Ошибки родителей
Непоследовательность
Различные виды непоследовательности
Лень один из аспектов эгоизма, хотя и считается менее серьезным недостатком. Родители частенько признают за собой этот грех, не допуская при этом мысли, что они эгоистичны. Порой мы слышим такие разговоры: "Детьми занимается жена, у меня не хватает терпения", "Уроки с ними делает муж, меня бы они все равно не послушались". Эти формы лени наиболее очевидны именно в силу того, что их признают и считают наиболее поправимыми. Более серьезны и опасны случаи, когда родители смутно ощущают свою вину, но не доискиваются ее причины. Прежде всего это проявление непоследовательности. Скажем, непоследовательность в наказаниях и поощрениях. Сегодня мы категорически запрещаем идти в кино, и нет аргументов, которые бы нас разубедили, завтра нам нужна тишина и покой, чтобы закончить работу, и мы отпускаем детей на тот самый фильм, который вчера запретили. Ни вчера, ни сегодня мы не привели убедительных доводов, и у ребенка складывается впечатление, что родителям не очень-то можно доверять. Нам даже не приходит в голову, что дети имеют право знать истинные причины наших запретов и разрешений, но, поскольку мы и сами их по-настоящему не знаем, случается, что наше мнение дети легко опровергают, ведь именно мы внушали им правило: "Не сдавайся, отстаивай собственную точку зрения!" Точно так же нужно расценивать и слабость, когда мы уступаем капризам и вымогательству, именно из лени не можем заставить себя убедить ребенка, и вот начинаются посулы поощрений и подарков, лишь бы чего-то добиться. Что правда, то правда, результата мы достигаем незамедлительно: каша съедена, микстура от кашля принята. Но что будет со следующей порцией каши или микстуры? Не успеешь оглянуться, ребенок стал талантливым вымогателем и с каждым разом претендует на все более значительное вознаграждение. Так, в нашей семье инъекции достигли однажды непомерных цен. Я оправдывалась перед собой, дескать, уколы достаточно неприятная штука, трудно убедить малыша в их благотворном действии, кроме того, их делают редко и, значит, они не слишком опасный прецедент. Но все-таки значительно лучше однажды убедить ребенка (в итоге это менее изнурительно), чем придумывать каждый раз новые поощрения и отвлекающие маневры. Премия имеет воспитательное значение, если выдается в исключительном случае. Скажем, мы требуем, чтобы ребенок вел себя не по возрасту сознательно. Например, когда нам пришлось убеждать Тонино не сосать палец, который угрожающе деформировался, сын проявил такую серьезность и сознательность, что мы сочли нужным премировать его. По ночам я бодрствовала и не давала ему класть палец в рот. Он открывал глаза и просил: "Только на минуточку, мама". Я объясняла ему, что эта "минуточка" сведет на нет столько уже затраченных усилий, и он, вздохнув, смирялся. Беспокойно проспав две ночи, он совершенно оставил эту привычку. Ему было всего четыре года, разве он не заслужил премию за проявление такого самообладания?! Наказывать следует тоже в исключительных случаях. Система воспитания, основанная только на поощрениях и наказаниях, очень быстро исчерпает свою эффективность и сведет наши отношения с детьми к последовательности непредвиденных событий.