Ошибки родителей
Свобода мнения
Мы часто декларируем, что предоставляем своим детям полную свободу мнения. Но если вдуматься, мы допускаем это при одной существенной оговорке: их мнение не должно слишком отличаться от нашего. Стоит нам заметить, что их мысли отражение и переосмысление идей, почерпнутых в незнакомых нам книгах и в беседах с самоуверенными друзьями-резонерами, с которыми они гуляют часами, как мы всем своим видом словно говорим снисходительно: "Это не твоего ума дело!", а порой и произносим эту фразу вслух. По причине неразумной неприязни к тем кругам, где мнение детей сформировалось, или по более существенным причинам наше несогласие с их точкой зрения редко становится темой плодотворного обсуждения. Даже если мы читаем специальную литературу и в курсе различных направлений педагогики, мы часто забываем о свободе мнения, как только ребенок выскажет суждение, не соответствующее нашим установкам. И тогда сыплются обвинения: "Не говори глупостей!", "Думаешь, ты умнее нас?", "Пренебрегаешь нашим опытом?" и т. д. Мы впадаем в привычный поучающий тон, аргументируем поговорками о положительном родительском опыте. Но давайте однажды признаем, что наш опыт для ребенка ничто в сравнении с тем, что он приобретает сам, действуя по-своему, по-новому, с его точки зрения, правильно! Предпосылка свободы мнения в уважении к чужому мнению. У мальчишки, который замечает, что его суждением не пренебрегают, хотя и отвергают его в результате непредвзятой дискуссии, развивается раскованное, активное мышление, недоступное ребенку, запуганному нескончаемым одергиванием и порицанием. Пример тому воспитанный и застенчивый Роберто, с которым мы общаемся летом на взморье. Мальчик добр, симпатичен, явно талантлив в играх. А в школе он не блистает. Всему виной застенчивость, объясняет мать,- и все потому, что муж его одергивает, называет медлительным, вечно затыкает рот "Не твоего ума дело!"-никогда не даст ему высказать свое мнение.
Потянуло прохладой.
Будет дождь, замечаю я.
- Нет, синьора,- возражает Роберто,- туч немного, и они скоро разойдутся.
И сразу же вступает мать:
- Ты-то тут при чем? Синьора говорит, что будет дождь... Нет, он непременно должен вставить свое слово!
Я рассказала о Роберто, чтобы представить его, он еще будет фигурировать на этих страницах.
Свобода печати
Очевидно, проблемы печати в семье не существует. Есть ребята любители рисовать и писать, они заполняют лист за листом рисунками с надписями, порой не лишенными достоинств, и никто из родителей не думает мешать им в этом. Зато возникает проблема, можно ли читать определенные книги, смотреть некоторые спектакли. Мы разрешаем или запрещаем это, руководствуясь нередко весьма спорными критериями.
Я нахожу, что в таком случае лучше всего обсудить тему вместе с детьми, приучая их к оценке собственных достоинств и недостатков в связи с прочитанной книгой, просмотренными фильмами или телепередачами. Наша позиция, естественно, должна корректироваться в соответствии с возрастом ребенка. В общении с малышами, скажем, желательно использовать свой авторитет для запрета. Но ничего не навязывать! Какое у нас право претендовать, чтобы им нравились те же книги, что и нам? В запретах необходимо соблюдать осмотрительность, не злоупотреблять субъективностью наши и их вкусы настолько различны, что нам порой трудно читать то, чем зачитываются они. Мы в свое время с негодованием отвергли появление комиксов, осудили упрощенность картинок и диалогов, считали, что они заглушают фантазию, способность к мышлению, жажду чтения, мы даже частично отнесли на счет комиксов рост детской преступности. Мы не хотели видеть их в своем доме, лишая детей невинного и порой полезного развлечения. Понадобилось немало времени, чтобы оценить достойный уровень некоторых изданий, элементы юмора, столь редко встречающиеся в детской литературе, красоту некоторых рисунков. Теперь и мы "заразились", нередко дома возникает спор, кто будет первым читать комикс, взрослые или дети. Случается наблюдать в поезде или гостинице солидных взрослых, которые жадно засматриваются на кипу детских журнальчиков и агрессивно завладевают ими после реплики "Разреши?" или "Когда прочтешь, дашь посмотреть?". По мере взросления детей выслушивать их мнение особенно полезно. Они, например, должны представлять себе, что такое последняя мировая война, что такое фашизм и нацизм; тем не менее многие дети избегают таких разговоров. Либо они впечатлительны и не могут спокойно воспринять заключенные в этих понятиях зло и жестокость (и все равно не следует в разговоре с ними умалчивать некоторые истины и пытаться представить историю подслащенной, а следовательно, фальсифицированной), либо по инфантильности избегают осознания реальных фактов и вытекающей из этого необходимости высказать собственное суждение, занять определенную позицию. Или попросту им это скучно. В таком случае бесполезны попытки убедить, остается запастись терпением и помочь вашему ребенку повзрослеть. Что касается сексуальных тем, если книга хорошая и ребенок получил адекватное воспитание, я не вижу причин, почему эту книгу нужно отторгнуть от других взрослых книг, которые мы ему разрешаем читать. Единственное, что мы обязаны осуществлять регулярно, это цензуру над художественным уровнем произведения; даже будучи чисто развлекательным, оно не должно опускаться ниже определенного уровня, в противном случае книга угрожает испортить вкус ребенка. Здесь нам помогут рецензии в газетах и журналах. И достаточно. Больше никакого диктата, предоставим детям предельную свободу выбора, полагаясь на то, что мы их правильно воспитали.