Ознакомление с социальной действительностью
Для любознательных
Проблема ознакомления детей с взрослым человеком и воспитание отношения к нему в течение почти 40 лет (40— 80-е гг.) была предметом исследований многих ученых. Анализ тематики и содержания исследований позволяет сгруппировать их по определенным основаниям.
Одну группу составляют исследования, которые ставили своей задачей формирование у детей дошкольного возраста представлений о взрослом человеке и его деятельности и, как следствие, воспитание отношения к нему.
К другой группе можно отнести исследования, которые решали задачу воспитания у детей отношения к взрослому человеку на основе формирующихся представлений.
Объектом исследований и первой, и второй группы были взрослые разного уровня приближенности. Но их изучение распределено неравномерно.
Так, в первой группе исследований менее всего изучен первый и второй уровни приближенности. Можно назвать исследования И. Д. Власовой, Г. И. Григоренко , В. В. Кондратовой , А. Ш. Шахмановой и некоторые другие, авторы которых разрабатывали содержание знаний о родителях, воспитателе и формировали на их основе представления детей. В основном это были представления о трудовой, профессиональной деятельности взрослых.
В названной группе более всего изучен третий уровень приближенности. Так, исследования В. И. Логиновой и ее учеников (ленинградская школа), В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щириной и их учеников и последователей (московская школа) посвящены проблемам ознакомления детей с деятельностью (трудовой) взрослых, с людьми разных национальностей. Экспериментально проверялась программа знаний для детей, в основном старшего дошкольного возраста, а в качестве результата исследования анализировались не только представления детей, но и сформированное отношение к взрослым людям, к их труду.
Взрослые четвертого уровня приближенности, представления о них стали объектом исследования в работах Н. Ф. Виноградовой (знаменитые люди творческих профессий), Л. И. Беляевой (воины-защитники Родины), Л. А. Тал-лер и М.И. Богомоловой и др. (образы взрослых в детской художественной литературе).
Во второй группе исследований, где акцент сделан на формировании отношения к взрослому человеку, более всего изучен первый уровень приближенности. Это исследования по проблеме семейного воспитания. Большая группа исследований была проведена под руководством Т.А.Марковой. Данной проблеме посвящены также более поздние исследования, например Г.Н.Гришиной, И.А.Княжевой , Д. Р. Муталиевой , Е.В. Панько , Р.С. Буре, Л. Ф. Островской. Второй уровень приближенности практически не изучен.
Воспитание отношения к взрослым третьего уровня приближенности представлено в работах В. П. Пушминой , С. А. Козловой, О. В. Артамоновой, С. В. Кожокарь и некоторых других. Дополняют этот список психологические исследования А. Д. Кошелевой, Л. П. Стрелковой, О. А. Шаг-раевой , в которых отношение детей к взрослому рассматривается с позиции анализа эмоционального состояния ребенка.
В настоящее время педагоги и психологи перенесли акцент на изучение характера взаимоотношений взрослых и детей. Исследования ведутся на материале семьи, т.е. изучается взрослый первого уровня приближенности. Появляются исследования, в которых объектом внимания становятся взаимоотношения детей и воспитателей.
Что же дали практике научные исследования?
Прежде всего практика получила ответ на вопрос о доступных детям знаниях о деятельности, правда в основном трудовой, взрослых. Проверены и получили экспериментальное подтверждение методы, методические приемы, подходы к построению педагогического процесса, направленные на формирование у дошкольников представлений о взрослых и отношения к ним. Однако в этой важной проблеме осталось еще множество неисследованных аспектов.