Ошибки родителей
Половое воспитание
Отвечать на вопросы
Детям нужно отвечать обстоятельно, без попыток стыдливо обойти вопрос, ни в коем случае не отделываться фразой: "Узнаешь, когда подрастешь". Такой ответ подогревает любопытство, придает ему нездоровый характер, подталкивает искать объяснений в самых неподходящих источниках, трактующих все в извращенной, непристойной форме.
Это особенно относится к сексуальным темам.
Дети начинают задавать вопросы, когда тема их интересует и они уже в состоянии выслушать и понять ответ. Кто избегает удовлетворить их любопытство, повинен не только в лени, но и в непорядочности: он лишает ребенка законного права знать и вынуждает его получать искаженную, опошленную информацию. Мне возразят, что говорить на некоторые темы затруднительно и неловко. Но всем известно, что существует научно-популярная литература, написанная специально для родителей. В этих книгах приведены некоторые драматические случаи - последствия неверного полового воспитания, а то и полного его отсутствия. Достаточно вспомнить наше детство и отрочество, наше нездоровое любопытство, отталкивающие разговоры с одноклассниками, вульгарные смешки старших, вспомнить наше тогдашнее смущение и чувство вины при чтении самых высоконравственных книг, как только мы наталкивались на темы, которые считали непоправимо стыдными, муки от того, что нас преследовали оскверняющие образы и мы были не в силах противостоять им, и еще развязность, с которой мы похвалялись перед товарищами "глубокими" познаниями в этом вопросе, - и мы осознаем необходимость оградить наших детей от бесполезных переживаний, горечи, от заблуждения видеть грех там, где его нет. Рано или поздно ребенку станет очевидна причастность родителей к этим вопросам, что может привести к кризису отношений, натянутости, пусть даже временной. Возникает и другое осложнение наша стыдливость, которую необходимо преодолеть, хотя это и тяжело. Не все в воспитании детей легко и приятно. Разве пословицы и избитые фразы не твердят нам, что мы приносим детям жертвы? Отказ от ревниво охраняемой тайны может служить примером такой жертвы.
Предупреждать вопросы
Во время учебы в университете, я подрабатывала репетиторством. Моим учеником был прекрасно воспитанный четырнадцатилетний мальчик, очень привязанный к матери, единственный сын красивой и энергичной синьоры. Однажды она позвонила мне, чтобы я не приходила, мальчику нездоровится, она сообщит, как только он поправится. Через несколько дней я снова пришла. Мальчик осунулся, был бледен и серьезен. Мать поведала мне, что произошло. В тот день он пришел из школы потрясенный и не хотел рассказывать, что с ним случилось. У него начался жар. Наконец, рыдая, он намекнул на "открытия", которые ему преподнес товарищ по школе в столь грубых и непристойных выражениях, что у него не хватало мужества их повторить. Мать, разумеется, постаралась смягчить неприятные впечатления, но, когда мальчик заявил, что не хочет думать о ней "такое", она поняла: назрела необходимость поставить все точки над "i", хотя и несколько запоздало, объяснить все спокойно, в правильных выражениях. Мальчик еще долго был в подавленном настроении. Он не отличался повышенной впечатлительностью, но все дело в том, что его "просветил" вульгарный и невоспитанный сверстник. Родители считали его ребенком, которому еще рано знать некоторые истины, и, как обычно в таких случаях, чрезмерно оберегали его от всяких непредусмотренных потрясений и нежелательного жизненного опыта. Привело это к тому, что ему ни разу не попались ни человек, ни книга, ни событие, которые пробудили бы его любопытство, натолкнули на вопросы. И никто не подумал, что предупреждать вопросы надо именно для того, чтобы избежать неприятных открытий. Не нужно драматизировать события или исступленно опасаться жестокостей, о которых пишут в газетах, но и не следует допускать, чтобы дети вели себя беспечно, слушались первого попавшегося проходимца, стоит ему предложить конфетку или пообещать прокатить в машине. Короче говоря, нужно пробудить в детях бдительность. По поводу незнакомцев, агрессивных с детьми, на мой взгляд, допустима и правдоподобная ложь. Мы можем выдать их за воров и похитителей, ибо незрелые детские умы часто не воспринимают реальной опасности, а если в редких случаях и осознают ее, то она становится для них навязчивым кошмаром.
Честность ответов
В любом случае отвечать на все вопросы детей необходимо честно и просто. Таково единственное правило, общее для всех, никаких более точных указаний я не могу дать. Принимая во внимание, что каждый ребенок не похож на другого и обстоятельства все различны, половое воспитание в школе не даст должного эффекта, если не будет опираться на серьезную поддержку в семье, где ребенка можно до конца изучить и понять. В основном должна воспитывать семья, в том числе и сексуально, и никто лучше не может выполнить эту задачу, найти более уместные слова и моменты. Десятилетиями мы росли в атмосфере предрассудков, полунамеков, возмущенных восклицаний при виде полнокровной девочки в бикини. Нам так трудно осуществлять половое воспитание, потому что мы сами в нем нуждаемся. И вот мы часто ходим вокруг да около, пытаемся слегка идеализировать или морализировать, но это абсолютно бесполезно дети нас незамедлительно разоблачают. Когда я объясняла Тонино и Альберто, что существенным фактором для продления рода является большая любовь и она существует только в браке, они обезоружили меня следующим возражением: А как же Рина (наша знакомая девушка) ? Беременна, но не замужем? Она еще плакала и говорила, что Антонио ее не любит? Разве насекомые не размножаются? А они друг друга не любят, тем более что женская особь часто пожирает мужскую после оплодотворения! Познания детей в зоологии значительно облегчили мою задачу, я отбросила всякое лицемерие. С Карлоттой дискуссия затянулась еще дольше: когда она узнала, что с наступлением половой зрелости девушка может родить ребенка, она поинтересовалась, а зачем же выходить замуж, и мне стало ясно, что детям значительно проще объяснить законы природы, по которым происходит размножение, чем социальные и исторические корни супружества.
Естественно, все мои объяснения звучали несколько абстрактно, и, как часто бывает, некоторые примеры из жизни животных дополнили половое воспитание всех троих.