Ошибки родителей
Дурные компании
Дети ни с того ни с сего не связываются с дурной компанией, мы отлично знаем, что ни одна проблема не возникает на пустом месте, она непременно уходит корнями в прошлое. Знаем, что воспитание ребенка началось с появлением его на свет, мы воспитывали его добросовестно по мере наших сил и возможностей, и он наверняка способен отличить существенное от несущественного, честность и принципиальность от приспособленчества и, стало быть, сумеет выбрать себе друзей. Может случиться, что дети на какой-то период поддадутся влиянию личностей, не схожих с ними, сорванца, кокетки, их привлечет само различие. Иногда они могут принять наивную саморекламу, а порой, к сожалению, и чистой воды непорядочность за проявление индивидуальности. Но пройдет время, и наносное в основном отпадет, наши дети расстанутся с теми, кто их разочаровал, сохранят дружбу с ребятами, которые серьезно учатся и работают, хотя и не отказались от ухарских манер, ставших, вот беда, предметом подражания для наших детей. И все же они никогда не преступят определенных границ, ибо полученное воспитание сориентировало их (пока не очень устойчиво), определило запросы и несовместимости. Я вовсе не сторонница розового оптимизма. Несмотря на хорошее воспитание, подростки иногда подпадают под влияние группы сверстников и участвуют в недостойных деяниях и поступках, то ли из боязни показаться трусами, то ли считая неблаговидное поведение приемлемым, поскольку групповая ответственность кажется менее ощутимой. Но по большей части мальчик ведет себя плохо, потому что не получил должного воспитания. В таком случае необходимо суровое вмешательство и самые радикальные средства наказания. Конечно, это прорыв в системе воспитания, обусловленный теми самыми ошибками, которые мы до сих пор перечисляли: вспыльчивостью, превышением власти, годами лени и эгоизма. За наказанием должна незамедлительно следовать активная воспитательная работа, которую мы упускали на протяжении многих лет. Теперь эта работа стала более трудоемкой и тягостной, необходимо самим преодолеть лень и эгоизм, внушить детям понятие о духовных ценностях, которые сами порой утратили, постараться понять, что представляют собой эти юноши, что подталкивает их в определенном направлении, почему и отчего наш сын вступил на такой путь, меру нашей и чужой ответственности за это. "Не наша вина!"ноем мы, пеняем на улицу, школу, отсутствие идеалов (а куда же делись наши идеалы?) и считаем себя жертвами. Сознаемся, что именно на нас падает ответственность, если талантливый, своеобразный индивидуум, каковым является наш сын, вырастет пустым созерцателем и потребителем.
Сын воспитатель
Значительно чаще, чем можно предположить, дети оказывают влияние на воспитание родителей. Последним в таком случае необходим достаточный запас смирения, чтобы признать за детьми это право и добровольно поддаться этому оздоровительному курсу.
Скажем, мальчик растет в семье в атмосфере бездуховности, приспособленчества, отсутствия идеалов. То самое противление конформизму, которое приводит некоторых ребят в компанию юных авантюристов с наклонностями к бандитизму, может привести других, к счастью не ленивых и не безразличных в отличие от их родителей, к друзьям, которым свойственно размышлять, критически осмысливать события, надеяться, строить планы, проявлять солидарность. Благодаря друзьям дети, привыкшие исключительно к вестернам и развлекательным телепередачам, приучатся смотреть антифашистские фильмы, читать газеты с четкой политической позицией, пользоваться книгами, которые действительно чему-то учат и помогают многое понять. В общении с друзьями мальчик осознает, что привычная череда однообразных дней и попытки изредка оторваться от этой рутины, как заведено в его семье, не соответствуют истинному смыслу жизни. Он заговорит об этом дома, и, быть может, родители с ним согласятся, если еще не утратили самокритичности, поймут, чем обделили сына и что он может сделать для них и для себя.
Воспитательная функция дружбы
Мы все помним, какие интеллектуальные и моральные горизонты открыли перед нами в свое время новые друзья, обретенные в школе, на отдыхе, на работе. Даже разочарования воспитывали, способствовали повзрослению, излечивали от поверхностных восторгов. У друзей наших детей другой опыт, другие привычки, другое отношение к окружающему, иные условия жизни и традиции, чем у нас в семье. Все это взаимно обогащает детей, помогает преодолеть ограниченность определенной обстановки, определенной профессии. И еще, в отличие от родителей друзья непримиримы. Мы всегда готовы не заметить подлость, закрыть на нее глаза, "на этот раз" простить. Они не прощают и отказывают в дружбе тому, кто не оправдал надежд, обманул доверие, наступает разрыв, по большей части окончательный, хотя иногда можно слегка подлатать отношения, еще реже полностью их восстановить.
Представим теперь, как может быть полезна дружба с правильно воспитанным сверстником для мальчика неуверенного в себе, выросшего в семье, проникнутой идеей непогрешимости родителей.
Вернемся к Роберто.
Он бывает в доме, куда летом съезжаются наши многочисленные племянники и их друзья, он дружен со всеми, но особенно любит Фран-ческо, олицетворение того, каким хотел бы быть сам и что ему пока не удается. Франческо для него воплощение надежды, символ раскрепощения, доказательство того, что можно жить свободно и счастливо. Общаясь с ним, Роберто начинает верить в осуществимость мечтаний, которые считал утопическими, ибо Франческо с предельной естественностью совершает "необычные" поступки. Скажем, приезжает сюда из Неаполя один или с сестрой Джанной. Они открывают дом, сами себе готовят, сами все покупают. Живут одни, не допускают промахов, не подвергаются опасности, все у них идет ладно, они толковые, энергичные, уверенные. Приглашают к себе друзей, которые им нравятся, в том числе и Роберто. Может, и ему когда-нибудь удастся достичь такой независимости, раз она явь, а не сон.