Ознакомление с социальной действительностью
Роль взрослого человека в процессе приобщения детей к социальной действительности
Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил общежития, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения ребенка.
И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно. Рассмотрим подробнее, как же происходит передача взрослым своего социального опыта ребенку-дошкольнику.
Каждый взрослый к моменту его встречи с ребенком уже имеет довольно большой опыт жизни в обществе. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято сегодняшним взрослым. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. И хотя все это может быть и не направлено на ребенка, малыш впитывает в себя этот опыт. Особенно если ребенок не безразличен к взрослому, если он его любит, привязан к нему, как, например, к родителям. Но даже если ребенок наблюдает за незнакомым взрослым, привлекшим его внимание своими действиями, словами и др., он также что-то берет для себя — стихийно, неосознанно. Взрослый в этот момент не думает о детях, и ребенок, конечно же, не осознает процесс восприятия наблюдаемого факта как процесс накопления социального опыта.
Подумайте над словами К. Д. Ушинского: Мы учимся тремя путями: или путем опыта и собственного наблюдения, — путем, ведущим к прочным, но скудным результатам, для которого жизнь человеческая очень коротка; или нас учат другие. Этим путем мы приобретаем менее, чем обыкновенно полагают; или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательному влиянию сильных, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое последним путем, едва ли не самым быстрым, ведет к изумительным результатам.
Но первая функция — взрослый — носитель ценностей — может реализовываться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным наглядным пособием. Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.
С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности.
В основе механизма воздействия на ребенка лежат такие особенности детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущими являются методы, которые способствуют реализации данной функции в целенаправленной форме. Для ребенка — это наблюдение, а для взрослого — организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.
При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого — иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что ребенок постоянно наблюдает за ним и всегда готов к подражанию. Поэтому так велика ответственность взрослого перед детьми за то, что они могут наблюдать и перенимать.
Вторая функция взрослого в социализации личности ребенка— фу нкция организатора процесса передачи социального о п ы т а. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.
Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем лучше овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его социализации. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, обогащая и совершенствуя тем самым их социальный опыт. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами. Однако, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка. Если же процесс развития ребенка протекает ровно, спокойно, родители считают его естественным и больше склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.
Но возможна ли стихийная форма организации процесса передачи социального опыта со стороны воспитателя? Возможна. Однако положительный результат бывает лишь в случае потребности в педагогической импровизации, быстрого решения непредвиденной ситуации и т. п. Но стихийной эту форму можно назвать условно, так как любая педагогическая импровизация возможна, только если педагог владеет профессиональным мастерством. Именно оно подсказывает правильный выход из нестандартной ситуации.
Итак, взрослый человек является посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.
Начиная с самых малых лет и в течение всей своей жизни человеку приходится встречаться с разными людьми. В поле зрения ребенка находятся и те взрослые, которые о нем заботятся, воспитывают, обучают постоянно, и те, с которыми он встречается от случая к случаю. Естественно, у ребенка складываются различные отношения с каждой категорией взрослых. Но все они оказывают свое влияние на социализирующуюся личность дошкольника.
Всех взрослых, которые так или иначе общаются с ребенком, можно условно распределить по разным уровням приближенности. Каждый уровень характеризуется тремя показателями: частотой контактов взрослых и детей, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью. К первому уровню, конечно, по праву следует отнести родителей. Здесь имеют место все три показателя при ведущей роли эмоциональной насыщенности. Близок к этому уровню второй, куда можно было бы отнести и воспитателя дошкольного учреждения. Ведущую роль в данном случае играет информативность, но очень важна и эмоциональная насыщенность. По определению А. Н. Леонтьева, первый и второй уровни приближенности можно отнести к интимному кругу общения детей и взрослых.
Для третьего уровня приближенности характерны ситуативные, даже, может быть, единичные контакты, разная степень эмоциональной и информативной насыщенности. Здесь можно говорить о людях, которых дети наблюдают на улице, в транспорте, а также тех, которых они видят редко и наблюдают их в какой-то определенной деятел ь- -ности .
Наконец, к четвертому уровню приближенности можно отнести тех взрослых, о существовании которых дети знают, но никогда не встречали их непосредственно, а может быть, и не могут встретить, если это герои литературных произведений, кинофильмов и т. д. В этой форме общения отсутствуют отвлекающие моменты повседневной жизни, и ребенок наиболее глубоко чувствует образы этих людей. При этом дети не могут непосредственно наблюдать за поведением взрослых в различных ситуациях, вступать с ними в контакт, и характер их восприятия в определенной степени обусловлен заданным образом в заданной ситуации. Между тем и взрослые четвертого уровня приближенности оказывают влияние на социализацию личности ребенка. Их воздействие может быть эмоционально насыщенным и богатым информацией.
На основе сказанного выше сформулируем главные педагогические задачи: выяснить характер влияния разных взрослых на ребенка; учитывая потребность детей в подражании взрослому, а также значение идеала в воспитании, облегчить дошкольникам процесс формирования у них обобщенного образа взрослого человека.