Ознакомление с социальной действительностью
Ознакомления детей с социальной действительностью
Приступая к изучению курса Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью, следует прежде всего разобраться в понятиях окружающий мир, природный мир, социальный мир, социальная действительность. Усвоение этих стержневых понятий позволит лучше и точнее ориентироваться в сущности изучаемого предмета.
Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.
Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира.
Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями.
Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.
Составьте блок-схему, отражающую взаимосвязь названных выше понятий и объясните логику этой взаимосвязи.
Между всеми названными выше понятиями существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость.
Как известно, наша планета Земля образовалась примерно 4—5 млрд лет назад. Жизнь на ней возникла около 3—3,5 млрд лет назад. А со времени появления человека на Земле прошло примерно 3 млн лет. Согласно христианскому учению человек сразу был создан как существо высшее, разумное, наделенное совершенным телом и богатой душой. По теории эволюции он постепенно превращался в homo sapiens — человека разумного — в результате развития мозга, руки, речи. Например, неандерталец еще не был человеком разумным.
По поводу происхождения человека на Земле вы вправе принимать любую точку зрения, но бесспорно доказано по меньшей мере два положения: человек — высшее разумное существо, человек становится таковым лишь среди себе подобных. Биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство. Социальный опыт не пропадает, от поколения к поколению он сохраняется, передается и делает каждое последующее поколение образованее предыдущего.
Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Есть разные определения понятия социализация. Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса. Обозначим по меньшей мере три точки зрения на понимание социализации.
Согласно одной концепции социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться — приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но в конце концов каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет.
По другой теории, социализация — это совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества (И. С. Кон).
И наконец, третья точка зрения: социализация — это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А. В. Мудрик ).
Сравните приведенные выше точки зрения, найдите в них сходство и различия.
Какая точка зрения вам представляется наиболее правильной?
При определенных различиях в подходах к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее — человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа. Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.
Но социализация — процесс двусторонний. Главное различие в названных выше трех позициях как раз и заключается в понимании этой двусторонности, в понимании степени активности индивида в процессе собственной социализации.
В первой позиции, рассматривающей социализацию как адаптацию к социальному миру, активность самого индивида несколько пассивна, он как бы является продуктом обстоятельств. Сам по себе процесс приспособления к миру, в который пришел ребенок, безусловно, очень важен. Но с точки зрения представителей теории адаптации он достаточен для становления индивида как социального существа.
Вторая позиция также рассматривает активность индивида ограниченно, на уровне впитывания социального опыта. Это тоже важно для социализации, но недостаточно.
И наконец, третья позиция — человек взаимодействует с окружающим миром и преобразует его — характеризует процесс социализации наиболее полно, так как в ней заложена вера в то, что человек способен не только пассивно принимать мир, но и преобразовывать его.
Можно рассматривать эти три позиции и как определенные стадии в процессе социализации — от приспособления к изменению, преобразованию социального мира и себя в нем. Однако неправильно было бы понимать, что данные стадии в развитии человека следуют одна за другой, как бы постепенно усложняясь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его социализация должна осуществляться с ориентиром на третью стадию: ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они реализованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые.
Для педагога интересно и важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по-своему, по каким причинам у разных людей накапливается различный социальный опыт. Это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществлять индивидуальный подход к детям.
Какие же факторы влияют на социализацию личности? (Фактор — это существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; движущая сила, причина какого-либо процесса, явления — см.: Словарь иностранных слов. — М., 1982.) Все факторы социализации можно условно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макро-факторы.