Ошибки родителей
Школа
Школу критикуют, о ней спорят на собраниях, пишут в газетах, существует похвальное, но весьма абстрактное суждение о том, какой она должна быть. Многие способны говорить о ней темпераментно, вскрывая недостатки, предлагая реформы и нововведения. И тем не менее отношение к школе - ярчайший пример безразличия родителей. Мало кто интересуется школой, где учатся дети, и среди этих немногих мало кто делает это правильно сотрудничает с учителями. Сотрудничество, вот что нужно! Мы столько порицаем школу, но что мы делаем для нее? Школа самое важное общественное учреждение, которое вмещает всю жизнь человека: его детство, отрочество, потом в зрелом возрасте возвращается к нему учебой детей и внуков. Мы знаем, какую значительную роль играют в семье школьные занятия ребенка. Кроме того, в школе каждый осуществляет свое право на образование, обязательное по закону. И наконец, это поприще, где маленький гражданин приобретает первый опыт жизни вне семьи, разделяя с другими права и обязанности, встречает отпор своему деспотизму, получает эмоциональную зарядку, проникается духом солидарности. Это среда, где ребенок, а позднее подросток более сурово и регулярно, чем в играх, постигает необходимость подчинения определенным правилам, учится честно оценивать свои поступки, соблюдать собственное достоинство, не унижаться до того, чтобы лгать в свое оправдание, и, главное, выполнять свой долг.
Преподаватели
И все-таки к школе часто относятся как к чему-то второстепенному, не замечают ее положительных функций. И самая распространенная ошибка это отношение к учителям. Считается необходимым знать их вкусы и привычки, чтобы "задобрить", расположить к себе. Не стоит говорить, сколь непедагогична такая точка зрения источник псевдосолидарности родителей с детьми. Они, например, в случае прогула дают ребенку оправдательную записку. А впоследствии, когда подросток подделывает отцовскую подпись в дневнике, дома разражается скандал, произносятся обличительные слова: "Фальсификатор! Позор семьи!" Между тем, если бы родители относились к словам учителя с большим вниманием, они не подали бы ребенку дурного примера, не толкнули бы его на путь обмана. Дружественные отношения и солидарность с учителем! Слишком часто забывают, что учитель честный труженик, разумеется не лишенный своих недостатков и слабостей. Он может быть самоуверен или неприветлив, но все равно он трудящийся и, как все, нуждается в солидарности. Но главное, за редким исключением, он привязан к нашим детям, хочет помочь им, желает им блага независимо от того, ставит ли хорошие или плохие оценки, и искренне стремится воспитать их честными людьми. Можно добиться поразительных педагогических успехов, серьезно занимаясь школой, сотрудничая с учителями, отбросив недоверие, с которым привыкли к ним относиться и которое проявляется в безответственных негативных суждениях: "Он совсем голову потерял! Ненормальный какой-то, разве можно столько задавать?", "Все может быть, но, когда я ходила в школу, учителя сами работали!", "Несправедливость, сплошная несправедливость! Мой говорит, что он знал все, а ему экзамены на осень, другой и рта не раскрывал, а его перевели". В редких случаях эти высказывания отражают истинное положение дел, как правило, в их основе масса извращенных фактов. Подрывая авторитет учителя, мы лишаем его орудия, необходимого для успешного преподавания. Какую пользу извлекут подростки из периода жизни, проведенного в постоянном недовольстве и бесплодном критиканстве, граничащем со злословием? Скуку и ряд оценок в аттестате, ничего больше. Их детство и отрочество окажутся бесполезно проведенными за школьной партой годами.
Уроки религии
Итальянская Конституция гласит, что все граждане равны перед законом, что обязательно 8-летнее бесплатное обучение и школа открыта для всех.
Но государственная школа работает фактически из расчета только на католиков, преподавание религии считается первостепенным делом в любом проекте реформы оно учитывается и занимает главное место. Это дискриминация, тем более неприемлемая, что она касается маленьких граждан. Каждый образованный человек понимает антиконституционность данной системы и ратует за школу по-настоящему гражданскую, уважающую права всех. И тем не менее в гражданской итальянской школе преобладает религиозная направленность, отчетливо проступающая не только на специальных уроках религии, но и в текстах всех учебников. С этой парадоксальной ситуацией мы не боремся даже единственным средством, которое дозволено школьными правилами, заявлением об освобождении от уроков религии. Такая возможность существует, поскольку курс считается факультативным. А на самом деле факультативными называются такие курсы, куда допускают только при наличии поданного заявления, например организованные в некоторых школах уроки пения, керамических поделок или дополнительного иностранного языка. Освобождения от уроков религии просят, как правило, те, кто исповедует некатолическую религию, то есть единицы. Считается, что уроки религии обязательны, а администрация школы ни о чем не предупреждает, не дает пояснений, этот вопрос предусмотрительно умалчивается: проблему обходят как второстепенную и детей посылают на уроки религии, словно это полезно и необходимо. Многие убеждены, что преподавание религии в гражданской школе противоречит здравому смыслу, но боятся, что освобождение от этих уроков может отразиться на отношении к детям преподавателей. Понадобилось бы много усилий, чтобы убедить родителей в глубокой порядочности большинства педагогов.
Трудная борьба
Итак, взвесив все "за" и "против", родители в конце концов не подают заявления об освобождении от уроков религии. Одни из опасения, что ребенок почувствует себя "отторгнутым" и будет страдать или что не сумеет ответить на вопрос "почему" и отстоять свою позицию. У других просто не хватает мужества вести себя иначе, чем большинство. "Если бы освобожденных было побольше, говорят они. И почему, собственно, мой ребенок?" "Моя дочь оказалась бы единственной освобожденной от уроков религии в селенье, говорит мать, записывая девочку в первый класс Она робкая, впечатлительная, как заставишь ее вести себя иначе, чем все?" Действительно трудно. Но трудности уменьшатся, если многие пойдут по этому пути, и приведут к настоящей борьбе, если на него станут все. Одна моя приятельница, возглавляющая ассоциацию родителей в защиту гражданской школы, огорченно говорила: "У меня в ассоциации шестьсот убежденных сторонников гражданского воспитания, и только двое из них освободили детей от уроков религии". Такова ситуация в большом городе. Чего же ждать от глухой провинции?!
Если бы освобожденными от уроков религии оказались десятки детей... Ведь в каждом классе по крайней мере у восьми-десяти ребят отцы наши единомышленники. Кто-то из них делает попытку договориться с другими родителями. Но те согласны с ним по множеству вопросов, кроме этого. Они либо полагают, что слишком рано создавать детям сложности, либо кто-то из членов семьи не хочет об этом и слышать.