Ошибки родителей
Равенство в правах и обязанностях
Семейная демократия базируется не только на равенстве прав, но и на равенстве в выполнении обязанностей без различия пола (убирать со стола дело девочек), возраста (сначала он, он старше) и успехов в школе. Мальчик должен чувствовать себя активным, постоянным участником семейной жизни. И это придет к нему, если он видит, что семья объединена теплыми, дружескими отношениями, взаимопомощью. Я знаю, как трудно добиться, чтобы сыновья помогали по дому, но мы наблюдали, сколь добросовестно они все делают, когда кто-нибудь из нас заболевает или если они остаются на весь день одни. Мы возвращаемся вечером стол убран, посуда вымыта, они уже в кровати, брюки аккуратно висят на стуле, а не валяются, как всегда, бесформенной кучей на полу. Обычно после какой-нибудь размолвки со стола приходится убирать нам, ребят никак не отправишь спать, на все наши увещевания они отвечают нечленораздельным мычанием, не отрывая глаз от газеты. Необходимо настойчиво поправлять их, поскольку привычка не считаться с другими может перешагнуть границы семьи и стать тем более опасной и предосудительной. Чтобы предотвратить зло, недостаточно взывать к ответственности, которую дети проявляют в аварийном случае. Родители должны заражать их личным примером, помогать друг другу преодолевать повседневные трудности, возникающие, скажем, вследствие различных режимов работы, упрощать ведение хозяйства, например по возможности стабилизировать время еды. Видя, что родители придерживаются определенных правил, дети тоже постепенно приучаются их соблюдать, но важно, чтобы это были именно правила, а не бесконечные нововведения: "С сегодняшнего дня садимся за стол в 8.30. Так удобнее", а два дня спустя: "Вернемся к прежнему распорядку, так было лучше". Или: "С понедельника постараемся вести себя сдержанно, как английские туристы..." Нельзя забывать, что детям нужна среда увлекательная, но и налаженная, в ней они чувствуют себя увереннее, а следовательно, свободнее, чем в атмосфере художественного беспорядка, свойственной некоторым семьям, где поведение непредсказуемо и вечно семь пятниц на неделе. Ребята любят привычки и упорядоченность и, даже если из лени не соблюдают их, признают в них твердую основу складывающейся традиции. В семьях, где отец помогает матери по дому, где родители вежливы с бабушками и дедушками, подают пример преодоления трудностей и конфликтных ситуаций, процветает человечность, гуманность детей. Они привыкают присматриваться, не нужна ли кому помощь, здороваться со стариками, уступать место в трамвае все это становится их второй натурой, а не вымученным проявлением галантности поневоле. Не страшно, если в своем рвении они и переусердствуют. Как-то раз мы ехали нагруженные чемоданами в переполненном поезде. У меня на руках была маленькая Карлотта, а Тонино с Альберто "удочерили" престарелую синьору, которой уступили место. Всю дорогу они по просьбе суетливой пассажирки беспрестанно снимали и ставили на полку пакеты, свертки, сумки. По приезде они бросились разгружать весь этот нерационально сложенный багаж и проэскорти-ровали синьору до автобуса, оставив меня одну справляться с чемоданами и Карлоттой.
Остановимся на проблеме взаимоотношений с дедушками и бабушками. Часто случается, что взрослые, даже ненамеренно, ведут себя с ними как с неравноправными: дедушка или бабушка назойливый человек, которого приходится терпеть, или склочник, нарушающий гармонию между мужем и женой, или нахлебник, для которого нужно жертвовать помещением, а в квартире и так тесно. В любом случае это человек, который "должен" умереть раньше других. Дети по-своему оценивают семейные отношения и приходят к определенным выводам: мама не любит бабушку, папа и мама грубо отвечают родителям, дедушка разговаривает только с ним, внуком, в присутствии других он молчит, словно стесняется. Между дедом и внуком возникает тайная общность, взаимопонимание: старого и малого объединяет отстраненность от непонятной, лихорадочной деятельности взрослых, они развлекаются одними и теми же вещами, играют ярко раскрашенными игрушками, для них праздник, когда на подоконнике распустился цветок. Как только ребенок заметит, что дедушка слаб и ему нужна помощь, а другие в силу этого считают себя вправе помыкать им, подчеркивать его неполноценность, выбор ребенка становится мучительным. Он любит дедушку и уверен, что тот прав, но и папа с мамой тоже не ошибаются, и раз ругают дедушку, значит, он нехороший... Ребенок страдает по причинам, которых не понимает и не хочет понимать. Между тем присутствие дедушек и бабушек может стать в высшей мере воспитательным фактором, особенно когда они очень стары и больны, нуждаются в особом уходе. Ребенок быстро привыкнет к некоторым элементам самопожертвования, поймет долг сильного в отношении к слабому, приучится естественно отказываться от вкусной еды в пользу дедушки, будет следить, чтобы в часы послеобеденного отдыха кресло было свободно, считать своей обязанностью сбегать за скамеечкой для ног, за газетой, за очками. Научится помогать ближнему, учитывать потребности других, уважать чужой отдых.