Нравственное воспитание в детском саду
Воспитание в труде
Возможности для включения в труд детей седьмого года жизни значительно шире, чем в предыдущие годы, благодаря приобретенному ими опыту и развитию ряда качеств: устойчи вости трудовых навыков, старательности, желания трудиться, умения работать вместе небольшой группой. Все это позволяет формировать у детей сосредоточенность в труде (умение работать в достаточно быстром темпе и не отвлекаясь), организо ванность (намечать последовательность, выбирать наиболее эко номные приемы, выполнять работу за определенный срок), умение включаться в труд по собственной инициативе при необходимости, не ожидая напоминания и не избегая наиболее сложных видов труда или не вызывающих интереса. Особенно значимым становится формирование у них самооценки и самоконтроля, четкости в работе, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, даже если оно непривлекательно. Все это способствует формированию волевых качеств, необходимых будущему школьнику.
Дети седьмого года жизни уже самостоятельны во время одевания, умывания, уборки постелей и т. д. Однако нередко они проявляют крайнюю неорганизованность, излишне шумят, тратят понапрасну много времени, отвлекаются и в то же время одеваются неряшливо, умываются торопливо, неаккуратно и т. д.
Поэтому внимание педагога к поведению детей не должно ослабевать. Более того, воспитатель использует самообслуживание, чтобы формировать у детей бережное отношение к вещам, нетерпимость к любому нарушению порядка, тщательность выполнения своих обязанностей. Так, во время одевания, используя возникающие ситуации, воспитатель разъясняет, что одежда, сложенная аккуратно, не пачкается и не мнется, что каждая вещь имеет свое место, а когда все вещи на своих местах, не надо их искать в случае необходимости; если в группе порядок в ней приятно находиться.
Немаловажное значение имеет также формирование у детей умения самостоятельно обнаруживать недостатки во внешнем виде (прическе, костюме, обуви), в предметах личного пользования и сразу исправлять их, не ожидая напоминания. Воспитатель приучает детей следить за собой, быть опрятными, аккуратными, подтянутыми.
В подготовительной к школе группе у детей формируется готовность включаться в труд. И особые возможности для этого создаются в быту в любой самостоятельной деятельности ребенка. Готовясь к самостоятельному занятию, ребенок должен поточить карандаши или принести воду, тряпочку, кисть, а по окончании занятия все привести в порядок и убрать на место; после игры с конструктором необходимо разобрать оставшиеся детали, аккуратно закрыть, коробку, поставить ее на полку и т. д. Все это требует постоянных усилий и тщательности в работе. Воспитатель пристально наблюдает за тем, как трудятся дети: проявляют аккуратность или небрежность, обращают внимание на непорядок или равнодушны к этому.
Формы организации труда детей остаются все те же: поручения, дежурства, коллективный труд. Однако качественно усложняется объединение детей в процессе работы. Так, индивидуальные поручения не только помогают обучать детей приемам работы, но и приучают выполнять ее самостоятельно, тщательно, экономными приемами, доводить до конца. Особенно важно давать индивидуальные поручения тем детям, у которых еще не удалось сформировать должного отношения к делу, которые в коллективной работе бывают очень несамостоятельными или требуют особого контроля.
Как показывает практика, па седьмом году жизни у детей часто пропадает интерес к бытовому труду, ставшему обычным. Они начинают отказываться от дежурств, выполняют свои обязанности без необходимой тщательности. Это свидетельствует о том, что воспитатель недостаточно разъяснял смысл, значимость и обязательность повседневного труда, что ребенок не привлекался к работе систематически. Нужно повысить контроль за выполнением детьми определенных обязанностей, формировать общественно-социальные мотивы их труда, а также поддерживать проявление инициативы, вызывать уважительное отношение к труду сверстников-дежурных.
Индивидуальные поручения могут быть и длительными. Тогда их значение несколько иное: дать возможность ребенку почувствовать пользу и необходимость своего труда, ответственность за какое-либо дело.
Большая часть поручений в подготовительной к школе группе имеет коллективный характер. Общие поручения приучают детей работать в небольшом коллективе, согласовывая свои желания с желаниями других детей, внося свою долю труда в общее дело. Например, воспитатель объединяет группу детей (от 2 до 5—6 человек) общим заданием: Все вместе прополите грядку, Сегодня вечером хорошо полейте песок в песочном дворике, а завтра утром вскопайте его, Вынесите игрушки на участок, разложите их по местам, а перед уходом с прогулки аккуратно соберите в ящик и т. д. Такие поручения могуть быть направлены и па ПОМОЩЬ няне: Вместе с няней принесите чистое белье и разложите комплекты на кровати; Просмотрите полотенца и отберите те, у которых оторваны вешалки. Вместе с няней пришейте их и т. д.
Если в старшей группе дети уже приобрели некоторый опыт работы звеном, то усложнение может быть и в содержании труда. В старшей группе все дети по сути выполняли одинаковую работу (например, при стирке каждый имел задание выстирать несколько вещей; при посадке лука каждый сажал и пр.), в подготовительной к школе группе задание может включать несколько разных дел. Например, при уборке стеллажа с игрушками одни дети переодевают кукол, другие в это время протирают полки, третьи моют или протирают игрушки.
Так оказывается, что общее задание убрать стеллаж включает в себя несколько разных дел. Однако дети не могут сразу осознать, что каждое дело является частью общего, потому важно разъяснить им это, побуждать к взаимопомощи, подчеркивать коллективный характер труда: Когда работают вместе, стараются не отставать друг от друга, заканчивать все одновременно. А если кто затрудняется, тому надо обязательно помочь. Так всегда поступают товарищи.
Опираясь на имеющиеся представления и умения ребят, воспитатель использует опосредованные методы воздействия: вместо прямого указания ставит вопрос, предлагает сначала договориться о последовательности работы и т. д. Так же как и в старшей группе, воспитатель учит детей договариваться о распределении работы, ибо именно при разной работе может возникнуть спор из-за того, кому что делать: одни дела кажутся более интересными, другие не нравятся. Воспитатель привлекает па помощь правила: надо уметь уступать; надо научиться выполнять любое дело и др.
Педагог пристально наблюдает, как дети договариваются о распределении работы, какой характер приобретают их взаимоотношения. Если наиболее инициативный ребенок, предлагая свой вариант, не считается с интересами других детей, не принимает их предложений, следует помочь ему понять недопустимость такого поведения, несправедливость по отношению к сверстникам, приучать уступать, сдерживать спои желания. И наоборот, пассивных детей педагог побуждает к проявлению инициативы, помогает включиться им в коллектив, поддерживает их предложения. Этими приемами педагог способствует развитию дружеских взаимоотношений.
Принимая законченную работу, давая ей оценку, воспитатель особенно выделяет факты проявления дружелюбия, помощи, подчеркивает полезность и преимущества коллективного труда.
Очень важно, чтобы, планируя общие поручения, воспитатель предусматривал систематическое участие в труде каждого ребенка. Это возможно в том случае, когда он ежедневно привлекает к различным видам труда то одну, то другую группу детей (из 6—7 детей).
Когда дети в каком-либо виде труда овладевают умениями в достаточной степени, можно объединить участников в едином трудовом процессе с разделением труда между ними. Например, детям поручили вымыть игрушки: одни моют их мочалками, другие вытирают, а третьи относят на полки и аккуратно раскладывают их там. В другом случае одни дети обрезают ботву у овощей, другие моют их. Следует подчеркнуть, что такую организацию труда нужно использовать только в тех случаях, когда расчленение целесообразно.
При подобной организации каждый из участников выполняет только одну из операций, входящих в общее задание. В ходе деятельности между участниками возникает тесная взаимосвязь, они оказываются в непосредственной зависимости друг от друга. Допустим, нельзя сеять семена, пока не проложили бороздку, или приходится ждать, пока тебе не передадут вымытый кубик, чтобы его вытереть. И всякий раз, когда возникает задержка, дети обращаются к товарищам. Например, ребенок вытер кубик, а его товарищ еще не успел вымыть следующий. Так возникает остановка, и нужно решить, как следует поступать: пассивно ждать или помочь ликвидировать остановку, выполнить работу за песправляющегося или потребовать исправления недостатков и т. д.
Если дети не владеют опытом регуляции взаимоотношений, то каждая задержка может повести к срыву, спорам, конфликтам. Поэтому большое значение имеет задача формирования положительных взаимоотношений. Если нормы взаимоотношений сразу реализуются в непосредственной деятельности самих детей, они усваиваются активно.
Участники совместной деятельности оказываются и контролерами качества: второй участник оценивает качество работы первого и может предъявить претензии в случае обнаружения недостатков, которые будут тормозить его работу.
Следовательно, такая организация труда объективно создает условия для возникновения всякого рода ситуаций, в которых дети проявляют определенное отношение к деятельности друг друга. А возникающее между детьми общение педагог использует для формирования положительных взаимоотношений, предупреждая возможные споры и недоразумения.
Организуя работу детей, педагог должен учитывать, что неодновременное включение детей в процесс деятельности при совместном труде может вызвать недовольство со стороны ожидающих (часто некоторые дети вынуждены ждать, если воспитатель не поручит им выполнить дополнительную работу, пока первые справятся с частью задания). Бездеятельность их не устраивает, и они предъявляют требования к товарищам ускорить теми работы. Однако такие требования могут быть несправедливыми, так как задержка связана с особенностями организации труда. Учитывая это. воспитатель предлагает, например, тому ребенку, который должен складывать кубики, пока протереть полки.
Зная, что остановки в процессе деятельности вызываются различными причинами (дети работают в разном темпе, обладают различным уровнем умений и пр.), взрослый разъясняет детям, как следует поступать в том или ином случае, учит предъявлять претензии в доброжелательном тоне, предлагать свою помощь, вводит правила и обосновывает их справедливость: Прежде чем передавать работу, надо проверить, как ты ее выполнил; Сделаешь плохо — товарищей подведешь; Работу надо распределять поровну. Так будет по-товарищески.
Когда первый участник совместной деятельности заканчивает свою работу, воспитатель привлекает его к помощи остальным либо предлагает заняться дополнительным делом, разъясняя: Когда делаете вместе, надо помогать друг другу, замечать трудности товарищей, вместе отвечать за всю работу.
С течением времени дети начинают все более самостоятельно договариваться, совместно разрешать ситуации, в которых появляется необходимость уступить или настоять на своем, используя моральные правила. Взаимоотношения принимают положительный характер и переносятся в повседневную жизнь.
Виды дежурств в подготовительной к школе группе остаются теми же. Но возросшие возможности детей позволяют педагогу усложнить и содержание труда, и воспитательные задачи, и требовательность к дежурным.
Большую значимость приобретает задача формирования общественных мотивов труда, желания своим трудом приносить пользу людям. Педагог разъясняет детям обязательность выполнения каждым порученной работы, которая важна для всей группы. Поэтому в его оценках деятельности дежурных чаще всего должно подчеркиваться стремление детей позаботиться обо всей группе, умение не отвлекаться, выполнять свои обязанности в срок, не заставляя товарищей ждать.
Содержание труда дежурных расширяется. Так, например, дежурные по столовой заботятся о том, чтобы своевременно были нарезаны салфетки и аккуратно поставлены стаканы, помогают няне принести из кухни хлеб, фрукты, салаты.
Дежурные по подготовке к занятиям готовят пособия, раскладывают раздаточный материал, протирают доску, раздвигают столы и расставляют стулья, помогают музыкальному руководителю в подборе атрибутов, раздают их детям (то же и перед физкультурным занятием). Часто им поручается работа, которую надо выполнить не перед занятием, а заранее (до завтрака или накануне), например если надо приготовить много раздаточного материала, просмотреть карандаши, приготовить глину и пр. В некоторых случаях целесообразно переносить часть работы дежурных ка вечернее время (чтобы не оставлять их без достаточного контроля, когда группа выходит на прогулку): постирать тряпочки, которыми пользовались на занятии по рисованию красками, вымыть розетки из-под гуаши, клея.
Воспитатель опирается на дежурных, обращаясь к ним как к своим помощникам, предлагает проверить, все ли готово для занятия, пригласить детей заниматься, благодарит за своевременную подготовку группы к занятиям или тщательную уборку уголка природы. Он обращает внимание всех детей на важность проделанной дежурными работы, учит уважать их труд.
Учитывая условия группы, педагог увеличивает также и объем работы дежурных по уголку природы: дети выращивают корм животным, рыхлят землю в горшках, подрезают засохшие листья или опавшие цветки, выращивают цветочные растения, зелень к столу (петрушку, укроп, лук).
Усложнение происходит и в форме организации работы дежурных: они теперь вместе выполняют весь объем работы, распределяя ее между собой. Объединяя же детей для дежурств, воспитатель учитывает дружеские связи, удовлетворяет желание детей работать вместе, одновременно формирует новые. Педагог учит детей согласовывать своя действия, учитывать работу, начатую товарищем, и определять, что еще надо сделать.
Во второй половине года можно объединить всех дежурных в одно работающее звено, которое отвечает за все виды дежурств в течение трех дней. Воспитатель разъясняет ребятам, что они должны каждый день договариваться о том, кто в каком виде дежурств будет участвовать, а если кого-либо из детей нет, решать, кто его заменит.
Общие поручения, дежурства готовят детей к участию в еще более сложной по организации форме трудовой деятельности — коллективному труду всей группы. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, никто не должен отвлекаться, заставлять ждать; в общем деле все всегда помогают друг другу.
Все дети группы систематически принимают участие в уборке помещения или участка, работают на огороде, в цветнике, оформляют группу к празднику и т. д. Воспитателю следует заранее предусмотреть такой объем работы, который бы обеспечил достаточную занятость каждого ребенка, такое содержание труда, которое бы объединяло их в 3—4 группы, а также было знакомым для детей. Так, если воспитатель систематически поручал детям общие задания (например, уборка уголка природы, мытье кубиков, подклеиванние коробок и книг, уборка стеллажа и др.), то, объединяя всех детей для одновременной работы, он сможет включить в нее те виды поручений, с которыми дети уже справляются самостоятельно. Тогда ему будет легче осуществлять общее руководство группой.
Воспитателю следует очень тщательно продумать план предстоящей работы. Это поможет не только успешному выполнению работы, но и реализации воспитательных задач: формированию положительного отношения к труду, умению работать коллективно, испытывать радость от участия в общей работе.
Перед началом работы воспитатель, беседуя с детьми, подчеркивает важность общего труда и деятельности каждого. Обсуждая вопросы распределения, он рассказывает о возможных способах договориться, не обижая друг друга, уступая и согласовывая свое мнение с товарищами. Следует внимательно прислушиваться к высказываниям детей, опираться на их опыт, поощрять предложения. Особое значение приобретает разъяснение моральных правил, регулирующих взаимоотношения между детьми: как следует поступить в том или ином случае, как уступить или убедить товарищей в правоте своего предложения и пр.
В процессе коллективного труда очень важно наладить работу внутри каждого звена, в то же время опираясь на элементы самоорганизации, самостоятельного решения возникающих вопросов. Воспитатель не сразу указывает, как следует поступить в том или ином случае, а помогает детям понять причины про-исшедшей остановки, недоразумения и других ситуаций, возникающих в труде, например: Мне кажется, что вы очень задерживаетесь, отстаете от других. Вам что-то мешает в работе? Все ли удобно вы расположили? Правильно ли договорились? Или: Наверное, вы сами сможете решить, как следует поступить, чтобы было справедливо, если вспомните правило: надо по очереди выполнять все дела каждому. И т. д.
Воспитатель приходит на помощь тем звеньям, в которых работа оказалась менее знакомой или объем ее значительно большим, чем у других (присоединяет новых ребят, проводит перераспределение обязанностей, сам включается в работу какого-либо звена и т. д.). Устраняя всякого рода остановки, педагог прежде всего предусматривает воспитательное воздействие на детей, активно вводит моральные правила, способствующие формированию положительных взаимоотношении, представлений о нормах поведения в коллективе сверстников. По окончании работы воспитатель обсуждает с детьми ее результаты, особенно выделяя положительное значение коллективных трудовых усилий, рассказывая о тех, кто проявил заботливость, дружелюбие, внимание к сверстникам. При обсуждении недостатков в работе детей воспитатель советует, как следовало бы поступать, например: Шура сегодня так быстро работал, что справился раньше других. Это очень хорошо. Но было бы еще лучше, если бы он сам догадался помочь Рите. Ей было трудно, но она постеснялась попросить помощи, Я думаю, что в другой раз он так и поступит.
Подобные обсуждения помогают детям осознать, как следует поступать в конкретных ситуациях.
Организуя трудовую деятельность детей, учитывая их возросшие возможности, необходимо принимать во внимание и нагрузку. Особенно это касается таких видов труда, как вскапывание земли и сгребание снега. Именно в подготовительной к школе группе создается возможность дать детям почувствовать реальную физическую нагрузку, а вместе с тем и особенности труда как деятельности, связанной с затратой сил. Недостаточная нагрузка не дает возможности сформировать у ребенка привычку к трудовому усилию. Перегрузка вызывает отрицательное отношение к труду. Поэтому при организации труда следует предусмотреть оптимальную нагрузку на ребенка с учетом умений и темпа работы.
Привлекая детей к сгребанию снега или вскапыванию земли, воспитатель учит пользоваться лопатой, планировать свою работу, определять, в каком направлении двигаться, куда грести, сколько земли или снега брать на лопату и пр.
Быстрый темп работы очень скоро приводит к утомлению, частые отвлечения не дают возможности получить ощутимый результат. Поэтому воспитатель приучает детей работать размеренно, в среднем темпе, не торопясь и не отвлекаясь. Рукводст-во воспитателя направляется не только на получение результата деятельности, но и на формирование привычки к трудовому усилию: ребенка радует его умение, способность достичь ощутимых результатов, что побуждает его вновь приниматься за работу на другой день.
Дети подготовительной к школе группы оказывают помощь малышам: помогают им одеться и раздеться, вынести игрушки на участок, выстирать кукольное белье и пр. Это позволяет формировать положительное отношение к младшим, умение видеть их затруднения, помогает ощутить свою необходимость для маленьких и способность откликнуться на их просьбу. Однако, не знал, как надо помогать младшим, дети нередко подменяют няню, превращая малыша в куклу, не дают ему возможности что-либо сделать самому. Поэтому возникает необходимость подготовки старших дошкольников к оказанию помощи малышам. Воспитателю важно вызывать у детей чувство доброты, заботливости, раскрывая гуманность таких отношений: Посмотрите, какие они еще беспомощные, неумелые. А какие они милые, ласковые. Как они тянутся к вам. Ну-ка, мои добрые помощники, помогите своим маленьким друзьям.
В группе воспитатель время от времени подчеркивает, что с помощью старших детей малыши уже научились одеваться, быстрее убирают игрушки и пр.
Программа воспитания в детском саду рекомендует также организовать работу детей с деревом. Этот вид труда очень привлекает детей, так как является для них новым, а также потому, что позволяет получить реальные результаты: поделки, игрушки, а то и вещи, имеющие практическое значение. Труд по дереву создает большие возможности для обучения детей предварительному планированию своей работы, умению представить будущий результат. Следует стремиться к тому, чтобы результаты труда детей имели практическую значимость, а изготовленные игрушки были аккуратными, устойчивыми.
Много фантазии и выдумки проявляют дети, работая с природным материалом. Этот вид труда позволяет детям выразить внимание к взрослым, сверстникам, приготовив для них сувениры. Процесс труда неразрывно связан с формированием аккуратности, тщательности, терпения, умения преодолевать трудности. Поэтому очень важно иметь в группе достаточное количество желудей, шишек, коры, соломы, ореховой скорлупы и других материалов. Для привлечения внимания детей к этому груду надо показывать им простейшие приемы соединения ча-стей, возможные варианты измерений, использование некоторых инструментов. Можно рекомендовать также оставлять лучшие работы детей, уходящих в школу, для рассматривания их детьми, переходящими в подготовительную к школе группу. Воспитатель, обращая внимание на эти поделки, рассказывает: В прошлом году дети, которые сейчас уже учатся в первом классе, научились делать интересные фигурки, игрушки из шишек и пластилина. Вы за год тоже сможете научиться их делать. Мы с вами будем рассматривать их и сами придумывать другие, похожие на эти.
Таким образом, трудовое воспитание в подготовительной к школе группе решает целый ряд задач нравственного воспитания, главной из которых является формирование нравственно-волевых качеств, необходимых ребенку для успешной учебы в школе.