Ошибки родителей
Лучший в классе
Обратимся к лучшему ученику в классе, этому способному ребенку с отличной памятью и порой незаурядным интеллектом, который в школе активно преуспевает. Ему очень легко зазнаться. Задача родителей не подогревать, а несколько умерить его тщеславие, не трезвонить о его успехах всем родственникам. Разумеется, не нужно хулить его, достаточно трезво оценить (понимаю, что это нелегко!) его способности и рвение, с которым он выполняет свой долг, и не допустить, чтобы школьные успехи привели его к переоценке собственной личности. Надо, чтобы он со временем осознал, что хорошая учеба вовсе не является необходимым и достаточным условием формирования совершенной, цельной личности, ею можно стать, только беспристрастно оценивая собственные качества, которые могут оказаться как положительными, так и отрицательными, в зависимости от того, на что их направить.
Феномен "лучший ученик в классе" и "его родители" имеет аспекты более сложные, чем те, что я пыталась схематически представить. В качестве учительницы я сталкивалась с многочисленными и порой печальными случаями. Некоторые из них просто непостижимы. Помню, однажды, когда учебный год уже начался, к нам пришел новый ученик, воспитанный и молчаливый мальчик. Он привык к высоким оценкам. В первом же сочинении он описал свой хороший поступок и высокое моральное удовлетворение, которое от него получил. Я поставила оценку ниже, чем ему хотелось бы, и он внезапно расплакался. Затем ко мне явилась его мать, благородная, несколько старомодная синьора. Она рассказала, что дома мальчика сурово наказали, но надеялись, что он исправится: прежде с ним такого не случалось. Она не защищала сына, которого предшествующие учителя научили писать сочинения именно так. Для родителей было важно, чтобы ребенок продолжал получать высокие оценки, поддерживать честь семьи. У него в дальнейшем это получилось, он был способным и скоро понял, как использовать свои незаурядные данные, чтобы преуспевать в новой школе. Но мне так и не удалось привить ему любовь к настоящей поэзии и литературе. Моя попытка посадить с ним рядом в последней четверти отстающего по латыни ученика, чтобы спасти его (дескать, он иногда спишет), не удалась - "лучший" не давал у себя списывать и никогда не подсказывал на опросе. Как видите, такой персонаж существует не только на карикатурах и в анекдотах, он реален; сколько бы учителя над ним ни бились, у него устойчивый иммунитет к любой попытке перевоспитания. Еще более показательны родители, которые укоряли его. Но он просил, чтобы его вызвали "исправить" оценку даже не потому, что страшился укоров родителей, а из личного тщеславия, чтобы не разочаровывать домашних, не нарушать семейную атмосферу гордости за его школьные успехи.