Ознакомление с социальной действительностью
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей
ПРИ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ
Эмоциональная активность — это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям.
Следует отметить, что эмоциональный потенциал занятий по ознакомлению детей с социальной действительностью зависит от взрослого. Педагог, не умеющий заражать своими эмоциями детей, не сможет вызвать их эмоциональной активности, даже пользуясь для этого специальными приемами. Поэтому так важно понимать, что умение педагога передавать свое отношение к содержанию знаний является необходимым условием влияния на эмоциональную сферу ребенка, а специальные методы и приемы лишь помогают воспитателю активизировать этот процесс.
Раскроем некоторые методы и приемы.
Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т. п. Игровое как будто... раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например, воспитатель предлагает: Давайте мысленно представим, что мы прилетели на другую планету. Там никто не знает, какие люди живут на Земле. Что мы расскажем им о нас и о нашей планете? Или: Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем, куда поведем?.. Сегодня мы будем рассказывать о наших помощниках — глазах, ушах, руках... Но такие помощники есть и у животных. Поэтому кто-то будет кошкой, кто-то — орлом, кто-то — маленькой мышкой, а кто-то останется человеком. Вот встретились все на лесной полянке и стали друг другу рассказывать о своих необыкновенных помощниках. Кошечка, расскажи о своих глазах...
К этому приему близок прием придумывания сказок. (Придумаем сказку о стране бездельников... о стране детей... о доме, в котором живет доброта и т. п.).
Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Очень важно, чтобы начало занятия было эмоциональным. Тогда у детей сразу появляется желание узнавать. В качестве сюрприза могут выступать предъявление новой игрушки, показ слайдов, видеофильмов, появление ребенка или взрослого в необычном образе и многое другое.
Новизну для детей могут создать форма и место проведения занятия и, конечно, его содержание. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Разнообразие форм делает занятия привлекательными для детей. Так, можно по-разному проводить итоговые занятия: в виде экскурсии по помещениям группы или всего детского сада, составляя программу концерта, отбирая картины для выставки, придумывая коллективный рассказ и т. д.
На практике в дошкольном учреждении запишите, какими методами и приемами пользуется воспитатель, чтобы повысить эмоциональную активность детей при восприятии социального мира.
К методам и приемам повышения эмоциональности обучения можно отнести также юмор и шутку, которые, к сожалению, очень редки на занятиях. Воспитатель всегда должен быть готов улыбнуться ребенку, вместе с ним посмеяться, пошутить. Веселый, мажорный настрой располагает детей не только к воспитателю, но и к тому, что он предлагает делать. Дошкольники быстрее откликаются на предложение заниматься, трудиться, играть, если оно сделано весело, с юмором. Дети любят шутку, и при умелом руководстве взрослого она не только не вносит дезорганизацию, но и делает занятие интересным и запоминающимся. Веселые потешки , стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогом и детьми.
Важно только, чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей. Необходимо учить ребенка без обиды принимать и понимать шутки и самому использовать их в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому полезно иногда предлагать детям вспомнить веселый случай из их собственной жизни. Хорошо, если воспитатель и родители рассказывают ребенку о смешных событиях, которые происходили с ними.
Смеяться, право, не грешно над всем, что кажется смешно — можете ли вы сказать, что эти слова Н. М. Карамзина — одно из ваших педагогических кредо в работе с детьми?
Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Исследования свидетельствуют о том, что наиболее действенным оказывается сочетание чтения художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и слушание музыки; слушание музыки и последующая изобразительная деятельность. Каждый вид искусства имеет свои специфические возможности влияния на личность, но разные в комплексе, они оказывают наиболее полное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При этом нельзя, однако, забывать о следующем противоречии: нарушение чувства меры при одновременном воздействии разных видов иску сств пр иводит к обратному результату — ребенок перестает воспринимать то, что ему преподносится. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Дополните свою картотеку методов еще другими методами и приемами, которые найдете в литературе, практике, в собственном воображении.