Ознакомление с социальной действительностью
Организация работы методиста и воспитателя
По приобщению детей к социальной действительности
Работа, направленная на ознакомление детей с социальным миром, столь объемна и многогранна по своим задачам, содержанию и формам, что требует научно обоснованного подхода к организации и планированию этого процесса.
В истории отечественной дошкольной педагогики имели место разные варианты построения педагогического процесса.
В 20—30-е гг. нашего столетия, когда общественное дошкольное воспитание становилось массовым и государственным, были созданы первые программные документы. В Программе и внутреннем распорядке детского сада (1932) предлагался вариант планирования воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, касавшийся и раздела Общественно-политическое воспитание — так в те годы назывался раздел ознакомления детей с социальной действительностью.
Планирование строилось по организующим моментам: весь познавательный материал был сгруппирован вокруг определенных тем, на изучение которых отводилось в учебном году определенное время. На каждую тему (организующий момент) предусматривалось от 5 до 18—20 дней, в течение которых все виды детской деятельности наполнялись содержанием данной темы. Например, организующий момент День Красной Армии включал заучивание стихов, рисование, игры на тему Красной Армии, экскурсию в воинские казармы, изготовление военных игрушек, сооружение построек из снега окопов, крепостей, собственно праздник. Этой теме отводилось 12 дней.
В основном содержание работ по ознакомлению с общественно-политическими событиями группировалось вокруг красных дат календаря, т. е. общественно-политических праздников: 7 ноября, 1 Мая, 23 февраля, 22 апреля, 8 Марта (Международного женского дня). Согласно такому планированию вся жизнь детей в эти дни заполнялась содержанием данного организующего момента, при этом, например, в дни празднования 7 ноября дети на занятиях математикой считали до семи, а на занятиях по изобразительной деятельности рисовали семь лодочек.
Подобный принцип планирования работььпо ознакомлению с социальным миром предполагал создание условий для углубленного погружения детей в намеченное содержание и освоение его в разнообразной деятельности. Сама идея подобного погружения может быть продуктивной, но формализм, который сопровождал организацию жизни детей, безусловно, не был полезен для развития личности ребенка. Кроме того, в течение года планировалось 8—10 организующих моментов. Это значит, что у воспитателя не оставалось времени на возвращение детей к определенной теме. Она изучалась однажды и больше не повторялась, что, конечно, не могло обеспечить прочность усвоения познавательного материала.
Со временем недостатки указанной формы планирования были учтены, и в дошкольной педагогике появился другой подход: тематическое планирование познавательного материала. Тематическое планирование заключалось в том, что выделялась определенная тема, объединяющая какое-то содержание. Тема не охватывает все разделы программы, а касается лишь одного из вопросов, и рассматривается он с детьми на фоне всей другой работы. Например, темой могло быть ознакомление с праздником Октября. Дети узнавали о празднике на специальном занятии, проводилось рисование на данную тему (Как мы готовимся к празднику, Праздник в детском саду и др.), организовывались экскурсия по праздничным улицам города, игры. Однако другие направления работы с детьми: формирование элементарных математических представлений, ознакомление с природой, занятия физической культурой в тему не включались.
Такой подход более естественно вписывался в воспитательно-образовательную работу с дошкольниками, воздействие на детей было более мягким.
Далее на смену этой форме планирования пришло планирование работы по режимным моментам: воспитательные и образовательные задачи распределялись в течение дня не по логике предмета, а по логике того, что мог или должен был делать ребенок (утром, до завтрака; после завтрака, на прогулке, перед сном, после сна и т. д.). Для занятий выделялось особое время и задавалась сетка занятий. Перед воспитателем ставилась задача подбирать содержание для разных занятий. Однако установление между ними логической взаимосвязи не предусматривалось. Принцип объединения занятий (два занятия в день) основывался на учете смены видов деятельности: если первое занятие посвящалось математике, то второе — физической культуре или музыке.
Этот вид планирования довольно прочно на долгие годы вошел в организацию педагогической работы дошкольного учреждения. Однако его нельзя считать достаточно удачным с точки зрения учета особенностей восприятия детей, усвоения познавательного материала и воспитания чувств и отношений. Постоянная смена в течение дня и недели содержания и видов деятельности приводит к тому, что дети оказываются не в состоянии удерживать в памяти информацию, тем более что они не имеют возможности пережить ее, прочувствовать, а это особенно важно, когда дело касается информации о социальном мире.
Проведите анализ планов работы воспитателей разных возрастных групп дошкольного учреждения, сделайте заключение о целесообразности такого планирования работы.
Все названные выше формы организации педагогического процесса можно проанализировать с точки зрения ведущей задачи. Так, при планировании по организующим моментам главной задачей было выделение общественно-значимого содержания, вокруг которого организовывалась вся жизнь детей в детском саду.
При тематическом планировании также определялись общественно значимые темы, материал располагался сгу-щенно в определенные отрезки времени в течение года, но тема не исключала другого содержания воспитательно-образовательной работы.
И наконец, третий вид планирования строился по логике режима жизни детей. Содержательный стержень не выделялся.
Зная законы развития личности ребенка и учитывая задачи приобщения детей к социальной действительности, современные исследователи предлагают планирование воспитательно-образовательной работы по доминирующим целям. Такие цели реализуются на фоне определенного познавательного материала. В соответствии с содержанием и его особенностями определяется стержневая деятельность, т. е. та деятельность, которая наиболее адекватна реализации задач. В одном случае это может быть игра, в другом — труд, в третьем — занятия. Все другие виды деятельности выполняют компенсаторную функцию, т. е. дополняют то, чего не может дать стержневая деятельность. Формы работы с детьми разные: коллективные, подгрупповые, индивидуальные.
Например, доминирующей воспитательно-образовательной задачей может быть формирование у детей представлений о своем организме, воспитание желания и умения заботиться о своем здоровье. При построении педагогического процесса стержневой деятельностью детей могут быть занятия, на которых сообщаются основные, необходимые им знания. Все другие виды деятельности: игры, упражнения, экспериментирование, опыты, дополняют, закрепляют знания и планируются во взаимосвязи с занятиями (до или после них).
Для решения той же доминирующей (ведущей) задачи можно определить и другой стержень, например, экспериментирование и опыты. Тогда логика организации педагогического процесса меняется, так как главной становится не задача сообщения детям знаний, а развитие умения слушать и слышать свой организм, понимать его. Воспитатель разрабатывает серию упражнений, направленных на познание ребенком своего организма, продумывает, как и когда будет их включать в педагогический процесс. А занятия и другая деятельность принимают сопутствующий характер. Занятия чаще всего носят в таком случае характер обобщения опыта, накопленного в процессе упражнений, экспериментирования.
Планированию работы по приобщению детей к социальной действительности предшествуют составление социального портрета дошкольного учреждения, изучение уровня развития детей группы, подбор наглядных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений, организация предметной развивающей среды, установление связи и взаимопонимания с родителями.
Само планирование должно соответствовать следующим требованиям:
включать разные виды деятельности, логично и естественно связанные друг с другом;
включать разные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;
пронизывать содержанием, которое входит в ознакомление с социальным миром, другие занятия, прямо не относящиеся к данному разделу (по формированию элементарных математических представлений, по ознакомлению с природой, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия);
еженедельно могут планироваться следующие занятия: познавательные эвристические беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, музыка, экспериментирование и опыты.
Важно находить возможность экономно планировать познавательный материал, отыскивать логическую взаимосвязь в содержании, например, планируя работу по ознакомлению детей со взрослыми людьми, можно одновременно формировать представления об отличиях человека от животного, людей разных рас.
При определении содержания работы по ознакомлению детей с социальным миром за основу может быть взята одна из современных программ, например Я — Человек. Тогда его можно распределить на смысловые блоки, которые и будут планироваться по принципу выделения доминирующей воспитательно-образовательной цели.
Существенной и значимой частью работы воспитателя и методиста дошкольного учреждения является периодический контроль за развитием детей. Методист помогает воспитателю в разработке проверочных методик и проведении срезовых проверок, позволяющих увидеть динамику социального развития детей или обнаружить задержки в этом развитии. Совместно с воспитателем он продумывает дальнейшую педагогическую работу.
Контрольные мероприятия проводятся примерно один раз в квартал по трем критериям: усвоение знаний, развитие социальных чувств, приобретение практики поведения во взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми. Следует подчеркнуть, что скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и др. Поэтому проверка в большей степени должна учитывать индивидуальный темп развития и вносить соответствующие коррективы в работу с каждым ребенком.
Составьте методики для проверки усвоения детьми знаний о жителях планеты, используя для этого наглядные материалы, музыкальные произведения.
Разработайте содержание групповой консультации для родителей на тему Знает ли ваш ребенок свою родословную. Отдельно планируется работа с родителями. Она включает в себя консультации-советы на разные темы (как с пользой для ребенка провести прогулку, как организовать посещение музея, что рассказать о технике и др.). Конечно, важно беседовать с родителями о том, как прохоцт процесс социализации их малыша, в чем ему необходима помощь.
Важной частью работы с родителями является ознакомление их с Декларацией прав ребенка и обсуждение случаев нарушения таких прав. Данная работа может осуществляться в форме круглого стола, индивидуальных бесед, вечеров вопросов и ответов.
Родители всегда должны быть в курсе того, что изучают дети, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств их ребенка. Поэтому названные выше темы и могут стать содержанием для индивидуальных бесед воспитателя с родителями. Если же он хочет более активного участия родителей, то должен продумать их практическое обучение (обучение народным играм, составлению генеалогического древа, показ занятия с детьми на одну из сложных тем).
Сравните названные виды организации воспитательно-образовательной работы, выделите и обоснуйте положительные и отрицательные моменты в каждом виде. Соблюдение Декларации прав ребенка требуется и от воспитателя, поэтому методист дошкольного учреждения должен планировать соответствующую работу с педагогическим коллективом. Она будет осуществляться на педагогических советах, через взаимные посещения воспитателями занятий, взаимное обучение, подбор наглядных материалов, художественной литературы, организацию систематических консультаций, составление социального портрета дошкольного учреждения.