Ошибки родителей
Интеллектуальная жизнь детей
Говоря об отношениях между родителями и детьми, принято пользоваться глаголом "давать": родители дают детям и то, и это, родители самоотречение любят. Это явление бесспорно положительное, во-первых, оно естественно, во-вторых, плодотворно и щедро одаряет душевным теплом. Принести себя в жертву детям на словах способны все, а вот участвовать в их жизни, духовно расти, открывать с ними мир добродетель немногих, которые умеют идентифицировать себя с детьми, не теряя при этом собственной индивидуальности, а, напротив, даже обогащая ее. Идентифицировать себя с детьми вовсе не значит всего лишь обращаться к собственному багажу воспоминаний и пытаться избавить детей от того, что нам было неприятно, и обеспечить им то, что доставляло нам радость. Нужно постоянно помнить, что между ними и нами произошла смена поколений, прошел промежуток времени, с нашей точки зрения, короткий, с их длинный, для них наше детство -очень далекая пора, тогда люди одевались иначе, не было ни холодильников, ни телевизоров и не началась еще вторая мировая война. Нам, если помните, таким же далеким представлялось детство наших родителей. Чтобы участвовать в жизни детей, нужно прежде всего спокойно, без предрассудков воспринимать непрестанные изменения, которые нарушают наши привычки, подрывают наши устои. Это - нелегко. Скажем, трудно сразу же освоить новые термины, возникающие в области культуры. Ребята сразу понимают, что значит то или иное выражение, ибо они дети своего времени и более восприимчивы к актуальным проблемам. Все это трудно еще и потому, что у нас не только меньше свободного времени, чем у детей, но и меньше психологической гибкости, мы не поспеваем за всеми вновь выходящими книгами, фильмами, пластинками, за всеми событиями в международной политике и культуре. Наши дети воспринимают все это целиком. Мы только частично, зато наш возраст предоставляет нам преимущество: наше видение более упорядочение и обобщенное поэтому мы можем обсуждать наиболее интересные актуальные проблемы, не будучи в курсе всех подробностей, не просмотрев всех спектаклей, не прочтя всех книг и газет, которыми дети заполнили дом. Таким образом, мы не отстаем от них, что было бы, с одной стороны, весьма печально для нас, с другой не великодушно по отношению к детям, нуждающимся в нашей дружбе и участии, жаждущим сохранять к нам доверие. Для этого требуются определенные усилия и даже некоторое самопожертвование, которое окупается нашим духовным обогащением и, главное, взаимопониманием с детьми. Если же у ребенка склонность к какому-нибудь виду искусства, наша задача еще труднее, поскольку придется искать устойчивое равновесие между соблазном считать его вундеркиндом и скептицизмом, который подсказывает, что его артистическая деятельность всего-навсего скороспелые бойкие экзерсисы. Скептицизм весьма опасен, он говорит о неверии в возможность неординарных явлений, неверие, которое, быть может, в прошлом помешало нам всерьез отнестись к нашим собственным способностям рисовать или петь и побудило найти "серьезную" работу. Постараемся уберечь нашего ребенка от повторения наших ошибок, из-за которых потенциальный художник становится дилетантом. В этом случае наше участие должно быть соразмерно тому, какое значение придает своим склонностям сам ребенок.
Игра
Способность родителей участвовать в жизни детей проявляется в отношении к играм. Есть взрослые, которые даже не понимают, что ребенок, прежде чем отозваться на наш зов, должен закончить игру или по крайней мере часть ее, чтобы не подвести товарищей. Эти взрослые не знают, что в играх отражается личность ребенка, что они показатель и педагогического уровня родителей. Порой игра первая фаза более серьезной деятельности. Листы бумаги, а иногда и стены, изрисованные каракулями, могут быть симптомом художественных наклонностей, карманы, набитые гусеницами и лягушатами первым шагом на пути к научному исследованию. Некоторые родители воспринимают эту деятельность с привычным высокомерием. Нередки случаи, когда к детским увлечениям относятся всерьез, помогают детям, достают материал для коллекции или для экспериментов. Но по-настоящему участвовать в играх детей способны немногие. Большинство родителей умеют "налаживать" детские игры, терпеливо забавляют детей, знают, когда им необходимо помочь, а когда они могут обойтись сами. Короче говоря, они способны развлекать детей, преимущественно малышей. Это существенное качество, но вполне рядовое, оно встречается у всех взрослых (независимо от того, родители они или нет), которые любят детей. Порой, желая добиться расположения, взрослые позволяют детям "издеваться" над собой: бегают на четвереньках по всей квартире, а дети, сидя на них верхом, с воплями их подгоняют. Я видела, как один человек благодушно улыбался, когда ребенок вылил ему на голову сметану. Эти люди готовы на все, лишь бы развлечь детей, но те вовсе не принимают их всерьез. Как правило, родители не опускаются до столь "низменных" забав, не стремятся играть с детьми, а лишь организуют им игры. К тому же забота эта скоропреходящая, ребенок подрастет, и взрослые предпочтут, чтобы он играл со сверстниками, или устроят его перед телевизором: так он сидит спокойно и им не мешает. Необычное свойство уметь играть с детьми всерьез, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок восхищается умением взрослых строить замки из песка, но воспринимает как друга только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с ребенком, ибо этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с тем же энтузиазмом, что и ребенок. Мне не удается играть во все игры моих детей, многие из них для меня слишком трудны, а мой муж может участвовать почти во всех. Они, например, часами, склонившись над ручьем, запускают деревянные кораблики с самыми затейливыми названиями. Это прекрасная игра со сложными правилами, но я не могу даже объяснить их в этом вопросе я непоправимо взрослая. В других играх, напротив, я участвую с удовольствием. Это неведомые миру игры плод коллективного семейного творчества, в которых мы с Карлоттой неизменно занимаем последние места.