Ошибки родителей
Чрезмерные посулы и угрозы
К этому методу воспитания прибегают слишком ленивые родители, вместо того чтобы объяснять или убеждать. Он представляет собой форму вымогательства и обречен на неудачу после первого же провала ребенка трудно заставить поверить обещаниям. Некоторые посулы родители делают чистосердечно, действительно надеясь, что на следующее лето удастся поехать на фешенебельный курорт или вечером - сходить в кино, но, учитывая, что обещание было дано не слишком категорично, от него с легкостью отказываются: "Никакого кино, я занят! Ты хорошо себя вел? Ну и что из этого? Это твой долг!" или "Остановиться в гостинице? С чего тебе это взбрело в голову? Мало ли что мы говорим..." От таких речей мы многое теряем в глазах детей, они перестают принимать нас всерьез. К такому же результату приводят неправдоподобные угрозы типа: "Если ты будешь беспрестанно таскать куски из холодильника, я оставлю тебя на два дня без еды!" или "Погаси сейчас же свет, иначе завтра я тебя не выпущу из комнаты!" В основе всех преувеличений - лень, нежелание тратить энергию на плодотворную дискуссию. Конечно, в некоторых случаях убедить ребенка трудно, необходимо еще что-то помимо увещеваний, чтобы отучить его от ряда дурных привычек, но может случиться, что и беседы будет вполне достаточно. Например, когда сын объясняет, что не лазил бы в холодильник, если бы обед всегда был готов вовремя и он, приходя голодным из школы, не ждал бы слишком долго. Разумеется, мать может возразить на это, что расписание работы лишает ее возможности делать то, что не составляет труда для матери домашней хозяйки. И вообще, если вопрос о холодильнике останется открытым, ничего страшного не случится. Или, например, сын заметит, что во время каникул вечером неплохо было бы почитать попозже, что он уже достаточно взрослый, чтобы не лишать себя этого удовольствия только потому, что традиция предписывает в определенное время гасить свет. А если вредно читать в постели, то почему мы себе это позволяем? Короче говоря, можно найти приемлемые решения, что абсолютно исключено, если в момент раздражения с нашего языка срываются угрозы.
Страх
Привычка угрожать детям может иметь опасные последствия в случаях, когда начинают "нагонять страх" дядькой с мешком, букой и т. д. Кажется невероятным, но подобный метод до сих пор весьма распространен. Это настораживающее проявление эгоизма вкупе с ленью. Родители не только не удосуживаются убедить ребенка, но не дают себе труда вспомнить собственное детство, омраченное теми же самыми страхами, которые они хотят внушить своим детям. Я не преувеличиваю, пугать детей так же плохо, как обижать их, хотя намерения в каждом случае разные. Мы знаем, что эти темы исследуют педиатры и психологи, доказывая губительные последствия детских страхов. Часто малышей терзают ночные кошмары, истоки которых трудно обнаружить. Как правило, у ребенка не возникает страха, если кто-нибудь его не внушил. Страх зарождается не столько от самих слов, сколько от тона, которым они произнесены: дядька с мешком сам по себе никого не испугал бы, если бы угроза не звучала загадочно, устрашающе, не порождала образа неведомого человека, недоступного, разумеется, воображению ребенка, но ассоциирующегося с насупленными бровями, широко открытыми глазами и угрожающим тоном говорящего. Всевозможные сказки были причиной бессонных ночей нашего детства, заполненных кошмарами, а сейчас наши дети развлекаются, читая о ведьмах и привидениях, ибо образы эти преподнесены в пародийной форме. Но недостаточно только уважать впечатлительность ребенка и не пугать, необходимо ограждать его от благодетелей, которые, желая помочь озабоченной, перегруженной матери, в магазине, в поезде, обращаются к детям:
А ну-ка, малыш, веди себя хорошо, не трогай этого, а то как выскочит бука!
Спорить с этими преисполненными добрых намерений людьми не стоит. Вежливое "Не пугайте, пожалуйста, моего ребенка!" бесполезно. Мне как-то ответили с обезоруживающей улыбкой:
Знаете, но так он сразу угомонится. Попробуйте! У меня их пятеро, только так и удается утихомирить.
Я научила своих детей действенному методу самозащиты от запугивания:
Дядьки с мешком не существует! - парировали они уверенно. А если и тогда их не оставляли в покое:
Синьора, нехорошо говорить детям неправду!
Обычно собеседник бывал сражен.
Когда Тонино и Альберто было четыре года, я отправила их в единственный городской гражданский детский сад, там молитвы читали только два раза в день. Дети боготворили опытную воспитательницу и никогда бы не подвергли сомнению ее слова. И вот Тонино начал бояться ангела-хранителя. Раньше он игнорировал его существование, теперь же стоило погасить в детской комнате свет, как он произносил придушенным голосом:
Я не боюсь темноты, но здесь ангел-хранитель...
И затем с удвоенным ужасом:
Воспитательница сказала, что иногда хорошие дети видят ангела-хранителя... Мама, я хороший ребенок?
Кроме того, он с угнетающим рвением читал вечерние молитвы, которые у нас никогда не были приняты, и принуждал к этому Альберто, хотя тот до тех пор отличался устойчивым атеизмом. Я напомнила, что никто их не заставляет читать молитвы, и воспитательница на этом вовсе не настаивала. Тонино все же счел благоразумным продолжить это занятие, принимая во внимание беспокойную привычку ангела-хранителя всегда и везде присутствовать. Страх отступил, как только Тонино понял, что ангел всего-навсего поэтический образ, и еще, конечно, потому, что никто дома не принимал его всерьез. Я со своей стороны старалась не запугивать детей, ибо сама в детстве от страха не спала ночами. Дома меня никто не пугал об этом позаботилась моя подружка, чуть постарше меня: она рассказывала истории о привидениях, о жутких сумасшедших, о преступлениях и физических аномалиях. На личном опыте я убедилась, что необходимо вооружать детей против всех впечатлений, которые могут их поразить, нужно разговаривать с ними обо всем, не избегая с загадочным видом некоторых вопросов, что возбуждает нездоровое любопытство. Какое бы чувство огорчения и неловкости мы ни испытывали, если ребенок просит разъяснений о преступлениях, болезнях, явлениях, которые суеверие считает сверхъестественными, о смерти, о психических и физических аномалиях, нужно отвечать со всей серьезностью, не драматизируя, но и не обманывая. Тогда дети научатся понимать ближнего, сопереживать калеке, ковыляющему на костылях, с уважением смотреть на похоронную процессию, не придавать значения смехотворным и унизительным суевериям.