Ошибки родителей
Умалчивание ошибка
Воспитание детей является результатом человеческой деятельности и тесно связано с конкретной исторической эпохой и социальным строем. Каждое поколение людей призвано обеспечить предпосылки для более счастливой жизни своих потомков. Но жить счастливо вовсе не значит безгранично располагать всевозможным комфортом, различными наземными и водными средствами передвижения в соответствии с последней модой и т. д. Благосостояние, удовлетворение мимолетных прихотей, различные привилегии не имеют ни малейшего значения для становления истинно свободной личности, каковым мы хотим видеть нашего ребенка. Счастливый человек прежде всего осознает свое человеческое и социальное назначение, свою роль в обществе, короче говоря, сознательно выполняет обязанности гражданина: стремится улучшить жизнь, условия труда в соответствии с коллективными и индивидуальными запросами. Человек, не осознающий своей социальной функции, приспосабливается к любой ситуации, извлекает из нее выгоду в обмен на собственное беспринципное поведение. Интенсивный ритм общественных перемен неизбежно затрагивает семейную жизнь, усложняет отношения родителей с детьми, стимулирует у молодежи такие запросы и наклонности, которые не всегда легко понять и разделить. В наше время дети, как правило, более образованны, чем родители, и этот факт в сочетании с молодостью помогает им быстрее улавливать и воспринимать стремительные изменения в обществе, так что они опережают родителей, оказываются отгорожены от них пропастью не в поколение, а в целую эпоху. Наш долг попытаться заполнить эту пропасть, помочь детям найти устойчивую позицию в окружающем мире, среди зыбких противоречий, не позволить головокружительному ритму жизни опрокинуть их: они быстро улавливают нюансы, но слишком часто не способны сделать сознательный выбор. Конечно, нашу аргументацию нельзя механически обобщать, помня, что каждая семья особый случай и любая попытка схематизировать без учета индивидуальных особенностей неприемлема. Однако весьма важно придерживаться правила, общего для всех: не скрывать от детей своих убеждений и принципов. Иначе ребенок может воспринять идеи по большей части менее благородные, чем наши. Другие люди прибегнут к действенным средствам, перед которыми наш ребенок окажется беззащитен, потому что мы не привили ему никакого иммунитета. Здесь нам поможет опыт собственной юности, когда многие соприкоснулись с фашизмом или по крайней мере пассивно претерпевали его воздействие в школе (парады в униформе) и не располагали возможностью укрыться от этого потока напыщенной пропаганды. Родители многих наших сверстников были антифашистами. Почему же они не натолкнули детей на размышления, на дискуссию, на критику? Только чтобы уберечь их от опасности? Количество демократически настроенных родителей, не сумевших воспитать из детей антифашистов, к сожалению, и в наши дни не уменьшилось. Прикрываясь речами о свободе выбора, о своем нежелании навязывать детям родительский образ мыслей, они пытаются облегчить детям так называемое восхождение в обществе либо оградить их от того, что пережили сами. Из моего преподавательского опыта я знаю, что многие родители, активные деятели прогрессивных партий, не стремятся дать детям демократического воспитания. А если и делают это, то часто допускают ошибки: первое - догматизм, в силу которого ребенок не имеет права спорить, что смущает и разочаровывает его; второе теоретизирование, которое в повседневной жизни ничем практически не подтверждается, и ребенок растет свидетелем вопиющего противоречия слова с делом.
Принуждение и умалчивание две крайности, а между ними есть такие полезные средства воспитания, как привычка убеждать и объяснять, обсуждать и, что особенно важно, самому быть последовательным. Дети, видя, что родители достойно и последовательно придерживаются определенных принципов, сами становятся их сторонниками.