Нравственное воспитание в детском саду
Воспитание в бытовой повседневной деятельности
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малышей. Повседневные действия, которые многократно совершают дети умываясь, одеваясь, понятны им, доступны для выполнения; тождественные условия позволяют сравнительно быстро закрепить приобретенные навыки, которые в свою очередь оказываются очень важными для воспитания у малышей самостоятельности, навыков культурного поведения. Вот почему воспитатель уделяет большое внимание организации бытовой деятельности.
Переход детей двух лет в следующую возрастную группу — большое событие в их жизни: они подросли, многое узнали, многому научились. Но у них возникают и некоторые трудности, связанные со сменой обстановки (групповой комнаты, раздевальной и пр.), а иногда и со сменой персонала.
В этих обстоятельствах малыши на время могут потерять те навыки, которые они приобрели раньше, даже начать скучать. Поэтому педагогу необходимо приложить все старания, чтобы с первых же дней пребывания в новой группе вернуть детям спокойное и бодрое настроение. Все, что может доставить им радость, должно быть предусмотрено в обстановке групповой комнаты и на участке. Приятно детям встретить в новых условиях своих старых знакомых: кукол, мишку, зайчика; такие же шкафы в раздевальной с красивыми и тоже похожими картинками, аквариум с рыбками, те же книжки. Все это имеет большое значение для поддержания хорошего настроения ребенка и положительного отношения к детскому саду.
В первые дни дети особенно нуждаются в индивидуальном внимании, ласке воспитателя; очень хорошо, если воспитатель покажет интересную игрушку, книжку, вместе с малышом построит из кубиков дорожку, покатает на машине мишку и т. д. Только заботливое отношение воспитателя к каждому ребенку помогает вернуть детям положительное эмоциональное состояние. Со временем малыши начинают находить много привлекательного в новой для них обстановке и осваиваются в ней.
Воспитание гигиенических навыков и культурного поведения в первой младшей группе предусматривает обучение им каждого ребенка в отдельности, так как конкретность восприятия мешает малышу отнести к себе указания, направленные ко всем детям. Воспитатель учит выполнять их точно, не допускает отступлений от установленного порядка.
Важно иметь в виду, что наряду с выработкой умения умываться взрослые учат ребят элементарным формам культурного поведения, положительных взаимоотношений. Прежде всего воспитатель разъясняет малышам необходимость вести себя в умывальной, спальне, раздевальной организованно: не толкаться, не шуметь, не мешать другим, не задерживаться подолгу у крана. Нормы поведения раскрываются на конкретных фактах: Надя, отойди от Саши, не стой так близко около него, ты мешаешь ему умываться. Или: Вася, не стой так долго у раковины. И Сережа хочет умыться, и Олечка.
Надо обращать внимание детей на правильные поступки, поощрять малышей, вызывать желание соблюдать установленные правила поведения, взаимоотношений со сверстниками: Оля хорошо сделала, что не оттолкнула Витю от крана, а вежливо попросила его отойти. Она сказала: Ты уже чисто вымыл руки. Теперь иди вытираться; Молодец, Оля! Так и всем надо поступать; Какой хороший Максим! Поднял салфеточку и отдал Лене. Или: Молодец Оля, что отодвинула немного свой стульчик. Теперь удобно сидеть и ей, и Насте.
В одевании и раздевании дети третьего года жизни первоначально проявляют беспомощность. Прежде чем приучать детей к самостоятельности, необходимо объяснить няне, как нужно учить детей одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность. Надо также подсказать няне, что она а это время должна быть особенно терпеливой и доброжелательной. Вот вы, Надежда Павловна,— обращается воспитатель к няне,— помогаете одевать малышей. Делайте это спокойно, улыбайтесь ребенку, обратите внимание на новую вязаную шапочку, варежки, спросите, кто так о нем заботится дома.
Как и на ранней возрастной ступени, воспитатель по-прежнему показывает и подробно объясняет, как делать, что в первую очередь снять или надеть, куда положить. Одновременно он побуждает ребенка активно участвовать в одевании: надеть носки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и др. Помогать раздеваться и одеваться следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются. Ребенок смотрит, слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Когда дети станут самостоятельнее, примерно к трем годам, взрослый начинает просить их помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки.
Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель показывает детям сюжетные картинки, на которых изображены определенные действия. Например, разглядывая, картинку На прогулку, дети говорят: Девочка берет свою шапку с полочки; Этот мальчик сам надевает пальто. Рассматривание сюжетных картинок и беседы по их содержанию помогают закреплять представления о способах действий, осознавать их.
По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель переходит от непосредственной помощи к напоминанию действий. Большое внимание при этом педагог уделяет воспитанию навыков правильного поведения и отношения к вещам (своим и сверстников). Он учит детей быть организованными: не отвлекаться, не разбрасывать одежду, не шуметь и не шалить, не мешать товарищам. На данной возрастной ступени воспитанию навыков поведения помогают поощрения педагога, пример ребенка, действия которого отвечают требованиям взрослого. Дети, посмотрите, Людочка уже оделась. Она не глядела по сторонам и сделала все быстро, а теперь может идти играть. Или: Хорошо сделал Ваня, что принес Маше из шкафа туфли, а то она их забыла взять, а валенки уже сняла. Какой Ваня внимательный! Я всем об этом расскажу.
В своем плане воспитатель не забывает фиксировать все моменты, связанные с воспитанием культурных навыков у ребят во время одевания и раздевания. Он может наметить общую задачу по знакомству всех детей с новой, более сложной нормой поведения, например во время игры-занятия с куклами. Соответствующие действия с куклами дадут малышам конкретные примеры того, как надо быть аккуратными, как относиться к вещам, помогать ребятам. Хорошо, если педагог не забывает также ежедневно ставить задачи по закреплению навыков культурного поведения у каждого ребенка.
Для формирования самостоятельности и желания проявлять ее очень хорошо использовать игрушки, организовывать и г-ры с детьми (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить), устроить кукольный театр. Содержанием спектаклей могут быть пьесы, придуманные самими воспитателями, с использованием фактов из жизни детей группы.
Например, злая, что часть детей затрудняется в проявлении самостоятельности при надевании штанишек, воспитатель специально разыгрывает комическую сценку; Маленький зайчишка захотел сам одеться и порадовать зайчиху-маму. Но он не умел это делать и продел обе лапы в одну штанину.
Увидев это, Вова, который затруднялся в подобном действии, вдруг закричал: Не тая, не так! Воспитатель предложил мальчику помочь зайчишке сделать все правильно. Вова надел зайке штаны и, довольный, сел на место. Последующие наблюдения за мальчиком показали, что он сам стал правильно надевать трусы, рейтузы, колготы.
Обычно малыши смотрят на действия с куклой и говорят: Я умею сама одеваться; А я правильно умываюсь и не лью воду на пол. Хорошо взять куклу в умывальную и сказать: Таня посмотрит, как вы умываетесь.
Художественные образы нередко больше воздействуют на детей, чем уговоры. Многие воспитатели удачно используют песенки, потешки, чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным. Видя, что ребенок не любит умываться, воспитатель говорит: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели. С удовольствием слушает ребенок потешки, спокойнее начинает умываться, а вечером, играя с куклами, сам повторяет эти слова. Дети особенно любят стихи К- И. Чуковского Надо, надо умываться по утрам и вечерам... или Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое.... Можно использовать некоторые отрывки из книги Л. Воронковой Ма-ша-растеряша.
Большинство детей в три года выражают протест, когда взрослый делает за них то, что они могли бы или должны делать сами. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры.
Так, воспитательница, забыв о том, что Зина умеет раздеваться, сняла с нее платье. Девочка тут же потребовала, чтобы ого снопа надели, а затем сняла платье сама. Другой пример: няня попросила Машу повесить полотенца, а Вова, услышав это, взял одно из них и повесил на место. Недовольная Маша взяла полотенце с вешалки, отнесла его на старое место, а потом уже приступила к делу сама.
Мотивы такого поведения объясняются, во-первых, противоречивостью стремлений и возможностей ребенка: он хочет, по не может многое делать сам, без помощи взрослого. Во-вторых, ребенок при всем стремлении к самостоятельности не уверен в своих силах. Но несмотря на отсутствие умений, на свою неуверенность, ребенок пытается все же избежать зависимости от взрослых и выходит за разумные пределы в самоутверждении. Поэтому воспитатель, естественно, ограничивает излишнюю самостоятельность ребенка в том, что он наверняка не сделает без помощи взрослых.
Вместе с тем воспитатель старается всемерно поощрять все попытки детей к самостоятельности и не стеснять их в выполнении тех действий, которые им доступны. Если воспитатель, родители вовремя сумеют заметить перелом, происшедший в ребенке, перестанут видеть в нем только беспомощного младенца, не будут бесконечно опекать его, дадут ему возможность проявлять самостоятельность, то упрямство и негативизм, как правило, не возникают и не доставляют взрослым неприятностей.
Иногда воспитателю все же приходится иметь дело с капризным, упрямым ребенком. Важно с первого дня пребывания такого ребенка в детском саду учить его подчинять свою активность установленным правилам поведения, воспитывать послушание.
Прежде всего педагог стремится выработать у ребенка умение тормозить свои действия по слову нельзя. Если педагог каждый раз слово нельзя подкрепляет остановкой нежелательных действий, ребенок постепенно убеждается, что упорствовать бесполезно. Так, со временем словесный запрет начинает останавливать малыша.
Воспитателю надо иметь в виду, что если он что-либо запрещает, то должен делать это до тех нор, пока малыш не перестанет сопротивляться выполнению правила. А это возможно лишь при условии систематических указаний педагога, при соблюдении единства в подходе к ребенку. В противном случае, когда запреты чередуются с разрешениями, взрослый сталкивается с активной отрицательной реакцией ребенка. Это проявляется в том, что ребенок упорно настаивает на своем, хнычет и ноет без устали, рассчитывая таким образом преодолеть требование взрослого. Частое воспроизведение подобного состояния постепенно ведет к закреплению негативных реакций малыша на указания окружающих, и особенно тех лиц, которые не настаивают на выполнении правил.
Педагогу, работающему с маленькими детьми, важно иметь в виду, что в тех случаях, когда выполнение правил приводит к удовлетворению какой-либо потребности и сопровождается положительными переживаниями, малыши охотно отказываются от своих намерений.
Например, педагог предлагает Саше поставить машины в гараж и идти гулять. Мальчик не хочет убирать игрушки. Взрослый говорит; Придет папа, и мы скажем ему: Вот какой молодец Саша, сам игрушки на место поставил. Папа будет рад, что у него такой хороший сын. Хочешь, я тебе немного помогу? Ребенок отвергает помощь: Я сам — и ставит машины на место.
В приведенном примере воспитатель помог малышу конкретно представить, как его будут хвалить близкие за то, что он умеет сам наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Желание получить одобрение за аналогичные действия и впредь побуждает ребенка к торможению нежелательного, с точки зрения окружающих, поведения. Таким образом, он начинает совершать те или иные действия не только ради одобрения, но и потому, что" видит в них нечто приятное для окружающих.
Иногда источником детских капризов являются непосильность предъявляемых требований или частые запреты. Неокрепшую нервную систему малыша надо беречь. Защищаясь от бесконечных запрещений, он со временем либо вообще перестает реагировать на воздействия взрослого, либо выражает свой протест а негативной форме. Дети становятся непослушными, упрямыми. Все это обязывает педагога строго придерживаться в своей работе Программы воспитания в детском саду, отказываться от прямых запретов во всех случаях, когда есть возможность объяснить ребенку отрицательные последствия его непослушания. Иногда даже полезно разрешить малышу то, на чем он настаивает: пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний и капризов.
Например, дети старшей группы подарили малышам пертушки. Никите не терпится побегать в группе с одной нз них. Он упрямо добивается разрешения сделать это. Воспитатель объясняет: Здесь пет ветра, вертушка вертеться не будет. Но мальчик, который раньше никогда не видел такой игрушки, не понимает этого. Тогда педагог говорит: На, поиграй. Не проходит и трех минут, как Никита несет игрушку назад: Она не вертится. Via улице буду играть.
Следует помнить, что малыши легче всего выполняют необходимые правила, когда у них жизнерадостное настроение. Поэтому все то, что способствует поддержанию нормального психического состояния ребят: соблюдение режима, хорошие взаимоотношения между взрослыми, педагогом и детьми, интересная содержательная деятельность, составляет существенное условие предупреждения капризов.
Иногда даже спокойные, послушные дети начинают капризничать. Причиной этих капризов может быть нарушение режима, обилие сильных разнообразных впечатлений, недомогание. В таких случаях настойчивые требования взрослых могут принести только вред. Нужна особая чуткость к детям, которые часто болеют. Когда они начинают упрямо настаивать на чем-то, целесообразно переключать их внимание на другое: рассказать сказку, дать веселую игрушку, показать яркие картинки и т. д.
Нельзя допускать также перевозбуждения нервной системы ребенка; с этой целью уместно чередовать шумные подвижные игры со спокойными занятиями.
В плане воспитательной работы педагог отмечает, какие приемы он будет использовать по отношению, например, к капризному ребенку. При выборе этих приемов воспитателю необходимо учитывать психическое и физическое состояние малыша. Например, проявить последовательность в запрещении Толе становиться в обуви на стул или банкетку, в использовании стульев не по назначению или при возникновении капризов у Светы помочь ей выйти из создавшегося положения: обратить ее каприз в шутку, преподнести требование в игровой форме. Подобные советы воспитатель даст и родителям.
Если воспитателю совместно с родителями удается научить детей прислушиваться к требованиям взрослых и выполняй, их, будут устранены факторы, влияющие на возникновение капризов и упрямства уже в раннем возрасте.
Надо воспитывать у малышей доброжелательное отношение к окружающим. Многие воспитатели знают из опыта, как приветливый тон при обращении взрослых друг к другу и к детям создает благоприятную атмосферу для того, чтобы приучить к этому малышей. Педагог радушно встречает своих воспитанников: Здавствуйте, дети! Какие вы румяные от мороза!; Спасибо, Сережа! — благодарит взрослый малыша, принесшего мяч.
На ступени младшего дошкольного возраста приветливый тон педагога, няни, окружающих людей составляет одно из важных методических средств в воспитании у детей доброго отношения к сверстникам и взрослым.
Заботливое отношение к каждому ребенку способствует воспитанию отзывчивости, предупреждает возникновение конфликтов, Где же наша Олечка? Почему ее нет? Не заболела ли она? — спрашивает педагог. А когда он радостно встречает девочку после болезни, малыши радуются вместе с ним. И педагог побуждает детей проявить к девочке особое внимание: Валя, дай Оле зайчика. Вы уже все играли с ним, а Оля болела, и у нее не было такой игрушки. И малыши с улыбкой смотрят на Олю.
Дети должны быть свидетелями доброжелательного отношения воспитателя к их родителям. Посидите, отдохните,— говорит педагог бабушке.— Саша сам оденется, а если будет нужно, я ему помогу; Как Вы себя чувствуете? — спрашивает воспитатель маму Миши, которая недавно болела.
Взрослый заботится, чтобы дети не оставались равнодушными к неудаче товарища, учит их сочувствовать, выражать готовность помочь. Сначала малыши проявляют сочувствие по предложению воспитателя и делают это иногда неосознанно. Но систематическая работа приводит к тому, что дети начинают понимать, как можно проявить внимание, как выразить благодарность.
Вот малыши одеваются па прогулку. Дима продел шнурок в одно из отверстий ботинка, потянул за конец и нечаянно оторвал. Мальчик испугался и заплакал.
Юля. Дима плачет.
Воспитатель. Нужно узнать, что случилось.
Группка детей направилась к плачущему сверстнику.
Воспитатель. Димочка, ты почему плачешь? Не нужно плакать. Давай я тебе слезы вытру.
Дети, Не плачь.
Коля погладил мальчика по плечу. Марина сочувственно заглянула в глаза,
Лена. Я знаю, почему он плачет: шнурок оторвался.
Воспитатель. Не беда. V меня есть такой же шнурок. Сейчас мы era подарим Диме. Давай-ка сюда свой ботинок. Я вставлю другой шнурок, и все будет хорошо.
Дима успокоился.
Воспитатель (обращаясь к детям). Какие в нашей группе добрые и ласковые дети: все постарались сделать так, чтобы Дима не плакал.
Если педагог не проходит мимо фактов проявления детьми внимания, хвалит их, объясняет, что это хорошо, у ребят развиваются и крепнут гуманные чувства.
Взрослый стремится к тому, чтобы дети постоянно упражнялись в уважительном отношении к старшим, соблюдали доступные малышам правила поведения. Воспитатель подсказывает малышу, как он может проявить заботу о близких: Когда бабушка отдыхает, ты не мешай, а играй тихо. Или: Мама моет посулу, а ты помоги ей убрать ложки в шкаф, повесить на место полотенце, фартук.
Воспитатель находит много поводов, чтобы малыши старались дома и в детском саду порадовать взрослых: спеть песенку, прочитать стихотворение, рассказать об интересных играх.
Беседуя с родителями, педагог рекомендует им спрашивать у детей, кто из них сегодня заслужил в детском саду одобрение, за что его похвалили.
Педагог в свою очередь хвалит малышей за малейшие проявления внимания к окружающим. Мне Юрин папа сегодня рассказал,—говорит воспитатель детям,— какой у него заботливый сын: он помог папе отыскать ключ. Папе одному было оы труднее его найти, а вместе они нашли ключ быстро.
Педагог охотно поддерживает высказывания детей: У моей мамы болел пальчик, и мы с бабушкой помогали ей мыть чашки; А мы с мамой тихо, тихо играли: папа спал, он много работал, устал.
Для воспитания у детей доброго, внимательного отношения к сверстникам педагог использует конкретные примеры, постоянно обращает внимание на положительные поступки, объясняет, что и как нужно делать, чтобы всем было хорошо: Ты его не толкай, а попроси отойти в сторону, чтобы можно было провезти грузовик.
Для формирования у малышей привычки заботиться друг о друге взрослый привлекает ребенка к оказанию помощи товарищам: Ты покажи Вере, как надо куколку раздеть и уложить в кровать, а то она не умеет; Расскажи Вове, как играют с разрезными картинками, и вместе вам будет интереснее.
Со второй половины года нужно уже не просто давать указание: Подай Нине мяч, а лучше говорить так: Посмотри, у всех ли детей есть мячи. Подобный совет побудит ребенка подумать, что он должен сделать.
Разъясняя значение элементарных правил вежливости, воспитатель убеждает малышей на их собственном опыте, что хорошее поведение доставляет много радости окружающим, Видишь, как мама рада, что ты догадался поблагодарить Свету за помощь,— говорит воспитатель.
Так, изо дня в день без нажима и скучных нравоучений, на конкретных примерах учит воспитатель детей быть добрыми, отзывчивыми. Формируя у детей добрые чувства и гуманное отношение к окружающим, воспитатель стремится к тому, чтобы эти чувства постоянно проявлялись в деятельности, в конкретных поступках, в общении с товарищами.
Чтобы не упустить из поля зрения ни одного ребенка, воспитатель предусматривает в своем плане, например, проследить, в чем и как проявляются элементы вежливости у Славы, Димы, каковы здесь сдвиги, поощрить мальчиков за то, что умеют вежливо попросить, без напоминания воспитателя поблагодарить за оказанную услугу или учить Зину проявлять заботу о сверстниках: приласкать новенькую Свету, дать ей игрушки, сказать приветливые, утешительные слова, обнять.
Эмоционально-положительное отношение к другим детям, сформированное на втором году жизни, используется взрослым для воспитания доброжелательных взаимоотношений малышей.
Навыки вежливо обращаться с просьбой к сверстнику, благодарить за услугу, уступать место у крана, вешалки для полотенец и др. можно сравнительно легко воспитать у детей уже к трем годам, если педагог с первых дней пребывания малышей в группе познакомит их с определенными правилами, научит соблюдать их. Указания воспитателя, а также совместные наблюдения за положительными поступками других детей, поощрения способствуют формированию привычек культурного поведения (вежливости и др.), помогают выполнению и закреплению необходимых правил взаимоотношений.
Воспитатель продумывает, с какими из этих правил он познакомит детей раньше, как эти правила будет усложнять, в чем особенности их усвоения группой детей в целом и каждым ребенком в отдельности.
Так, педагог намечает конкретную задачу: Формировать у Васи уступчивость, бороться с проявлениями эгоизма, закреплять правило: Надо уметь уступать — это хорошо.
Воспитатель не ждет удобного случая, чтобы научить мальчика уступ чивости. Зная интересы Васи, характер его занятий в утреннее время, педагог создает такие условия, которые позволяют поупражнять мальчика в преодолении эгоизма. Например, Вася, услышав шум машины, слез с качелей и побежал к забору посмотреть, что там происходит. Взрослый посадил на качели Таню. Вася вернулся и у видел, что его место занято. А я? — спросил он. А ты уступи Танечке, ведь она тоже хочет качаться,— сказал воспитатель. Вася покраснел, готов был заплакать. Воспитатель поспешил предупредить Васины слезы и дал его чувствам другое направление. Молодец,— сказал он мальчику,— уступил место Танечке и не заплакал. Так и надо. Это помогло Васе побороть себя, и он сказал: Она покачается, а потом я.
Хотя в младшем дошкольном возрасте дети овладевают внешними формами вежливости (здороваются, прощаются, благодарят за услугу), воспитатель обращает внимание на осознанное использование этих навыков: Танечка, посмотри на меня и погромче скажи: Спасибо. Вот молодец!
Большое внимание воспитатель уделяет формированию целенаправленности и устойчивости поведения.
Нельзя допускать, чтобы у детей создавалась привычка к беспорядочным действиям то с одним, то с другим предметом. Для предупреждения этого воспитатель старается заинтересовать ребенка занятием или игрой, сам занимается или играет с ним и таким образом направляет и удерживает его внимание на чем-то одном. Воспитатель побуждает детей к проявлению усилий для достижения поставленной цели, поощряет их удачные попытки, а в случае необходимости помогает действием или советом выйти из затруднительного положения.
Инициатива, проявленная ребенком в игре, в общении со сверстниками, бережно поддерживается, поощряется. Но воспитатель должен уметь своевременно прийти на помощь, если ребенок не знает, чем заняться, как убрать игрушки. Посмотри, какие я ворота построила. А ты тоже хочешь сделать ворота? — обращается взрослый к малышу, который не может найти себе занятие.
Дети младшего дошкольного возраста нередко отступают перед затруднениями и быстро разочаровываются в своих попытках что-то сделать. На первых порах нужно упростить задачу, стоящую перед ребенком. Удовлетворение от полученного результата, похвала взрослого за самостоятельные попытки справиться с задачей укрепят веру ребенка в свои силы, побудят его в дальнейшем выполнить и более трудное дело.
Поскольку дети часто не могут сами организовать свою деятельность, воспитатель подсказывает им, где и как можно применять знания и умения. Молодец,— говорит взрослый,— научился сам правильно складывать кубики. Теперь помоги ребятам, которые не умеют убирать их в ящик. Или, рассказывая детям сказку Теремок, воспитатель подсказывает: Запомните, кто первый заглянул в теремок к мышке, кто как кричит, что случилось потом. А когда будете играть, сможете поиграть в эту интересную сказку.
В начале года воспитатель подсказывает детям, чем можно заняться, помогает организовать их занятие, игру. Позднее, примерно со второй половины года, взрослый путем наводящих вопросов, напоминания, что дети делали, побуждает их самостоятельно выбирать для себя занятие,
Олечка, это ты теремок построила? Там могут зверушки жить. Давай я тебе немного помогу и окошко сделаю, кап в настоящем теремке, — говорит педагог девочке, которая намеревается бросить начатую постройку. Эти слова заинтересовали Олю. А когда девочка увидела в руках воспитателя фигурки зверей, она вновь вернулась к прежней деятельности.
Постепенное изменение приемов руководства игрой не означает, что воспитатель в первое время должен проявлять большую активность, помогать детям, а позднее ограничиваться только вопросами и контролем за их деятельностью. Зная возможности каждого своего воспитанника, особенности организации деятельности, взрослый либо помогает ему, либо ограничивается вопросами, напоминанием.
Для воспитания у детей целеустремленности важно, чтобы дела были им посильны. Вот почему, поддерживая и поощряя стремления малышей найти себе занятие, взрослый помогает им конкретизировать их деятельность, чтобы быть уверенным в том, что дети справятся собственными силами.
Например, Настя увидела, что няня убирает ее кровать, н решила сделать это сама. Девочке никак не удавалось постелить одеяло: то сползал на пол один угол, то другой, но Настя упорно пыталась самостоятельно убрать кровать Няня предложила: Давай, Настя, я одеяло постелю, а ты подушечку красиво положишь. Девочка обрадовалась и согласилась: положила подушку, разгладила на ней складки. Молодец, Настенька,— не преминула похвалить ее няня.
Но даже тогда, когда ребенок сам нашел себе занятие, важно поощрять усилия, попытки довести дело до конца, преодолеть трудности. Требуется большая наблюдательность, чтобы заметить, кому из детей, когда и какая нужна помощь. Одному ребенку педагог просто улыбнется, кивнет головой и этого оказывается достаточно для поддержания его усилия. Другому малышу воспитатель незаметно оказывает практическую помощь, хвалит его за самостоятельность. Третьему ребенку помогает явно, говоря: Я сейчас тебе помогу, а то одному трудно справиться. Ребенок, доверчиво полагаясь на поддержку взрослого, сам начинает действовать увереннее, активнее, энергичнее.
В повседневной жизни детского сада много возможностей для воспитания бережного отношения к окружающим ребенка предметам. Умение аккуратно пользоваться личными вещами вырабатывается быстрее, когда одежда, обувь, полотенце и другие предметы хранятся в порядке и в определенном месте. Если воспитатель содержит в порядке шкаф с пособиями и материалами, а няня — буфет и рабочие места, то тем самым взрослые нриучз-ют к порядку и детей.
Воспитатель учит детей не пачкать одежду, обувь во время игр и занятий, не терять игрушки, не разбрасывать их. Он показывает детям, как убрать в шкаф после прогулки пальто, напоминает, что варежки, рейтузы нужно просушить, так как сырая одежда портится.
Каждому педагогу надо предусмотреть способы хранения игрушек, чтобы определенный порядок выступал перед детьми наиболее наглядно, конкретно и способствовал бы осмысленному выполнению правил. Например, строительный материал умещается в ящике, если все формы уложены правильно. Если они сложены в беспорядке, то для некоторых фигур уже не остается места и воспитателю легко обратить внимание ребенка на это. К концу пребывания в первой младшей группе дети и сами начинают замечать непорядок, стремятся уложить строительный материал правильно.
Воспитатель учит также ребят сохранять игрушки, а в случае поломок старается своевременно починить их.
Настойчиво, терпеливо воспитатель учит детей придерживаться установленных правил поведения в группе, в спальной комнате, на участке детского сада, в общении со взрослыми и сверстниками. Чтобы, достигнуть результата в воспитании желания выполнять предъявляемые взрослыми требования, испытывать радость от осознания своих возможностей, следует чаще использовать положительный пример и положительную оценку. Педагог показывает успехи малышей в овладении нормами поведения, побуждает всегда поступать так. Хорошо, если воспитатель иногда сравнивает теперешнее поведение ребенка с прошлым и свою оценку с предыдущей оценкой. Например, обращаясь ко всем детям, педагог говорит: Сегодня Антоша не прошел утром мимо меня молча, а поздоровался. Я раньше делала ему замечания, а сейчас хвалю его.
Педагог положительно оценивает поведение детей, которые сами помнят, как нужно поступать. Максиму я не напоминала, чтобы он поднял бумажку от конфеты, а он взял ее и отнес в корзину для мусора. В обоих случаях педагог положительно оценивает поведение мальчиков при всех детях, потому что всем им надо овладеть этой привычкой.
Опыт воспитания детей младшего дошкольного возраста показывает, что даже при нарушении ими установленного правила важно найти форму положительной оценки, помня, что обычно малыши нарушают порядок не сознательно, а просто по забывчивости. Гуманный, оптимистический характер оценок формирует у детей жизнерадостность, бодрость, хорошее настроение, доброжелательное отношение к окружающим.
Следует помнить, что всегда оценивается конкретный поступок ребенка. Кроме того, даже на этой ранней возрастной ступени надо стараться раскрыть малышу смысл правильного поступка. Миша хорошо сделал; Костя — плохой мальчик — такие оценки не раскрывают связь поступка с нормой поведения.
Заботясь о нравственном развитии детей в бытовой повседневной деятельности, воспитатель выступает как вдумчивый организатор этой деятельности, как бы элементарна она ни была. Поэтому важно создать необходимую обстановку для нравственных проявлений детей, вовремя заметить и поддержать их интересы, инициативу, позаботиться о хорошем настроении каждого ребенка. Направляя детскую самостоятельность, воспитатель имеет возможность увидеть, понять и учесть индивидуальные различия в нравственном развитии детей, в соблюдении ими правил поведения, найти соответствующие приемы педагогического влияния, активизировать ребенка, своевременно помочь ему а преодолении трудностей.
Учитывая непосредственные побуждения и стремления детей, признавая их право выбирать себе занятие и товарищей по душе, воспитатель, когда это нужно, активно воздействует на малышей. Только при этом условии он может достигнуть положительных результатов в нравственном воспитании каждого ребенка.