай. Взгляните на эту картинку. В руках колхозника зерна хлеба. Обратите внимание на его руки: это руки человека, который всю жизнь трудится. Сколько добра сделал он людям —он растит хлеб для всех. Золотые руки у этого человека.
На примере сельскохозяйственного труда целесообразно показать взаимопомощь всех трудящихся: рабочие на заводе делают комбайны; железнодорожники везут их в села; летчики опыляют и удобряют поля и т. д. Можно прочесть детям рассказ И. Винокурова Как самолет в поле работает.
Знакомя детей с различным трудом советских людей, воспитатель может найти много материала для воспитания уважения к людям труда, любви к родным местам, гордости за свой край н свою страну. Здесь важно не увлекаться количеством наблюдаемых объектов, и дело не в том, чтобы дети знали все детали профессионального труда. Достаточно выбрать 1—2 доступных пониманию детей вида труда, на которых наглядно можно показать взаимоотношения людей.
Например, обогащение знаний детей о строителях (о некоторых профессиях) сочетается с решением воспитательных задач. Особо подчеркиваются изменения, происшедшие за последние годы в поселке, в городе: новая школа, стадион, детский сад, Вот здесь стояли низкие деревянные дома, а теперь построен Дворец культуры. В селе не было электричества, не было больницы, а теперь в каждом доме есть электрический свет. И все это сделали строители.
На конкретном и близком материале можно показать общественную значимость людей труда, подчеркнуть роль взаимопомощи. Например, во время прогулки к пристани дети видят баржи, нагруженные тракторами, вспоминают, как работают тракторы в поле. Воспитатель объясняет: Эти тракторы сделали на заводе, а привезли их к нам на барже по реке.
В целях развития и укрепления нравственных чувств детей проводятся беседы, специально подготовленные воспитателем для использования на занятии.
Беседа Как к нам в детский сад арбузы попали
Программное содержание. Много людей трудилось, чтобы к нам а детский сад арбузы попали (вырастили их колхозники, привезли к реке шоферы, речники на пароходах доставили по реке в разные города и села, на пристани грузчики пароход разгрузили, и шоферы привезли арбузы а магазин).
Цель. Воспитывать уважение к людям труда.
План проведения занятия. Рассказ воспитателя о том, где и кто вырастил арбузы. Рассматривание иллюстрации На колхозной бахче.
Знаете, ребята, как к нам в детский сад арбузы попали? Арбузы растут там, где тепло. Есть в колхозе такой огород — бахча называется. На бахче овощеводы-колхозники выращивают арбузы и дыни. Колхозники их полива ют, грядки пропалывают от сорняков. Арбузы растут и зреют. Когда арбузы поспевают, подъезжают к бахче машины. Грузят на них арбузы и везут на пристань. А оттуда пароходы и баржи везут арбузы в разные города и села.
Вопросы. Кто выращивает арбузы? Кто трудится, чтобы арбузы были во всех городах и селах? Почему важен труд этих людей?
В конце занятия воспитатель предлагает кому-нибудь из детей рассказать о том, как в детский сад арбузы попали.
Особое воспитательное значение имеют беседы о героических делах советских людей. Так, проводится беседа по рассказу И. Винокурова Сквозь буран. Вопросы воспитателя должны помочь детям увидеть и понять нравственную идею произведения: как летчики помогли врачам спасти больного.
Важнейшими условиями формирования отношения детей к окружающей советской действительности, воспитания патриотических чувств являются знания о родной стране.
В старшей группе знания о родной стране приобретают более широкий и глубокий характер. Дети знакомятся не только с ближайшим окружением, но и с другими городами, республиками, входящими в состав СССР.
Раздел программы Родная страна для старшей группы может быть конкретизирован примерно так.
Дети должны знать, что ftama страна — Со^етсклй Союз. В нашей страна много городов, сел Москпа— главный город Советского Союза В Москве много памятников, театров, красивых высотных зданий, широких улиц и площадей.
В Москве есть музей В. И. Ленина. Здесь собраны и бережно хранятся фотографии, книги, веш,и В, И. Ленина. Люди идут сюда, чтобы узнать о жизни и работе вождя. У Мавзолея В. И. Ленина стоит почетный караул.
На реке Волге находится город, где родился В, И. Ленин. Сейчас этот город называется Ульяновск.
Ленинград назван в честь Б. И, Ленина. В Ленинграде на реке Нсие есть т(рейсер Аврора.
Улицы, села, города называют именами героев, революционных деятелей, ученых, писателей, например С. М. Кирова, Я*уба Коласа, первого космонавта Ю. А. Гагарина.
Знать достопримечательные места своего родного города, села (поселка): памятник В И. Ленину, памятник погибшим воинам, музей писателя или художника. Знать, чем славится родной город, село (текстильная фабрика, за-еод автомашин, ферма).
Вместе с детьми возлагать цветы к памятнику В. И. Ленину, памятнику погибшим солдатам. Воспитывать у детей желание принять посильное участие в украшении своего города, села (посадка цветов, кустов).
В нашей стране много республик. Знать название своей республики (Российской и соседней). Знать особенности труда людей этих республик (шахтеры добывают уголь, рабочие создают разные машины, земледельцы выращивают хлеб, хлопок, животноводы разводят скот, народные умельцы делают красивые вещи из дерева, глины).
Природа нашен страны богата я разнообразна. Знать название реки Волги, ближайшего моря. Знать, что самое холодное место — север, самое жар-кое - юг.
При отборе содержания для ознакомления детей с родным городом, селом необходимо учесть наиболее ценное для формирования положительного отношения к общественным явлениям, и трудящемуся человеку, к своей стране. Для этого необходимо познакомить детей с улицей, связанной с именем героя, революционера, значительным событием, даже если эта улица не находится в ближайшем окружении детского сада; с трудом людей по преобразованию родного края; раскрыть значение труда для изменения облика родного города, села или поселка {новые стройки, скверы, парки и др.): рассказать, каким on был в каким теперь стал; познакомить с памятниками, связанными с событиями недавнего прошлого: памятники В, И. Чапаеву, Ф. Э. Дзержинскому, погибшим героям и т. д.
В старшей группе дети знакомятся с улицами родного села или города, названия которых носят имена героев, революционеров. Это требует большой и тщательной подготовки воспитателя. Нельзя ограничиваться только обозрением внешнего вида улицы (широкая, зеленая, красивая). Педагог постепенно подводит детей к пониманию некоторых элементарных фактов, связанных с историей этого названия, прошлым родного села или поселка. Например, если детский сад находится, скажем, на Урале, неподалеку от реки Урал, воспитатель перед экскурсией на реку расскажет детям о том, как сражался здесь с врагами красный командир В. И. Чапаев, и прочитает стихотворение 3. Александровой Песня о Чапаеве.
Беседа Почему так назвали улицу? (примерный конспект)
Воспитатель. V каждой улицы, как и у каждого человека, есть свое имя. В нашем поселке иного улиц. Они называются по-разному. Есть улица Заречная, Садовая. Почему так называются эти улицы?
Шура. Заречная улица — за рекой, а на Садовой много садов.
Воспитатель. Правильно сказал Шура. Это обычные названия. А есть названия улиц необычные. Улицы называются именами героев, писателей, знатных людей. На какой улице стоит наш детский сад?
Лена. На улице Пушкина.
Воспитатель. А почему улицу назвали именем Пушкина?
Денис. Пушкин писал хорошие стихи, все их любят и помнят о нем.
Воспитатель. Какие стихи Пушкина вы любите?
Дима. У лукоморья..., Сказку о царе Салтане.
Лена. О золотом петушке, Ветер, ветер, ты могуч....
Дети читают знакомые стихи Пушкина.
Воспитатель. Да, псе люди любят стихи Пушкина и не хотят забывать великого поэта. Вот и назвали его именем улицу. А в Москве есть н улица Пушнина, и площадь Пушкина. Посмотрите фотографию этой площади. В центре —памятник А. С, Пушкину. А у памятника всегда живые цветы. Народ не забывает своего поэта.
Воспитатель читает стихотворение поэта, которое дети еще не знают.
В старшей группе обязательными будут экскурсии по центральной улице села, одной из главных улиц города. Детям расскажут, почему так называется главная улица, с каким событием или именем какого человека связано название улицы, какие общественные здания (правление колхоза, клуб, библиотека, музей) есть на центральной улице.
Дети побывают у памятника В. И. Ленину, принесут выращенные в детском саду или полевые цветы.
Для закрепления у ребят знаний о родном городе или селе и воспитания положительного отношения к людям труда, любви к родному краю необходима связь занятий с организацией детской деятельности. Дошкольники выращивают цветы и украшают ими портрет Ленина, возлагают их к памятникам погибших воинов.
В старшей группе на основе полученных представлений углубляется привязанность, интерес детей к столице нашей Родины—Москве. На одном из занятий воспитатель предлагает ребятам рассказать все, что они знают о Москве. С помощью педагогов они рассказывают о Красной площади, Кремле, Мавзолее В. И. Ленина. На другом занятии нужно продолжить разговор о Москве, рассказать о московском метро, о тех, кто строил его. Дети рассматривают иллюстрации или фотографии о московском метро, вспоминают, что кто-то из них был и Москве и ездил на метро. С детьми обсуждаются вопросы: кто строил метро? Как работали рабочие? Какие машины помогали людям строить метро? Чем важен труд строителей метро? Одновременно уточняются, активизируются слова метро, строитель, шахта, тоннель и др.
Воспитатель расскажет, что город стоит на Москве-реке, покажет фотографии или иллюстрации с изображением набережных, парков, стадионов. Дети вспомнят, на какой реке стоит их родной город или село, чем она примечательна.
Углубление интереса к Москве продолжается в повседневной жизни. Дети получают задание принести фотографии, вырезки из журналов о Москве. (К этому привлекаются родители.) Составляются тематические альбомы Наша Москва. С большим интересом дети участвуют в организации выставок, сборе марок, открыток, значков.
В последующем детям показывают диафильм о Москве. Воспитатель поощряет высказывания детей, помогает составить небольшой рассказ о главном городе страны.
Постепенно в такие беседы включаются игровые моменты, способствующие уточнению географических представлений, например Назови города, реки:
Воспитатель. Москва — город, а Волга?
Миша. Волга — река.
Воспитатель. Волга — река, а Ульяновск?
Марина. Ульяновск — город.
Любовь к природе — одно из проявлений любви к Родине. Воспитание деятельной любви к природе — процесс длительный и сложный.
В старшей группе дети получают довольно разнообразные знания о природе нашей страны. И прежде всего это знания о ярких контрастных природных условиях севера и юга Родины: суровая, строгая красота севера, яркость, многоцветность солнечного юга. Широко применяются на таких занятиях картины и иллюстрации русских и советских художников о родной природе, стихи и рассказы писателей-природоведов. Чтение поэтических произведений о природе, соединенное с рассматриванием пейзажей, изображенных художниками И. И. Левитаном (Золотая осень, Осенний день. Сокольники, Весна. Большая вода), И. И. Шишкиным (Зима, Рожь), А. Рыловым (Зеленый шум, В голубом просторе), является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе.
Вопросы педагога по картине помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грустное (радостное) настроение? Какая картина о природе вам нравится больше всех? Почему? — спрашивает педагог, побуждая детей внимательно всматриваться в картину, а постепенно и в окружающую их природу, замечать ее многообразие.
Для бесед, рассказов воспитателя о природе пашей Родины хорошо использовать отрывки из поэтической книги Н. Сладко-ва Разноцветная земля. Небольшие, рассказы о севере и пустыне, тайге и море написаны простым, живым и образным языком: Земля наша разноцветная: белая Арктика, седая тундра, зеленая тайга, серебристые степи, желтые пустыни, пестрые горы, голубые озера и реки. Книжка эта о красоте разноцветной земли.
Рассказы воспитателя о природе севера и юга сочетаются с беседами о труде людей, рассматриванием национальных костюмов (например, северного национального костюма), предметов быта.
Интересно проходит занятие на тему К нам в гости с севера приехала девочка Окся.
Занятие начинается рассказом ребят о тон, что они знают о севере.
На севере,—рассказывает Миша,—холодно. Там зима долгая. Все должны одеваться тепло. На севере ездят на собаках и оленях. А еще на севере живут белые медведи и моржи. ,
Затем воспитатель вносит куклу, одетую в северный национальный костюм. Дети отвечают на вопросы: чем костюм Окси отличается от нашей одежды? Почему костюм сделан из меха? Почему вам нравится этот костюм? Как он украшен?
Дети составляют небольшой описательный рассказ с использованием образных слов к выражений. Занятие может быть закончено чтением рассказа Окся-труженица Н. Емельяновой и В. Челинцовой.
Так расширение представлений детей о природе, труде, быте людей, живущих в разных концах нашей страны, соединяется с воспитанием интереса и любви к Родине.
И все же главным средством воспитания любви к природе родного края должно быть непосредственное восприятие.
Проведение постоянных наблюдений развивает интерес к природе, учит замечать изменения, устанавливать их причины, определенные закономерности. Все это закладывает основы формирования материалистического миропонимания.
В природе неисчерпаемый запас красок, форм, звуков. Этот комплекс эстетического помогает воспитателю решать сложные нравственные, эстетические и умственные задачи в единстве.
Успех решения задач воспитания зависит во многом от подготовки педагога к прогулке или экскурсии. Беседа должна идти легко, просто, оживленно и в то же время давать определенную работу детскому уму, воображению, творчеству. Показать детям очарование скромного пейзажа, научить не скользить взглядом, а присматриваться, приглядываться к окружающей природе, уметь ценить ее разнообразную красоту —основа формирования нравственных и эстетических чувств детей.
При отборе содержания для ознакомления детей с окружающей природой необходимо учесть наиболее ценное для формирования положительного отношения к предметам и явлениям природы, из основе чего постепенно формируется интерес и любовь к родному краю.
У детей пяти-шести лег отношение к природе часто носит утилитарный характер (Можно ягодки собирать, Венки плести), поэтому необходимо подвести детей к более широкому пониманию значения природы в жизни людей.
Восприятие красот родной природы должно сочетаться с раскрытием ее полезности, необходимости оберегать и приумножать. Во время экскурсий и прогулок дети узнают, что парк, сквер — это место отдыха людей, что зеленые насаждения важны для здоровья, что красота парков, цветников, скверов доставляет удовольствие.
Для воспитания бережного, разумного отношения к природе очень важно понимание детьми значения труда человека в природе. Воспитатель рассказывает ребятам о повседневной охране природы, о заповедных местах пашен Родины, о том, как люди берегут редких животных и редкие растения.
Обогащению и уточнению знаний детей о взаимоотношениях человека и природы, о труде по ее охране и защите способствует также чтение художественных произведений. Для этой цели можно использовать такие произведения, как Письмо С. Иванова, О природе для больших и маленьких Ю.Дмитриева идр.
Целесообразно рассказать детям, как любил природу S. И. Ленин. Интересно проходит беседа по рассказу С. Алексеева Снегирь с использованием иллюстраций Н. Жукова. Дети обсуждают вопросы: что Владимир Ильич Ленин любил делать а парке? Почему опечалился, когда пропал снегирь? Что сделал мальчик, чтобы порадовать Владимира Ильича?
Учитывая местные условия во время прогулок и экскурсий в природу, педагог может познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, а также с растениями, которые занесены в Красную книгу. Например, в европейской части страны — ландыш, колокольчик, прострел весенний, маралий корень и др. Дети рассматривают растения, слушают рассказ воспитателя об их пользе, о том, что такое Красная книга и почему в нее занесены эти растения.
Знания о родной стране включают сведения о советских республиках. Эти знания являются основой воспитания интереса и доброжелательного отношения детей к другим национальностям.
В дошкольном возрасте можно говорить лишь о формировании начал интернационального чувства, о доброжелательном отношении и интересе к жизни других народов.
В развитии чувств у ребят большую роль играет подражание. Исходя из этого, педагог должен создавать условия для положительного микроклимата в группе, обеспечивающего формирование интернациональных чувств. Воспитание их должно проходить на фоне развития добрых чувств детей, коллективных отношений, гуманности, стремления бескорыстно сделать для других добро. Неправильно поступают те педагоги, которые работу по интернациональному воспитанию в детском саду осуществляют почти исключительно в связи с празднованием 1 Мая, поэтому и планируют ее на третий учебный квартал.
Важно помнить слева Н. К. Крупской о том, что интернациональное воспитание должно быть повседневным делом, пропитывающим всю работу детского сада.
В старшей группе дети знакомятся со своей республикой. Им рассказывают об одной-двух соседних республиках (название, главный город, особенности труда людей). Для детей, живущих вне Российской республики, ознакомление с ней обязательно. Знакомство с той или иной республикой начинают с показа самого специфического. Это обязательное условие для запоминания детьми характерного для каждой республики: в труде людей, культуре, быте, природе.
Методы формирования основ интернациональных чувств дошкольников:
общение детей разных национальностей внутри детского сада, встречи со взрослыми и детьми, приехавшими из разных республик, или опосредованное общение — переписка;
проведение специальных занятий (чтение, беседы, рассматривание картин), на которых используются рассказы о жизни детей разных национальностей; познавательные рассказы о республиках, городах, природе; рассказы о труде и быте людей разных национальностей; рассказы о национальной культуре народов.
В пределах одного занятия может быть решена одна или несколько познавательных задач, на основе которых разовьется интерес детей к разным народам, дружеские чувства к ним.
Вот, например, как выглядят планы занятий по знакомству детей с Украинской республикой.
Первое занятие. Рассказ воспитателя о том, что у людей, которые живут на Украине (украинцы), свой язык, спои песни и сказки, яркие, красивые национальные костюмы.
Рассказывание украинской народной сказки и прослушивание украинской народной мелодии (по выбору воспитателя).
Рассматривание куклы в национальном украинском костюме.
Второе занятие. Рассказ воспитателя о том, как трудятся колхозники Украины — выращивают хлеб, сахарную свеклу.
Рассматривание иллюстраций н составление детьми рассказов о труде украинских колхозников.
Третье занятие. Рассказ воспитателя о том, как трудятся рабочие на Украине (добывают уголь, делают машины Запорожец).
Чтение отрывков из книги С. Баруздина Страна, где мы живем и С. Гарина Прозрачный слоника.
Рассматривание иллюстраций о труде украинских рабочих.
Целесообразно строить занятия па сравнении. Например, в беседе о труде земледельцев разных республик дети вспомнят, что в Российской Федерации земледельцы выращивают хлеб, и узнают, что в Белоруссии, например, колхозники выращивают также много льна (или в Узбекистане хлопка).
О своей республике дети получают многие знания непосредственным путем (наблюдения, экскурсии, прогулки). Воспитанию интернациональных чувств способствуют рассказы и стихи, например: П. Воронько Мальчик Помогай, Н. Емельяновой и В. Челинцовой Окся-труженица, Р. Кашаускаса Виноград, А.. Барто Твой праздник. Эти произведения читаются детям несколько раз в течение года. Дети пересказывают рассказы, учат стихи.
Необходимо использовать и музыку: прослушивание записей, пластинок с народной музыкой, пение педагога или музыкального руководителя. Эмоциональный настрой, возникающий в процессе слушания музыки, возбуждает у ребят интерес к национальной культуре разных народов.
Большую роль в системе интернационального воспитания детей играет национальная кукла. В старшей группе детского сада должны быть куклы разные: передающие характерные черты русского Андрейки, грузинки Сулико; куклы, напоминающие своим костюмом и атрибутами о характерном труде народа (узбечка-хлопковод, литовец-рыбак); куклы, носящие имена полюбившихся литературных героев (Окся, Петрусь). Наличие в группе таких кукол будет способствовать развертыванию интересных детских игр: Путешествие по нашей стране>, Приезд гостей из других республик па праздник и др.
Постепенное углубление и расширение знаний о разных пародах подводит детей к пониманию того, что наша страна называется Советский Союз, что в пей много республик, что любая республика меньше страны, город меньше республики. К копну года можно рассмотреть с детьми Флаг Советского Союза.
В старшей группе продолжается воспитание любви и уважения к В. И. Ленину. На основе углубления представлений о Ленине—вожде, друге всех трудящихся — идет дальнейшее обогащение чувств детей. Этому способствует чтение стихов о В. И. Ленине (Портрет В. И. Ленина С. Погореловского, Ильич и девочка М. Рыльского, На родине В. И. Ленина С. Михалкова и др.), разучивание стихотворения Ю. Смольникова Отменить нельзя никак.
Основная линия в работе по ознакомлению детей старшей группы с образом Ленина и воспитанию любви и уважения к нему— показать детям отношение вождя к разным людям. В процессе бесед, рассказов и чтения воспитателя дети знакомятся с тем, как заботливо относился Ленин к рабочим, крестьянам, солдатам, каким внимательным и добрым был к детям, как заботился о том, чтобы для детей строились детские сады и школы. Например, после чтения рассказа А. Кононова Елка в Сокольниках проводится беседа по вопросам: как дети готовились к празднику?
Почему дети беспокоились, что Владимир Ильич не приедет? Как из этого рассказа мы узнаем, что В. И. Ленин любил детей и заботился о них?
Очень важно обеспечить дальнейшее углубление представлении и чувств детей. С первых дней пребывания ребят в старшей группе воспитатель побуждает их к тому, чтобы у них возникло желание поставить к портрету вождя живые цветы, рассказать стихи о Ленине, сделать альбом марок или открыток о вожде.
Выразитсльное чтение воспитателем рассказа Э. Шима Цветы и беседа по нему должны помочь детям проникнуться чувством уважения к девочке Гайде, которая вырастила цветы и возложила их к памятнику самому дорогому всем человеку— В. И. Ленину, вызвать желание ей подражать.
Перед днем рождения В. И. Ленина целесообразно рассказать детям о городе Ульяновске, показать иллюстрации, фотографии Ульяновска, предложить послушать отрывки из книги С. Михалкова На родине В. И. Ленина:
Родился мальчик в тихом городке —
В Симбирске,
Что на Волге на реке...
Теперь уже пе тот Симбирск,
не тот!
Он вширь и ввысь растет из года в год. И в честь Ульянова, Что жил и вырос тут, Его теперь Ульяновском зовут.
В старшей группе уже можно рассказать о детстве Владимира Ильича. На специальном занятии поговорить о семье Ульяновых, о доме, в котором она жила. Дошкольники узнают, как дружны были дети, как внимательно относились к родителям, как трудились все вместе в саду. Эмоциональной частью такой беседы будет прослушивание музыкального произведения, которое играла мать Володи Ульянова и которое любили слушать все ее дети (например, Во поле береза стояла).
Перед чтением новых стихов о В. И. Ленине воспитатель объясняет детям отдельные трудные слова, подводит к пониманию образных выражений.
Дети видели появление первой травки, набухание почек на деревьях, прислушивались к веселому чириканью Воробьев. Наблюдения проводились неоднократно. Через несколько днем воспитатель обобщил накопленные знания детей фразой, близкой к одной из строчек стихотворения: В апреле расцветает земля, как бы подготовив детей к восприятию образного выражения, которое им встретится в стихотворении В. Донниковой 22 апреля:
Ленин родился в апреле, Когда расцветает земля. Когда позабыты метели И в рощах цветут тополя.
Работа по расширению знаний детей о В. И. Ленине идет в течение всего года, ее кульминацией является праздник День рождения В. И. Ленина. Необходимо -так организовать утренник, чтобы все дети почувствовали себя причастными к радостному общественному событию.
Для старшей группы рекомендуются следующие стихи, которые могут быть прочитаны одним ребенком или группой на утреннике:
С. Михалков, На родине В. И. Ленина (отрывок читает один ребенок).
М. Рыльский, Ильич и девочка (чтение по лицам).
С. По г op e л о в ск и й. Портрет Ленина (читает один ребенок).
В, Донникова. 22 апреля (читает по лицам группа детей).
10. Смольников. Отменить нельзя никак (читают трое детей).
3. Александрова. Родина (читает один ребенок).
И. Токмакова, Был мороз трескучий (читает один ребенок).
Знакомство с образом В. И. Ленина является составной частью многих тем: перед днем рождения Советской Армии воспитатель расскажет, как В. И. Ленин заботился о солдатах. Дети рассмотрят картину Н. Жукова У Смольного, послушают рассказ Я- Пинясова Обыкновенные варежки.
Беседы сочетаются с деятельностью детей: ребята выращивают или собирают в поле цветы и ставят к портрету В. И. Ленина. Постепенно формируется потребность чтить память вождя. Этому способствуют также рассматривание картин, чтение стихоз, слушание музыкальных произведений. Воспитатель показывает детям фотографию Мавзолея В. И. Ленина, рассказывает, сколько людей с разных концов земли приходят на Красную площадь, приносят живые цветы, веккк, чтобы выразить свое уважение к В. И. Ленину.
Для воспитания интереса и любви в Советской Армии в старшей группе в течение года могут быть проведены занятия, на которых дети получат знания и уточнят представления о том, как советские солдаты охраняют границы нашей Родины, узнают об их смелости и героизме.
Большую воспитательную ценность имеют встречи детей с солдатами, пограничниками, работниками милиции. Ребята задают им самые разнообразные вопросы о жизни и о службе воинов Советской Армии и советской милиции: что солдаты делают, когда нет войны? Как пограничникам, милиционерам помогают собаки? Кто учит собак?
Такие встречи не только обогащают детей знаниями о Советской Армии, но и развивают интерес к ней, восхищение смелостью и отвагой солдат. Например, после встречи с лейтенантом милиции, который подробно и доступно рассказал детям о том, что делают работники милиции, дети очень много говорили о том, как опасна эта работа, какими чертами должен обладать милиционер: Я думал, что милиционер только на перекрестке стоит, а он и детей потерявшихся находит, и воров ловит, и даже шпионов; Милиционеры должны быть закаленными и смелыми, у них работа такая; В милиции могут работать только самые смелые люди.
Воспитанию интереса, чувства симпатии и желания подражать смелым пограничникам способствует рассказ педагога о жизни солдат на границе, чтение стихотворений.
Беседа Пограничники — защитники кашей страны
Программное содержание. Расширять знания детей о труде пограничников, воспитывать интерес к воинам, чувство любви и уважения к ним, желание подражать их смелости, находчивости,
В начале занятия проводится небольшая беседа: кого называют пограничниками? Расскажите о них все, что вы знаете.
Затем воспитатель читает стихотворение А, Барто На заставе
Вопросы. Что такое застава? Как в стихотворении говорится о границе? Кто прибежал к пограничникам? Что рассказал мальчик? Как об этом говорится в стихотворении? Чем окончилась тревога на заставе? Вспомните, что сказал начальник мальчику.
После беседы — рассматривание картины Б. Окорокова Пограничники (из серии Наша Армия родная).
Вопросы. Как можно назвать эту картину? Расскажите о пограничникам Какие они? В стихотворении говорится о заставе в лесу (лесной заставе). А как можно назвать эту заставу?
В конце занятия воспитатель делает заключение: Мы сегодня поговорила с нами о пограничниках. Пограничники — это солдаты нашей Армии. Они охраняют пашу Родину, ее границы. Служба пограничников тяжелая. Все пограничники— смелые, отважные и находчивые солдаты. Их служба очень важна для всех нас.
Использованные воспитателем на занятии приемы —вопросы к беседе по стихотворению и картине, обобщение — способствуют сознательному усвоению детьми сложных понятий: застава, служба пограничников и др., понимание которых очень важно для закрепления интереса детей к службе пограничников, воспитания уважения к ним. На материале таких бесед развертываются игры, изобразительная деятельность детей. Высказывания ребят показывают, что у них сформировалось правильное отношение к пограничникам и их службе, понимание значимости их труда для всей страны: Когда я вырасту, я буду пограничником, потому что я тоже хочу охранять нашу страну; Если бы пограничники не охраняли наши границы, враги напали бы на нас.
Незадолго до 8 Марта целесообразно рассказать детям, что в войне участвовали и женщины, прочитать рассказ Л. Кзсснля Сестра, рассмотреть с детьми иллюстрации в книге или картину А, Худякова Медсестра (из серии Наша Армия родная).
Вопросы х беседе. Что случилось с солдатом? Кто оказал солдату помощь? Как можно назвать поступок медсестры? Почему поступок медсестры можно назвать смелым, отважным?
Перед Днем Советской Армии воспитатель вместе с детьми сделает альбом или небольшую выставку о Советской Армии, поместив туда фото или иллюстрации о разных родах войск (танкист, летчик, пограничник), рисунки детей па темы прочитанных о воинах Советской Армии художественных произведений.
Уточнение представлений детей о том, что в Советской Армии есть и летчики, и моряки, и пограничники, идет в дидактических играх с картинками, которые можно проводить как часть занятия или в свободное время. Здесь создается для детей возможность различать некоторые рода войск по одежде (форме), оружию (винтовка, пушка, ракета), военной технике (танк, самолет). Такие дидактические пособия воспитатель может сделать сам, привлекая детей к посильной помощи: принести из дома картинки, наклеить их на картон и т. п.
Планируя занятия по формированию представлений детей о явлениях общественной жизни, надо использовать наиболее целесообразный способ — тематический. При этом воспитатель должен обратить внимание на два важных момента: занятия по разным темам должны быть связаны между собой и в определенной мере обусловливать разнообразную деятельность детей. Это создает условия для одновременного влияния на нравственное, умственное и эстетическое воспитание. При планировании конкретного занятия педагог должен помнить, что решение нравственных задач является главным. Остальные задачи (формирование представлений, развитие связной речи, обогащение словаря и др., при всей их значимости) должны вытекать из первой и подчиняться ей. Между тем нередко эта задача перебивается выполнением более частных задач.