Ошибки родителей
К гармонии через противоречия
Итак, перед нами книжка об ошибках в воспитании. О противоречиях. В народе говорят: не ошибается тот, кто ничего не делает. И практика подтверждает: чем сильнее родители стремятся приблизиться к гармоническому воспитанию, тем больше возникает конфликтов. Это парадокс? Нет. Истинное воспитание - всегда столкновение характеров, страстей, всегда возникновение и разрешение противоречий. Чтобы правильно их решать, необходима мудрость, нужны знания, педагогическая и даже философская культура. Подлинный воспитатель - всегда философ. И как только перестает им быть, так оказывается во власти деятельного невежества. Ребенок живет, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше позитивных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Детство -это особое психическое состояние, в котором слиты воедино чувство и разум. Эвристической наклонностью души можно назвать постоянную неуемную потребность действовать, открывать. Взволнованная пытливость несется, будто на крыльях, решения приходят мгновенно, увлечения и интересы накатываются, как волны в шторм. Удивительная концентрация энергии!
И эта энергия нередко творит беды. Достоинства, различные увлечения и потребности способны обернуться своей противоположностью, привести к дисгармонии отношений. Здесь-то и должна прийти на помощь воспитателю его подлинная союзница - мудрость. Родители должны помнить, что гармония отношений в семье не означает отсутствия проблем и бесконфликтности. Напротив, чем ближе к идеалу, тем сложнее и тоньше мир возникающих противоречий. Ведь гармония всегда единство различного. Когда мы говорим о богатстве личности, мы неизбежно сталкиваемся и с богатством противоречий. Действительно, как совместить в одном человеке самые разные увлечения? Как предотвратить перерастание увлечения в страсть, способную заслонить ребенку многообразный мир человеческих интересов, порывов, исканий, общения? На какой основе одна возникшая потребность должна вести к образованию другой? Как сделать, чтобы разрешение одного противоречия неизбежно выводило подростка на оптимистические рубежи, побуждало бы к самовоспитанию? Сама по себе идеальная норма предполагает самодвижение, обусловленное ростом ребенка. В этом непрерывном движении что-то отрицается, что-то изменяется. Такие отрицания могут проходить болезненно, сопровождаться своего рода кризисами, нравственными потрясениями, страданиями. Конечно, знание тонкостей педагогического дела должно избавлять от неоправданных коллизий, точнее, придавать им ход разумного разрешения конфликтов. Но и это не просто. Особенно если имеешь дело с подростками старшего возраста, где в любом увлечении, в любом занятии могут неожиданно высветиться и характеры детей, и их мировоззрение, и такие сложные нравственные категории, как долг, совесть, понятие счастья. А острота переживаний в старшем возрасте приобретает иные, порой более скрытые формы и обнаруживается не столь очевидно, как в младшем. Все это создает много проблем и вопросов, на которые ищут ответ родители. Ада Делла Торре, опытный воспитатель и профессиональный педагог, раскрывая существо целой вереницы педагогических просчетов, тонко объясняет характер возникающих трудностей, показывает пути преодоления ошибок в воспитательной практике. На первое место она совершенно оправданно ставит проблемы авторитета в воспитании, любви к детям, гуманизма личности воспитателя. Читая страницы о превышении родительской власти, невольно вспоминаешь, как об авторитете писал А. С. Макаренко в "Книге для родителей": "Что такое авторитет? По этому вопросу многие путают, но вообще склонны думать, что авторитет дается от природы. А так как в семье авторитет каждому нужен, то значительная часть родителей вместо настоящего "природного" авторитета пользуется суррогатами собственного изготовления... Общее их свойство в том, что они изготовляются специально для педагогических целей. Считается, что авторитет нужен для детей, и, в зависимости от различных точек зрения на детей, изготовляются и различные виды суррогатов. Поразительное сходство у всех талантливых педагогов. Читая книгу Ады Делла Торре, вспоминаешь Бенджамина Спока, который, ратуя за подлинный авторитет в воспитании, категорически отвергает педагогическую авторитарность, то есть злоупотребление педагогической властью. Порой действия воспитателя-авторитариста внешне нелегко отличить от подлинного мастерства, гуманного в своих целях, результатах, способах их достижения. Эта трудность кроется не только в изощренности почерка и даже не в блистательной манере исполнения педагогических приемов. Трудно распознать авторитарную технологию еще и потому, что авторитарист-виртуоз все усилия направляет не на демонстрацию своей силы, а на то, чтобы скрыть ее. Там, где подлинное мастерство мучительно ищет ответа на вопрос, какое действие лучше применять, чтобы поднять человека, авторитарист решает просто и быстро. Ведь куда легче разрушить, смять, принизить. Для воспитателя-авторитариста система отношений подобна тонкой и прочной сети, которую даже не он, а сами дети набрасывают на себя. Он только руководит этим процессом самозапутывания. Если подлинный мастер все время думает над тем, чтобы система отношений способствовала развитию задатков и способностей ребят, творческих созидательных сил в детском коллективе, то авторитарист до предела сужает сферу самостоятельной деятельности, поощряя лишь ту, которая способствует бессловесному послушанию, разобщению в среде детей. Если активность и самостоятельность развиваются с авторитарных позиций, то это "развитие" очень скоро приведет к тому, что они или откажутся от общественной активности, или будут использовать эту активность в самых низменных целях. Авторитаризм -смертельный враг детской индивидуальности. И Ада Делла Торре решительно выступает против таких принципов воспитания. Преодоление авторитарности - одно из главных условий научного, подлинно авторитетного воспитания. И Макаренко А. С. Соч., т. 4, с. 150.
здесь главное - высокая культура педагога, его способность выработать в себе четкое, не допускающее никаких отклонений, примесей, опошлений, искажений научное педагогическое мировоззрение, и в частности позицию в подходе к детской самодеятельности и своей роли как педагога в этом процессе. Суть этой позиции в том, чтобы всегда уметь различать передовые идейные и нравственные силы, питать их, делать все для их утверждения и развития. Способность разрешить в воспитании названные автором противоречия - великое искусство. И это искусство требует и смелости, и бережности, и нежности, и подлинной заинтересованности в судьбе своего ребенка. И не только своего. Дети всегда в общении. Они соприкасаются с другими детьми своими убеждениями, своей нравственностью. Мудрый родитель поощряет детское общение, стремится разумно влиять на развитие нравственных установок детей. И здесь возникают свои противоречия. С одной стороны, воспитатель не должен навязывать своих убеждений, ибо это насилие над умом воспитанника. С другой стороны, нельзя развивать душу ребенка, не внося в нее никаких убеждений. Отрицание авторитета нравственных требований, норм морали может сформировать полных скептиков, уверенных в невозможности убеждений. Практическая педагогика всегда ставит воспитателя перед конкретным фактом оценки поступков, ситуаций, нравственности детей и взрослых, вообще различных явлений и точек зрения.
Если сложились такие взаимоотношения между детьми, которые порождают ложь, насилие, безнравственность, то воспитатель безотлагательно должен действовать, используя всю энергию, весь свой запас знаний, убеждений, гражданской страсти, все самое дорогое, что присуще ему как творческой личности, для нравственного влияния, для утверждения справедливости и подлинного гуманизма. Без силы, способной противостоять безнравственности, без авторитета, способного объявить войну любым проявлениям авторитарности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства. Нет подлинной доброты, смирившейся со злом. Только действенный, а не пассивно-созерцательный гуманизм зовет преобразовывать обстоятельства, выступает в защиту человека, живет тревогами народных страданий и готовностью помочь людям. Ада Делла Торре - прогрессивный педагог. Она не замыкает воспитание детей рамками семьи, интересуется их социальной позицией, решительно выступает против эксплуатации, колониализма, социального неравенства и политического конформизма. Автор понимает, какие трудности поджидают истинного воспитателя детей в буржуазном обществе, и однозначно расшифровывает свою гражданскую позицию: защищать правду и справедливость, чего бы это ни стоило. Она призывает к разрешению противоречий даже тогда, когда они, казалось бы, неразрешимы. Вот как она об этом пишет. "Разумеется, я не хочу, чтобы наши дети сидели в тюрьмах и умирали под пулями полицейских. Но они должны жить согласно своим принципам, бороться за них и в случае необходимости мужественно идти на риск, сопряженный с этой борьбой. Именно потому, что и мы, и они против того, чтобы молодежь убивали на площадях и бросали в тюрьмы, необходимо воспитывать из них борцов, даже если это сулит им и нам черные дни". Ее идеал - труженик, хороший семьянин и честный гражданин своей страны. И путь к идеалу сложен. Через противоречия. Через преодоление трудностей. В известном смысле ее воспитание, как и педагогику А.С.Макаренко можно назвать педагогикой борьбы и преодоления трудностей. Ада Делла Торре, подобно многим прогрессивным педагогам Запада, раздумывая об идеале современного воспитания, на первый план ставит воспитание гражданственности и человечности, труд и единение всех прогрессивных сил мира. И именно с этих гражданских позиций дает родителям советы о том, как растить детей, как исправлять педагогические ошибки, как разрешать возникающие противоречия.