Ошибки родителей
Проблемы воспитания в семье
Проблемы воспитания в семье разнообразны. В большинстве случаев основным институтом воспитания выступает именно семья. Именно то, что ребенок приобретает в семье за время своего детства, он сберегает на протяжении всей своей жизни. Важность семьи в качестве института воспитания состоит в том, что ребенок в ней находится на протяжении существенной части собственной жизни, и если учитывать продолжительность воздействия на формирование личности, то ни один из остальных институтов воспитания никогда не сможет сравниться с семьей. Поскольку именно в ней закладывается фундамент личности ребенка, и к моменту поступления в школу он уже фактически сформирован как личность, если не испытал проблемы воспитания в семье.
Семья может выступать и в роли положительного, и в роли отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность заключается в том, что никто, за исключением близких для него людей – матери, отца, сестры, брата, не любит его так сильно, не относится к нему так хорошо, и не заботится столько. И в совместно с тем никакой иной социальный институт не способен нанести столько вреда в воспитании, сколько может сделать его семья.
Семья – это своеобразный коллектив, который играет в воспитании базисную, продолжительную и самую важную роль. У беспокойных матерей весьма часто вырастают такие же беспокойные дети; честолюбивые родители довольно часто так сильно подавляют и ущемляют собственных детей, что это в последствии приводит к формированию комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя с поводом и без него, нередко, сам того не понимая, формирует такой же тип поведения у собственных детей и т.п., если не были допущены проблемы воспитания детей.
В связи с этим возникает вопрос, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и при этом минимизировать отрицательное влияния семьи на формирование личности, а также проблемы воспитания детей. С этой целью следует точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, которые имеют воспитательное значение.
Самое важное в воспитании маленького человека – это достижение душевного единения, тесной нравственной связи близких с ребенком. Родителям ни в коем разе не следует пускать столь важный процесс воспитания на самотек и в более зрелом возрасте, оставлять повзрослевшее чадо наедине с самим собой.
Только в семье ребенок получает самый первый жизненный опыт, делает первые выводы и учится вести себя в разнообразных ситуациях. По этой причине очень важно, чтобы то, чему мы учим, подкреплялось еще и конкретными примерами, чтобы малыш видел, что у взрослых людей теория ни в коем разе не расходится с практикой.
Каждый из родителей видит в ребенке свое продолжение, реализацию конкретных установок и идеалов, достичь которых реально, если не допущены проблемы воспитания детей. И очень сложно отступить от них
Конфликтная ситуация– подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти решение, убедить друг друга. В случае если придется идти на компромисс, то важно, чтобы требования сторон были полностью удовлетворены. Когда родитель принимает решение, он обязательно должен не забывать о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы чадо не видело противоречий в позициях родителей, не замечало проблемы воспитания детей, по этой причине обсуждать данные вопросы предпочтительнее без ребенка.
Дети очень быстро “схватывают” сказанное и весьма легко маневрируют между родителями, добиваясь желанных выгод.
Родители, принимая определенное решение, всегда должны на первое место ставить то, что будет лучше для их ребенка, но никак не собственные взгляды и не свои проблемы воспитания детей.
В общении между взрослыми и детьми вырабатываются последующие принципы общения:
принятие ребенка, то есть он принимается таким, каким есть;
эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами своего дитя на проблемы, принимая его позицию;
конгруэнтность. Предполагает трезвое отношение со стороны взрослого к происходящему.
Родители любят ребенка не за что-то определенное, и даже несмотря на то, что он не очень красив, абсолютно не умен, на него постоянно жалуются. Ребенок принимается таким, каким он является. (безусловная любовь, что отрицает проблемы воспитания детей)
Может быть, родители любят его, когда он соответствует их ожиданиям, когда примерно учится, не доставляет проблем, не заставляет краснеть. Но если ребенок не удовлетворяет требования, то он как бы отвергается, а отношение сразу же меняется далеко не в лучшую сторону. Это приносит существенные трудности, поскольку ребенок абсолютно не уверен в своих близких, он не ощущает эмоциональной безопасности, которая должна присутствовать с момента появления на свет.(обусловленная любовь)
Также малыш может и вообще не приниматься своими родителями. Он абсолютно безразличен и может даже быть полностью отвергнут.
В каждой семье складывается определенная, и при этом вовсе не всегда осознанная система воспитания. Здесь речь идет и о понимании целей воспитания, и о формулировке поставленных задач, и более или менее направленное применение методов воспитания, с учетом того, что можно и чего нельзя допускать в отношении своего чада. Могут быть выделены четыре тактики воспитания и они соответствуют четырем типам семейных взаимоотношений, которые являются и предпосылкой и результатом: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в поведении преимущественно взрослых, подавляя при этом инициативу и чувства собственного достоинства у остальных членов семьи.В этом и заключаются многие проблемы воспитания детей.
Родители, само собой, могут и обязательно должны предъявлять определенные требования к ребенку, исходя из воспитательных целей, норм морали, определенных ситуаций, в которых следует принимать оправданные как педагогически так и нравственно разнообразные решения. Но те родители, которые отдают свое предпочтение диктатуре и даже насилию, сталкиваются с активным сопротивлением ребенка, отвечающего на нажим и принуждение, своими встречными мерами: частым обманом, грубостью, а в некоторых случаях и вовсе открытой ненавистью. Но даже если сопротивление успешно сломлено, вместе с ним оказываются также сломленными и многие важные и нужные качества личности: чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, вера в свои возможности. Полная авторитарность родителей, игнорирование интересов ребенка, регулярное лишение его права голоса при разрешении каких-либо вопросов, которые имеют к нему отношение, обязательно приводят к неудачам в формировании личности и созданмию проблемы воспитания детей.