Ознакомление с социальной действительностью
Приобщение ребенка к социальному миру
Уважаемые коллеги — воспитатели, родители детей дошкольного возраста! Если вы понимаете воспитание как процесс длительный и кропотливый, требующий от вас знаний, терпения, большой любви к детям, процесс, в котором первую скрипку играет сам ребенок, а вы умело, профессионально и тактично помогаете ему становиться человеком, — наша программа для вас.
В ней вы найдете материал, с помощью которого вам удастся развить в ребенке интерес к миру людей и к самому себе, пробудить желание воспитывать самого себя. Трудно для дошкольника? Давайте попробуем!
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. Дело не только в том, что ребенок способен усваивать значительно больший объем информации, что при соответствующем обучении, основанном на учете индивидуального темпа и закономерностей развития, он раньше приобретает умения анализировать и сравнивать, понимать причинно-следственные связи и зависимости, делать самостоятельные умозаключения. Важно и то, что уже в дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка; способствовать воспитанию уверенности в себе, воли; развитию эмпатии , доброжелательного отношения к людям; заложить основы планетарного мышления, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Основные положения и структура программы
Цель нашей программы — помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям.
Реализация программы потребует от педагогов и родителей восстановить, а быть может, и пополнить их знания из разных наук — анатомии, астрономии, географии, истории, литературы, этнографии. Понадобится и знание национального искусства, религии.
Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения — собственного видения мира, картины мира.
В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития формализм, а в процесс интеллектуального развития мотивацию узнавать, запоминая, а не узнавать, осознавая.
Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:
1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста осуществляются в тесном единстве, они взаимно мотивированы и носят у детей преимущественно прагматический характер. Между тем развитие воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, активное формирование самосознания и самооценки, социальных чувств позволяют уже на этапе дошкольного детства закладывать основы творческого начала личности.
Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях, а также путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.
Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, мысли, переживания, поступки.
4. При разработке конкретных знаний мы учитывали, что знания о социальной действительности должны выполнять в процессе социализации личности триединую функцию: нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность ), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность). Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику.
Так, информативность, объективно присущая знанию, не является таковой для ребенка, если знания слишком сложны или слишком просты. И в том и в другом случае они не могут быть для конкретного ребенка информативными. Слишком сложные знания становятся барьером к восприятию. Например, ребенок не может понять все ана-томо-физиологические особенности функционирования человеческого организма. И если бы мы попытались объяснить их ему, то очень скоро он перестал бы нас слушать, а значит, принимать информацию. Если же знания слишком просты и уже давно перешли для ребенка из области неясных в область ясных (Н. Н. Поддьяков ), то и в данном случае информативность знаний будет предельно занижена. Поэтому в нашей программе мы стремились отбирать знания, которые находятся между высшим и низшим порогами информативности.
Так как наша цель не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, то вторая (не по значимости) составляющая — эмоциогенность — чрезвычайно важна. Но и она реализуется лишь в том случае, если информация ложится на уже имеющийся социальный опыт, на предрасположенность ребенка к восприятию знаний, вызывающих переживания.
И наконец, процесс познания социальной действительности не будет полным, если то, что ребенок узнает, не будет находить выражение в разнообразных формах его собственной деятельности. Но знания должны к этому побуждать, стимулировать детскую активность. Можно, например, сформулировать сведения в программе так: На Земле много стран, в них живет много разных людей... Информативность налицо, возможно, что эта фраза вызовет интерес детей. Но побуждает ли она ребенка к активности, к деятельности? А ведь воспитатель чаще всего именно так и декларирует знания.
Мы преднамеренно выбрали для написания нашей программы такой стиль, чтобы она исходно ориентировала педагога на побудительную функцию знаний. И фраза, указанная выше, в нашей программе звучит так: ...Если ты внимательно посмотришь на глобус (карту), то увидишь, как много на нем разноцветных участков. Покажи их. Это разные страны. Есть на глобусе и твоя страна, Россия, в ней мы живем. Давай найдем ее...
5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и др. Поэтому ориентироваться следует не только на возраст, но и на фактическое освоение программы.
Познавательный материал всех разделов может преподноситься всем детям в сокращенном виде, а тем, кто проявит особый интерес и понимание, — полностью.
Информативная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным (продуктивным) проблемным методам.
Особое внимание мы уделяем организации и стилю воспитательной работы, так как именно они служат базой и показателями успешности предлагаемой программы.
Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был убежден в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Он должен знать не только свои обязанности, но и права. Ребенок не изолирован от всех других детей, его объединяет со всеми интересная совместная деятельность. В общении с детьми и взрослыми он овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Отношения со взрослыми доверительные, доброжелательные, но неравноправные: ребенок понимает, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому нужно прислушиваться к его советам и словам. Однако ребенок понимает (и это от него не скрывается), что не все взрослые хороши, учится отличать хорошие поступки от дурных .
Взрослые в общении с детьми стараются избегать повелительного тона, чаще выражать веру в его силы и возможности. Вместо ты должен это сделать говорится ты можешь, вместо не делай так — сделай так. Очень важно, чтобы в жизни детей было больше смеха, шуток, сюрпризов, музыки, ситуаций, требующих проявления внимания и заботы друг о друге. Воспитатель поддерживает малейшее проявление творчества, инициативы, самостоятельности, доброжелательности, очень внимателен к тому, чтобы никто не нарушал права ребенка.
В дошкольном учреждении дети чувствуют себя хозяевами — это их дом, поэтому они хорошо знают помещение, свободно и самостоятельно ориентируются в нем. Вместе с воспитателем обустраивают свою групповую комнату, периодически по желанию меняя обстановку. В помещении дошкольного учреждения есть места уединения, дающие возможность ребенку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения опытов, для труда. В целом в дошкольном учреждении царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости. В повседневной жизни в группе часто звучит музыка. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни будет создавать жизнерадостность, оптимистическое мироощущение.
Программа Я — Человек включает четыре больших раздела: Что я знаю о себе, Кто такие взрослые люди, Человек — творец, Земля — наш общий дом. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание:
Что я знаю о себе Мой организм,
Мои чувства, Мои мысли, Мои поступки, Мои умения,
Моя семья, моя родословная, Как мы живем в детском саду.
Кто такие взрослые люди Дети и взрослые,
Зачем и как работают взрослые люди, Зачем и как люди отдыхают.
Человек — творец
Предметы рукотворного мира, Человек создает технику, Живая, неживая природа и человек, Материалы, созданные человеком, Человек — художник.
Земля — наш общий дом
Что такое Земля, Какие люди живут на Земле, Как люди заселили Землю, Твоя страна, твой народ.
Все разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
Одним из условий реализации программы мы считаем естественное вхождение в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. Такие цели реализуются на фоне определенного познавательного материала, содержание которого воспитатель черпает из нашей программы. В соответствии с содержанием, его особенностями определяется стержневая деятельность, т. е. та деятельность, которая наиболее адекватна реализации задач. Это могут быть в одном случае игра, в другом — труд, в третьем — занятие, познавательная деятельность. Все другие виды деятельности выполняют компенсаторную функцию, т. е. дополняют то, что не может дать стержневая деятельность. Формы работы с детьми разные: коллективные, подгрупповые и индивидуальные.
Мы рекомендуем еженедельно проводить занятия следующих видов:
Познавательные эвристические беседы.
Чтение художественной литературы.
Изобразительная и конструктивная деятельность.
Экспериментирование и опыты.
Музыка.
В повседневной жизни должны иметь место игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные), наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, индивидуальные беседы, праздники и развлечения.
Чтобы программа реализовывалась наиболее эффективно, предложим несколько советов.
Совет первый: не усложняйте нашу программу. Не надо читать детям курс анатомии, физиологии, психологии, истории и др. Наша цель — дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, других людей, мира. При этом ни на минуту нельзя забывать, что перед нами ребенок дошкольного возраста, который познает мир прежде всего чувствами, а уж потом головой. Наши рассказы должны быть просты и понятны, без научных терминов, но научно достоверны.
Совет второй: беседуйте с ребенком тогда, когда ему хочется разговаривать с вами на данную тему. Никогда не принуждайте его к разговору. Разговор должен возникать естественно: на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания и т. д. Старайтесь пробудить в ребенке интерес к беседе, желание не только отвечать, но и самому задавать вопросы. Учите детей этому.
Совет третий: не спешите с ответом на ваш вопрос или вопрос ребенка. Предложите сначала, чтобы он подумал сам, поискал ответ в книге или понаблюдал, провел опыт. Опосредованно, не прямо подведите ребенка к правильному заключению. Пусть он переживет состояние первооткрывателя, свою эврику .
Поддерживайте ребенка уверенностью в том, что он обязательно САМ додумается, поймет, решит трудную задачу. Похвалите его за самостоятельное решение, расскажите о его подвиге другим детям, близким. Если же ребенку не удалось самому найти ответ, помогите ему — познакомьте с логикой своих рассуждений и снова выразите уверенность, что когда-то он и сам сможет решать подобные задачи. Проявляйте побольше терпения и уважения к интеллектуальному потенциалу ребенка!