Ознакомление с социальной действительностью
Развитие планетарного сознания и дружелюбного отношения к жителям земли
Гуманистическая педагогика и педагогика ненасилия, которая является одним из направлений первой, проводят идею воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания. Планетарное сознание призвано расширить современные узкие рамки общественного сознания и его составных частей: национального сознания, религиозного, исторического и поднять его уровень до осознания общечеловеческих ценностей (А. Г. Козлова).
Целью формирования планетарного сознания является воспитание личности в духе ненасильственного отношения к природе и обществу, формирования чувства свободы, независимости, толерантности, миролюбия, умения работать и жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми. Обретение планетарного сознания — часть процесса социализации личности.-
В Декларации прав ребенка отмечено, что он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.
Это значит, что уже с ранних лет содержание воспитания должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, на понимание различий (расовых, национальных) между людьми не как антагонистически противоречивых, а как обусловленных природой и историей и дающих возможность расширить и обогатить социальный опыт каждого индивидуума.
Как по-вашему, возможно ли такое воспитание в дошкольном возрасте и не вступает ли этот подход в противоречие с идеями национального и даже интернационального воспитания?
Изучение процесса социализации личности ребенка на ранних стадиях показывает, что если взрослый не фиксирует внимание детей на национальных различиях между людьми, то ребенок и не воспринимает их как значимую характеристику другого человека (взрослого или ребенка). Для него мир делится на хороших и плохих людей, а не на людей разных национальностей. При этом ярко выраженные расовые различия ребенок отмечает с самых малых лет как черты непохожести на него самого (у нефа почему-то другой цвет кожи). Однако отношение к людям определяется эмоционально-нравственным компонентом. Исследованием Д. Азимовой установлено, что конфликты между детьми разных национальностей возникают не чаще, чем между детьми одной и той же национальности в одной группе дошкольного учреждения. Объяснение, что ребенок не хочет дружить со сверстником из-за того, что тот казах, а он русский, возникает только под влиянием взрослых. Сами же дети, если и не хотят дружить, то по мотивам, свойственным детству (С ним неинтересно; Он мне игрушек не дает и т. п.).
Подобные факты говорят о том, что дети по природе своей существа планетарные. Они, хотя и неосознанно, ощущают себя жителями всей планеты до тех пор, пока взрослые не воздвигнут стену из национальных и расовых различий и неравного отношения к людям по данным признакам.
Сегодня развитие нашего общества, несмотря на множество недостатков в этом процессе, идет по пути сближения с другими странами мира. Для наших людей открылись границы, стало значительно шире общение между людьми, живущими в разных уголках планеты. Эта реальность благоприятна для воспитания у детей толерантного (терпимого) отношения к людям и понимания общечеловеческих ценностей. Но наряду с этим именно в последнее десятилетие усилились межнациональное противостояние, конфликты, даже военные, между людьми разных национальностей, стремление к национальной обособленности и самоопределению. И это не может не отражаться на воспитании детей.
Сказанное выше свидетельствует о необходимости поиска путей разрешения противоречия между планетарным и национальным воспитанием. Любой житель планеты должен иметь свои корни, свою Родину, свою Землю, свою культуру, благодаря чему он ощущает свою самобытность, непохожесть на других. В то же время это придает ему уверенность, чувство защищенности.
. Национальное через мезо- и микросреду начинает формировать, социализировать ребенка уже с рождения. Еще до того как малыш начнет осознавать это влияние, оно, как писал К. Д. Ушинский, с молоком матери входит в ребенка с родным языком, с первыми песнями, с организацией быта и со всем укладом жизни. Ребенок исходно начинает принимать мир в той национальной окраске, в которую попадает после рождения и в которой будет жить в дальнейшем.
Но он не должен с годами и потерять ощущение своей принадлежности к миру, к планете Земля.
Указанные две линии, если они рассматриваются в единстве, способствуют гармоничности в социализации личности ребенка, закладывают основу для формирования комплекса гражданственности, в который входят такие личностные образования, как любовь и привязанность к своей Родине, к своему народу, к своей планете, к жителям Земли. Поговорите с детьми 4 и 5 лет. Выясните, знают ли они людей какой-нибудь другой национальности, приходилось ли им видеть людей, непохожих на них (с другим цветом кожи). Сравните ответы детей разного возраста, сделайте выводы.
Задание для любознательных . Сравните подходы к пониманию проблемы национального, интернационального, планетарного воспитания в работах К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, К. Н. Вент-целя и современных исследователей: Э. К. Сусловой, М. И. Богомоловой, а также точку зрения, изложенную в Концепции дошкольного воспитания (М., 1988).