Ошибки родителей
Неуспевающий ребенок
Проанализируем теперь другой тип ученика. У него нет тяги к учебе, но в дошкольный период и даже в начальной школе его по неясным мотивам считали вундеркиндом. Мне приходилось наблюдать, как из начальной школы в среднюю приходили дети, которых матери считали необыкновенно одаренными, но с первых дней их учеба оказывалась ниже среднего уровня. Мы все знаем, что успехи в начальной школе мало показательны: слишком переполнены классы, слишком велика разница между детьми из малограмотных семей и из более культурных, где хотя бы не говорят на диалекте. Случается, что нормальные и умственно отсталые дети сидят на одной парте. Нередко лексическое разнообразие и беглость речи детей из социально привилегированной среды могут ввести учителя начальной школы в заблуждение, и он завысит оценку. В этом случае стоит учителю средней школы предупредить семью о неуспеваемости ребенка, как его обвинят в некомпетентности или пристрастии. Итак, ученик триумфально доходит до средней школы, требования в которой значительно строже, чем в начальной, и на его голову обрушиваются каждодневные разочарования. Для учителя нет более тягостного зрелища, чем мордашка маленького вундеркинда, лучезарная в первые дни (кругом столько нового и интересного!), которая постепенно становится изнуренной и меланхоличной от постоянных неудач. Естественно, учитель ищет контакта с родителями, но редко заручается их поддержкой ребенок, потрясенный столь жестоким и неожиданным разочарованием, излагает домашним события в искаженном виде, стремясь выглядеть жертвой непонимания и произвола. Это происходит по разным причинам: во-первых, ребенок убежден, хотя и не окончательно, что его на самом деле не понимают и преследуют, во-вторых, не может допустить, чтобы в семье все, абсолютно все ошибались... Нет, ошибается учительница! Обвинить ее первое, что приходит в голову, самый легкий выход из создавшегося положения. У ребенка в основе своей благородное намерение не разочаровывать родителей, а те в свою очередь рассказывают окружающим о странном поведении учительницы и в ответ выслушивают сочувственные речи и комплименты необычайно одаренному ребенку. Ясно, что двусмысленное положение, в которое попадает школьник, гораздо губительнее для формирования личности, чем дневник с неудовлетворительными оценками; будь ребенок иначе воспитан, он воспринимал бы спокойнее свои неудачи. И рос бы, как все другие дети, подготовленный к превратностям жизни. Упрямое желание, чтобы сын любой ценой стал выдающимся учеником, чаще всего встречается у родителей единственного ребенка, им не с кем его сравнивать, и они не могут осознать, что бегло читать в восемь лет вовсе не признак исключительности, все другие дети это делают. В семье, где несколько детей, случается обратное: родителей одолевают горечь и разочарование, ибо девочка в десять месяцев уже болтала и теперь в школе учится отлично, а мальчик вечно во всем запаздывал и до сих пор средненький ученик. Подобные огорчения и разочарования возникают от непомерных претензий к детям и приводят к тому, что подростки страдают по совершенно несущественным поводам.