Нравственное воспитание в детском саду
Воспитание на занятиях
В нравственном развитии детей шести лет большую роль играют занятия. Деятельность ребенка на занятии создает условия для формирования у него умения мобилизовать внимание, усилия для выполнения предложенного задания, достижения цели, умения выполнять работу за определенное время, подчинять свои желания требованиям педагога и др. Продолжается развитие самостоятельности, настойчивости, организованности, коллективизма, формируется интерес к учению.
На занятии в естественно складывающихся ситуациях воспитатель может намечать связи с будущей жизнью детей в школе: Вы так же будете выполнять задания учителя; Учитель тоже похвалит тех, кто старается, работает аккуратно... ит. д. Нота-кие разъяснения должны звучать без назойливости, а тем более без угроз в адрес несправляющихся с заданиями. Наоборот, воспитатель подчеркивает лучшие качества детей, отмечая, что они помогут им хорошо учиться в школе.
Занятия способствуют формированию правильных представлений о том, что такое хорошо заниматься. Предлагая детям то или иное задание, воспитатель разъясняет необходимость внимательно слушать, выполнять предъявляемые требования. Однако в практике нередко упускается возможность непосредственно в деятельности формировать нормы поведения. Обнаруживая недостатки в работе, воспитатель часто связывает их только с недостатками поведения: плохо слушал, вертелся, занимался посторонними делами, но не разъясняет, что правильное поведение на занятиях заключается в том, чтобы быть активным, внимательно слушать воспитателя и товарищей, всегда быть готовым к ответу, стремиться отвечать. Если детям это не разъясняется, у них не формируется полного представления о всей сумме правил поведения на занятии.
Важно, чтобы в оценках воспитателя чаще звучало положительное, подчеркивающее то, что хорошо, нужно, правильно. Умение педагога оценивать детей за старания, достижение результата, создание на занятии обстановки оптимизма, уверенности в успехе имеет большое положительное значение. Однако это не значит, что педагог должен проходить мимо недостатков, Все постарались,— неоправданно говорит он иногда и тогда, когда двое не успели закончить из-за частых отвлечений, двое работали небрежно, кто-то не выполнил всех указаний {не слушал внимательно, забыл).
Анализируя работу, следует сказать, что еще детям не удалось, выделить это как задачу на будущее.
Некоторые советы детям по улучшению качества их работы или поведения можно перенести на начало занятия, предупреждая тем самым возможные срывы, например: В прошлый раз некоторые дети не выполнили указания о том, что... Или: Сегодня повнимательнее слушайте, чтобы... Или; Костя, ты сегодня сразу начинай работать, чтобы успеть вместе со всеми.
Деятельность ребенка на занятии индивидуальна. Но проходит она в окружении сверстников, поэтому создаются возможности для воспитания у детей коллективных форм поведения: быть сдержанным, учитывая потребности своих товарищей, знать, что он не один и не может претендовать на излишнее внимание педагога, уметь выполнять задание в общем темпе.
Требования к поведению детей на занятии должны объясняться с позиции интересов коллектива: Слушай внимательно, иначе тебе придется повторять еще раз и ты задержишь всех; Приготовь все необходимое заранее, тогда не задержишь начало занятия. Такие разъяснения служат формированию у детей уважения к сверстникам, умению видеть товарищей по группе, относиться к ним доброжелательно.
При проведении занятий педагог учит детей поднимать руку, если они хотят ответить. Как же выполняют дети это правило? Одни относятся к нему сознательно: поднимают руку тогда, когда действительно готовы к ответу; другие знают, как надо ответить, но руку не поднимают; третьи всегда поднимают руку, внешне выглядят активными, но при обращении к ним педагога ответить не могут.
Воспитатель должен четко объяснять детям, что руку следует поднимать только тогда, когда уже догадался, когда уже знаешь, как ответить. Если же ребенок навязчиво тянет руку, претендуя всякий раз на внимание педагога, следует разъяснить: Посмотри, Люба тоже знает, но держит руку спокойно. Учись быть сдержанным.
В процессе беседы, поддерживая высказывания детей, воспитатель оценивает не только качество ответов, но и значение каждого из них для достижения общей цели. И тогда самое незначительное участие ребенка может заслужить положительную оценку. В зависимости от программного содержания занятия оценки имеют свои особенности, но каждая из них определяет значимость деятельности ребенка как вклада в общий результат: Молодец, Маша, хорошо прочитала стихотворение. Теперь у нас в группе уже пять детей его хорошо знают и смогут товарищам помочь его выучить. Скоро все ребята будут знать это стихотворение; Дима, ты правильно считал, слева направо. Всем ребятам напомнил, в каком порядке надо считать.
Подобных примеров можно привести много, но направленность их общая: в них оценивается значение деятельности ребенка с позиции ее значимости для коллектива. Это оказывает положительное влияние на формирование активности, желания участвовать в общем деле.
Детей, которые в силу неуверенности в себе не проявляют активности, следует поддерживать, побуждать к ответу, предлагая им вначале самые легкие вопросы. Если ребенок пытается ответить, его следует одобрить: Видишь, как ты уже можешь хорошо отвечать. Надо быть смелее, поднимать руку. Ты же знаешь!
Варьируя оценки (за качество ответа, за выполнение правил поведения, за удачные сравнения, за умение дополнить ответ сверстника, за тактично сделанное замечание и т. д.), воспитатель имеет возможность одобрить каждого ребенка, создать ситуацию успеха для всех, способствуя тем самым развитию интереса к учению, сопряженному с преодолением трудностей, мобилизацией усилий. Совершенствуются и мотивы учения. Ребенок стремится отвечать, внимательно рассматривает образец не только и не столько потому, что хочет получить положительную оценку (хотя он ее и получает), а потому, что у него развивается интерес к общей работе, желание участвовать в ней.
Особое значение имеет на занятии подведение итогов. Предметом разговора должно быть то, чего достигли, что нового узнали. Важно правильно оценить деятельность детей но выполнению задания. Бывает, что воспитатель предъявляет очень низкие требования к результатам детской деятельности и у ребенка создается представление, что задание можно выполнить не совсем точно, что требования педагога, о которых он говорил вначале, не обязательны.
Иногда воспитатель привлекает детей к оценке работ товарищей. Важно учить их делать это тактично, в вежливой форме.
Дети, посмотрите, что на этих рисунках вам особенно нравится: люди, которые изображены, удачное сочетание красок, аккуратное выполнение работы? Таким предложением воспитатель направляет внимание детей на то лучшее, что содержат работы их сверстников. Дошкольников следует также учить прислушиваться к замечаниям товарищей, воспринимать их без обиды. На всех занятиях необходимо поддерживать дружелюбие, взаимопомощь.
На каждом занятии воспитатель имеет возможность ставить и выполнять задачи нравственного содержания. В подготовительной группе следует чаще организовывать занятия, на которых дети приучаются делать полезное для других. Такой мотив влияет и па качество выполняемой детьми работы. Сделать рисунок в подарок папе, маме, товарищу, написать письмо товарищам в другую республику, подготовить концерт для старшей группы и т. д.— все это постепенно формирует у детей нравственную привычку делать доброе людям, заботиться о них.
Еще в старшей группе у детей был сформирован первый омыт выполнения общих заданий, но распределение работы между участниками осуществлял воспитатель. В подготовительной к школе группе уже возможно предъявление заданий в форме, вызывающей необходимость самостоятельного распределения, например: Мы с вами будем сегодня лепить по сюжетам любимых сказок. Когда все закончат работу, у нас получится целая выставка, которую мы назовем Наши любимые сказки. Чтобы вылепить какой-либо эпизод, удобнее работать втроем-вчетвером. Если вы захотите лепить по сказке Кот, петух и лиса, то надо сначала договориться, кто кого будет лепить.
Вслед за этим воспитатель предлагает детям объединиться в группы и договориться о выборе сказки. Если у детей опыт еще недостаточен, он разъясняет: Когда вы будете обсуждать, какую сказку выбрать, может получиться так, что кто-то не согласиться с предложением товарищей. Как же вы поступите? Ведь кто-то должен уступить, а кто-то убедить друзей в том, что его предложение интересно для всех. Я надеюсь, что вы сумеете выслушать друг друга без споров.
Когда дети приобретут достаточный опыт сотрудничества, можно предложить им задание, выполнение которого ставит участников в условия постоянной взаимозависимости и взаимоконтроля. Примером такого занятия является декоративное рисование на тему Волшебные сапожки Снегурочки. Детям разъясняется: Чтобы сапожки были одинаковые, надо договориться об узоре, подборе цветов, расположении узора. При обсуждении этих вопросов дети учатся согласовывать свои действия с действиями партнера, совместно достигать результата, стремиться к качественному выполнению. Так у детей на занятии в процессе закрепления навыков изобразительной деятельности формируются способы сотрудничества, являющиеся основой положительных взаимоотношений.
Подобным образом дети должны действовать п при выполнении таких заданий, как Варежки для Маши, Узор для праздничного стола, Шапочка и шарфик для лыжника к пр.
Вот, например, как работали на таком занятии Света и Коля. Закончив вырезывание варежки, Света положила ее перед собой, поджидая, когда завершит работу Коля. Света не торопила Колю. Когда он закончил, Спета сказала: Давай посередине сделаем такие голубые цветочки, как васильки сверху я снизу такие волнистые колосочки, а между ними листочки. Коля добавил: Полосочки сделаем желтые и белые, сначала желтую, потом белую, а снизу также желтую и белую. Света заметила: Тоненькие полосочки сделаем. Работая, дети смотрели на узоры друг друга. Заметив, что у Коли полоски чередуются на большем расстоянии, чем у нее, Света, разрисовывая нижнюю часть варежки, сделала расстояние такое же, как у Коли. Когда закончили разрисовывать обе варежки, положили их перед собой и сравнили. В конце занятия работа Коли и Светы была показана всей группе как одна из лучших.
На занятиях изобразительной деятельностью имеются большие возможности для нравственного развития детей. В рисунке, лепке дети отражают события общественной жизни. При этом выражают к ним свое отношение. Для углубления нравственных чувств очень важны занятия по замыслу, на темы литературных произведений.
Задачи нравственного воспитания педагог решает и на занятиях по ознакомлению с природой. Знакомство с природой родного края способствует воспитанию начал патриотических чувств дошкольников. Обучение уходу за растениями, животными сочетается с воспитанием настойчивости, целеустремленности, заботливого отношения к окружающему, активной любви к природе.
Возможности для нравственного развития детей создаются и на занятиях по физическому воспитанию. Сила, ловкость, уверенность, которые развиваются на этих занятиях, являются предпосылкой воспитания таких качеств, как целеустремленность, самостоятельность, смелость, организованность. Следует обращать внимание не только на то, правильно ли ребенок выполняет движение, но и прилагает ли он усилия для преодоления трудностей или довольствуется достигнутым.
Важно также учить детей правильно реагировать па ошибки, неловкость товарищей, не допускать насмешек. Этому будет способствовать не столько строгий взгляд, запрет взрослого (это лишь в данный момент приостановит реакцию), сколько пример педагога, систематическое опосредованное напоминание детям, как нужно себя вести: Смелее, Миша, прыгай, посмотри, как все дети ждут, мы знаем, что у тебя получится; Олег, поучи Сашу бросать мяч в цель, у него еще не очень хорошо получается; Леночка, ты в прошлый раз боялась идти по бревну, попробуй сегодня, нам очень хочется, чтобы ты дошла до копна. Доброжелательный тон воспитателя, обращение к отдельным детям от лица коллектива — все это помогает им переживать успехи и неудачи товарищей как свои собственные и, безусловно, оказывает влияние на воспитание коллективных взаимоотношений.
На музыкальных занятиях наряду с задачами эстетического воспитания решаются и задачи нравственного развития дошкольников.
Дети слушают произведения великих русских композиторов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсаков а, музыку народов СССР. Музыкальный руководитель приучает детей слушать, чувствовать и любить мелодии своего народа, гордиться своей принадлежностью к Советской стране.
Углубляет чувство любви к Родине и предоставляемая детям на музыкальных занятиях возможность петь песни о Родине, о Ленине, об Армии, о космонавтах, о праздниках, о труде людей, о природе нашей страны. С этими песнями, с плясками народов СССР дети подготовительной к школе группы участвуют в тематических концертах для малышей, для родителей.
Воспитатель вместе с музыкальным руководителем так продумывает деятельность детей на занятиях и при подготовке к ним, чтобы оказывать влияние на воспитание у дошкольников целеустремленности, настойчивости, дружеских взаимоотношений. Предлагают детям, которые уже освоили то или иное движение, выучили песню, после занятий научить этому других детей.
Музыкальный руководитель может обратиться к детям подготовительной к школе группы с просьбой отремонтировать игрушку, которая нужна для занятий с малышами, сделать им атрибуты для музыкальных игр, подготовить кукольный спектакль и т. д.
В процессе музыкальных занятий воспитатель обращает внимание на выполнение детьми элементарных правил поведения: мальчиков учит красиво пригласить девочку на танец, уступить ей место, пропустить вперед; девочек — вежливо отвечать на приглашение, благодарить мальчика за услугу и др.
Нравственное воспитание детей предусматривает формирование у них правильных представлений о нормах поведения и взаимоотношениях людей. С этой целью проводятся специальные занятия в форме этических бесед, которые углубляют моральные представления, развивают осознанное отношение к поступкам людей в окружающей жизни и в художественных произведениях, пробуждают желание следовать хорошим примерам. Этические беседы обязательно должны быть связаны с поведением детей в повседневной жизни, только тогда можно ждать должного воспитательного эффекта.
Часто темы таких бесед подсказывает сама жизнь. Кроме того, воспитатель планирует их 1—2 раза в месяц. Целесообразно продумывать сразу несколько взаимосвязанных бесед, чтобы постепенно формировать у детей моральные представления о том или ином нравственное качестве, правилах поведения.
Так, например, о воспитании доброжелательности и чуткого отношения к людям, дружеских взаимоотношений воспитатель планирует 4—5 бесед. В процессе этих бесед, используя художественную литературу, картины, а также опираясь на жизненны! опыт детей, педагог уточняет моральные представления о тон, что такое дружба, кого называют друзьями, что нужно делать, чтобы быть настоящим другом.
Утром дети обнаружили, что в аквариуме нет одной рыбки. Они взволнованно сказали об этом воспитателю. Однако на вопрос педагога: Куда делась рыбка? — никто ответить не смог.
Дети,— обратился к ребятам воспитатель,— кто-то из вас акает, куда делась рыбка, по не хочет нам сказать. Это плохо. Я не хочу думать, что у нас в группе есть нечестные дети, и надеюсь, что тот, кто сделал это, сам во-дойдет и скажет мне.
Дети продолжали играть. Через некоторое время подошел, опустив голо - ву, Рома и сказал, что это он хотел пересадить рыбку в другой а кварку, взял ее в руки и нечаянно раздавил, испугался и выбросил. Когда Рома говорил это воспитателю, рядом с ним стояло несколько мальчиков. Они сразу стали рьяно осуждать товарища: А сям молчал! Мы бы все равно про тебя сказали! я т. д.
Эти реплики насторожили воспитателя, потому что в них, кроме осуждения, было какое-то удовольствие, с которым дети говорили о поступке товарища. В чем причина? Дети семи лет уже должны более глубоко вникать в события и анализировать их. Рома действительно поступил плохо, но рыбка погибла случайно, н мальчик переживал это обстоятельство, сам признался в своей вине. Почему дети были с ним так суровы? Это взволновало воспитателя больше, чем поступок Ромы, и побудило ее провести этическую беседу на тему: Что такое дружить. Кого называют настоящим другом?
Вот как может проходить такая беседа.
Воспитатель. Дети, взрослые часто говорят вам: Нужно быть дружными, дружно жить. Подумайте хорошенько, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что такое дружить. Вспомните, кто как дружит в детском саду или дома, что делает, чтобы дружба была хорошая.
Воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-нибудь ошибается, просит подумать еще, обращается к другому ребенку: А как ты думаешь?
Подводя итог, воспитатель говорит примерно так: Многие дети правильно рассказывали, как нужно дружлть (называет имена). Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-нибудь хорошее, и не только своему другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. (Например, воспитатель напоминает высказывания некоторых детей, дополняет их сам.)
Тот, кто хорошо дружит, не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо. Он старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило, а не жалуется воспитателю. Если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, покажи ему, научи.
Когда дети дружат, онн заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.
его. Лена ей помогала и говорила: Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем скажем Вере Ивановне и попросим бумагу, чтобы вечером починить коробку. Зина стояла в стороне и говорила: Всегда ты, Ирочка, все ломаешь, Я вот скажу Вере Ивановке. В чем теперь корм хранить?
Дети, как вы думаете, кто из девочек настоящий Друг? Почему? Как поступают настоящие друзья?
Важно, чтобы, отвечая на эти вопросы, дети среди качеств настоящего друга отметили сочувствие, требовательность, доброжелательность, стремление помочь другу.
В отличие от, предыдущих групп, где с детьми тоже говорили о дружбе, в подготовительной группе их учат более глубокому анализу взаимоотношений между людьми. Дети могут осмыслить и оцепить ситуацию, самостоятельно понять мотивы поведения героев {если беседа идет по литературному произведению), соответствие этих мотивов существующим нормам поведения.
Для проверки таких умений детей, закрепления представлений и воспитания чувств может быть проведена беседа по сказке С, Михалкова Как друзья познаются.
В сказке не говорится, как поступают настоящие друзья, но вся она направлена на то, чтобы дети не только эмоционально откликнулись на содержание, но и крепче утвердились в нравственных нормах, в готовности помогать друзьям.
После прочтения сказки детям задаются вопросы: как вы думаете, почему Бобер не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном? Почему Кабан сказал: Ты иди первым, ты старше, тебе почет? Помогла ли Лиса хоть чем-нибудь Бобру? Почему же она закричала: Кабан, спасай Бобра, пропадет наш Бобер? И з заключение задается вопрос, требующий от детей умения обобщить: как же поступают настоящие друзья?
Кругозор старших детей значительно расширяется, растет интерес к окружающей жизни. Дети хотят знать о многом, и на помощь должна прийти хорошая книга.
Художественная литература — это гот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В искусстве и особенно в художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. И педагог должен стремиться к тому, чтобы при решении задач нравственного воспитания соединить этическое и эстетическое в единое целое.
Слушая чтение книги, ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, поступок, образ, которые не могут не затронуть его эмоций. В одно мгновение ребенок переживает какой-то отрезок жизни, и, чем сильнее переживания, тем богаче его представления о действительности.
Приведем пример беседы о. произведении морально-этического содержания.
Беседа о рассказе Н. Носова Карасий
Программное содержание. Формирование у детей представлений о справедливом, честном отношении к окружающим. Формирование у детей справедливой оценки поступков.
Так как рассказ слишком большой по объему, его целесообразно прочитать накануне и все занятие посвятить только беседе.
Начать ее следует с вопроса, который поможет определить эмоциональное отношение ребенка к главному герою рассказа: Дети, как вы относитесь к Виталику? Понравился он вам или нет? Почему?
Дети могут увидеть в поведении мальчика только отрицательное. (Виталик мне не понравился, потому что он обманул маму, а котика из-за него на-казали и т. д.) В этом случае необходимо включить в беседу такие вопроси, которые раскрыли бы главного героя с разных сторон.
Педагог обращается к детям: В какие моменты мальчику было особенно тяжело? Что заставило мальчика рассказать маме всю правду?
Если в группе проводятся систематические беседы о прочитанные книгах, дети внимательны к слову, они хорошо чувствуют моменты сложных душевных переживаний героев. Дети обычно отвечают: Тяжелее всего было сказать маме правду; Виталику было тяжело, из-за него котика хотели наказать. В таких ответах есть приближение к пониманию кульминации рассказа. После этого можно спросить: Когда же мальчику стало легко? Дети должны ответить примерно так: Когда мальчик рассказал маме всю правду; Когда мамз не стала наказывать котика и т. д.
Задав детям несколько подобных вопросов, можно спросить вновь: У тебя изменилось мнение о Виталике? Или: Он тебе все равно не нравится?
Таким образом, воспитатель постепенно подводит ребенка к справедливой мотивированной оценке образа. Большое значение имеет умение педагога научить ребенка соотносить поступки героев художественных произведений со своим опытом, со своими поступками.
В конце данной беседы можно спросить детей: Когда ты услышал этот рассказ, ты думал о себе, вспоминал о чем-нибудь из своей жизни? О чем именно? Или: Как ты думаешь, чему может научить тебя этот рассказ? Дети стремятся определить свое отношение к происходящему. Они отвечают: Мне очень хотелось, чтобы мальчик быстрее сказал правду; Этот рассказ учит нас быть честными, добрыми, справедливыми.
Иногда дети считают, что лгать плохо только потому, что за это накажут. Донести до сознания детей, что ложь, несправедливость отвратительны сами по себе,— одна из трудных задач.
С этой целью можно задать вопрос в такой форме: А если бы мама забыла обо всем и перестала ругать котика, в этом случае Виталик сказал бы правду? Дети могут ответить, что мальчик все равно бы сказал правду, но им трудно мотивировать такой ответ. Здесь на помощь должен прийти воспитатель: Дети, вы правы, в любом случае мальчик Должен сказать правду потому, что чувствовать себя нечестным тяжело. Человеку, который солгал, несправедливо отнесся к другому, должно быть стыдно перед самим собой. Другие не узнают, а лгун всегда будет знать, что он лгун.
Этические представления, полученные на занятиях, воспитатель помогает переносить в повседневную жизнь детей. При этом используется индивидуальный подход. Например, если речь в рассказе идет об отрицательном герое и педагог хочет сравнить его поведение с поведением ребенка, то он делает это вне занятий, в личной беседе, тактично.
В целях развития нравственного сознания ребенка необходимо проводить беседы обобщающего характера. Лучше всего это делать в конце года, когда у детей накоплено достаточно представлений о плохом и хорошем, о различных поступках, когда они разобрались и осмыслили целый ряд рассказов и сказок. В этом случае перед детьми ставятся вопросы, заведомо предполагающие обобщенные ответы, в которых должно отразиться умение ребенка выразить основную идею произведения. В таких беседах необходимо предоставлять ребенку большую самостоятельность, учить его критически относиться к своим ответам и ответам товарищей, а также убеждать окружающих в правильности своих суждений.
Но могут быть и беседы, посвященные определенной этической теме (например, о трудолюбии, честности и т. д.). В этом случае перед воспитателем стоит задача подобрать художественные произведения, соответствующие теме.
К концу года круг этических представлений ребенка значительно расширяется и педагогу необходимо учить детей не только правильно определять идею художественного произведения или сказки, но и давать характеристику образов. Дети при анализе образа должны пользоваться не только обобщенными (хороший, плохой), но и дифференцированными определениями (правдивый, честный, смелый, храбрый, справедливый, добрый, грубый, ленивый, трудолюбивый и др.),
В целях привлечения внимания детей к таким моральным качествам, как отзывчивость, доброта, скромность, и противоположным им, т, е. к некоторым проявлениям эгоизма, расчетливости, хвастовства, можно прочесть детям рассказ В. Росина Два цыпленка, а затем провести этическую беседу.
В беседе детям задаются следующие вопросы: какой цыпленок понравился вам больше? Почему? Как пригласил желтый цыпленок индюшонка? Что сказал черный цыпленок? Что было дальше? Эти вопросы направлены на углубление понимания детьми разницы в поведении цыплят.
После краткой беседы, повторного чтения дети пересказывают рассказ, а затем в пересказывание включаются элементы драматизации.
В подготовительной группе продолжается воспитание заботливого, внимательного отношения к взрослым, к родителям.
У детей формируются представления о том, что забота о другом связана с определенными усилиями и эти усилия приятны тому, о ком заботятся, и тому, кто заботится. Такие представления можно формировать у дошкольников в следующей беседе.
Детям читают рассказ А как бы ты поступил?.
Скоро день 8 Марта, мамин праздник, К этому дню Леночка и Сережа всегда делают маме подарок. Вот и в этом году они задолго до праздника стали думать: что же подарить маме?
Сережа сказал; Я сделаю маме коробочку, в нее мама будет класть нитки и свой наперсток, а то они у нее всегда теряются. Коробочку я оклею цветной бумагой, она будет красивая.
Нет,— сказала Лена,— не получится у тебя красивая коробочка, к ч лучше попрошу у папы денег и куплю маме что-нибудь красивое.
На другой день, придя из школы, Сережа приготовил картон, бумагу, клей, взял ножницы и начал трудиться; сначала он наметил размер коробочки, отмерил нужную величину картона, сделал надрезы, долго думал, как лучше склеить ее. Посмотрел на часы — скоро мама придет. Быстро собрал все и спрятал в ящик стола.
На другой день снова до прихода мамы трудился. И лишь на третий день коробочка была готова. Получилась она прочная и нарядная. Сережа был очень доволен,
А Леночка накануне праздника попросила у папы денег, сбегала в магазин и купила красивую вазочку и букет цветов.
В день 8 Марта дети преподнесли свои подарки маме.
Как вы думаете, чей подарок больше порадовал маму? Почему?
В процессе воспитания бережного отношения к вещам одновременно воспитываются организованность, ответственность, трудолюбие. Бережное отношение формируется сочетанием разных средств, методов. На примере ознакомления детей с библиотекой и последующей игры видно, как одновременно сочетались разные воспитательные средства.
При посещении детьми библиотеки им дают одну или две книги на дом. Дети обязуются беречь книги, вовремя их возвращать. Чтобы проверить знания детей о том, как нужно обращаться с книгой, воспитатель может провести этическую беседу.
Сначала читается рассказ Про детей и книгу.
В библиотеке детям подготовительной группы дали книгу. Дети ее порвали и запачкали.
Гриша сказал: Надо взять газету, завернуть книгу и сдать в библиотеку. Книга попадет к какому-нибудь мальчику, и в библиотеке подумают, что книгу порвал он.
Петя предложил: Надо попросить у заведующей новую книгу и вернуть в библиотеку.
Коля подумал и добавил: Надо купить книгу за наши деньги*.
Дима сказал: Надо починить книгу, прийти в библиотеку и сознаться, что мы порвали, а потом починили. Мы попросим прощения.
После чтения воспитатель задает вопросы; Кого из мальчиков дети послушались, как они поступили с книгой? Какого мальчика, по-таоему, надо было послушаться? Кто предлагал поступить честно, справедливо?
Воспитатель предлагает детям вспомнить экскурсию в библиотеку и рассказать, что такое библиотека, зачем она нужна, кто работает в библиотеке, как нужно обращаться с книгами и почему, как библиотекарь разговаривает с читателями. Затем советует устроить библиотеку в группе и подумать над правилами пользования ею.
Вот примерные правила, сформулированные детьми с помощью воспитателя: ,
1. Книги брать чистыми руками, смотреть аккуратно за столом.
2. Если книга порвалась, нужно самому починить ее.
3. Книгу, которую берешь домой, нужно заворачивать в бумагу, возвращать в срок (через 2—3 дня). Хорошо, если расскажешь ее содержание товарищу или воспитателю.
4. С библиотекарем и читателями нужно разговаривать вежливо.Вторая тасть занятия может Сыть проведена в виде игры и оправлена
на упражнение детей я вежливых формах общения.
На столе разложены книги или поставлена полочка. Первым роль библиотекаря выполняет воспитатель. Ребенок-читатель приходит в библиотеку, здоровается, просит книгу, благодарит и прощается, когда уходит из библиотеки.
Второй ребенок-читатель приходит в библиотеку как будто бы вместе с младшей сестрой, с товарищем. Он просит книгу для себя и для сестрички.
Такое проведение занятий, бесед дает повод к активным действиям самих детей з повседневной жизни: дети делают себе библиотечные карточки, книги-самоделки, играют в школу, биб-лиотеку>, книжный киоск.
Программа воспитания в детском саду дает направление и конкретное содержание для расширения общественных представлений детей дошкольного возраста о нашей стране, о вожде и организаторе нашего государства В. И. Ленине, о труде людей, о народах СССР, о Советской Армии. По содержанию эта программа образовательная, однако основная цель сообщения детям знаний об общественных событиях — формирование отношения к ним, воспитание начал патриотических чувств.
Опираясь на знания и чувства детей, сформированные на предыдущих возрастных ступенях, воспитатель подготовительной группы сообщает детям новые знания, углубляет нравственные чувства, обеспечивая тем самым необходимую эмоциональную и интеллектуальную основу для усвоения соответствующих знаний в школе.
Дети подводятся к осознанию общественной значимости и социалистического характера труда: люди трудятся, помогают друг другу, чтобы лучше, радостнее жилось всем в нашей стране. Каждый труд почетен и необходим.
Очень важно сформировать у детей правильные представления о взаимопомощи колхозников и рабочих. С этой целью могут быть предусмотрены занятия, на которых педагог последовательно сообщает детям знания о труде хлеборобов, о труде рабочих, которые делают сельскохозяйственные машины. Затем проводится обобщающее занятие о том, как рабочие трудятся для колхозников, а колхозники — для рабочих.
Ознакомление с трудом взрослых не должно сводиться лишь к ознакомлению с процессом и содержанием труда. Для нравственного и патриотического воспитания важно показать детям человека-труженика, подчеркнуть его человеческие качества, отношение к труду и то, как его труд оценивается окружающими. Следует знакомить детей с самоотверженными, героическими поступками тружеников, а также с примерами бережного, хозяйственного отношения к народному добру.
Идею дружбы и взаимопомощи воспитатель подчеркивает к тогда, когда знакомит детей с нашим многонациональным государством и воспитывает симпатию к другим пародам.
Уже в старшей группе дети узнают о труде, быте, культуре, природе своей республики, знакомятся с ее столицей, узнают, какой вклад она вносит в общее богатство страны и что получает из других республик, В подготовительной группе детей знакомят еще с двумя республиками. Где бы ни жил советский ребенок, его обязательно знакомят с Российской республикой не только потому, что это самая большая республика страны, но, главное, потому, что с нее началось наше Советское государство, в ней находится Москва — столица СССР, Ленинград — город революции, Ульяновск—родина В. И. Ленина.
В подготовительной группе продолжают знакомить детей с жизнью и деятельностью В. И, Ленина, воспитывают любовь и уважение к нему.
При подготовке к празднику Октября, опираясь на имеющиеся у детей знания о заботливом отношении В. И. Ленина к рабочим, крестьянам, воспитатель рассказывает, как жили рабочие и крестьяне при царе и как В. И. Ленин помогал им в борьбе с богачами.
В подготовительной группе детей продолжают знакомить с Советской Армией, воспитывают гордость, восхищение смелостью воинов, приобщают к традиции чтить память погибших.
В связи с подготовкой к Октябрьскому празднику дети получают представление о том, что у рабочих и крестьян были враги— фабриканты и помещики, которых защищала белая армия. По инициативе В. И. Ленина была организована Красная Армия. Красноармейцы воевали против белой армии.
При повторном чтении книги С. Михалкова В Музее В, И. Ленина и рассматривании иллюстраций внимание детей привлекается к мужественным красногвардейцам. Для беседы широко используется местный материал.
На занятиях по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни воспитатель одновременно реализует задачи нравственного, умственного, эстетического воспитания, так как он формирует представления, воспитывает чувства, используя для этого произведения литературы, живописи, музыки.
Все занятия объединяются вокруг определенных тем, которые помогают воспитателю формировать у детей более четкие представления о явлениях общественной жизни и воспитывать отношение к ним. Возможно следующее планирование материала из расчета одного занятия в неделю.