Ознакомление с социальной действительностью
Человек-творец
Цель данного раздела — привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Таких людей называют творцами, изобретателями, учеными. Если бы не было на Земле таких людей, у нас бы не было всего того, что есть сегодня. Например, не было бы стола, карандаша, ложки, одежды... Все это когда-то придумали какие-то очень умные люди-творцы. К таким людям мы относимся с большим уважением. Что же создал человек-творец?
Предметы рукотворного мира
Посмотри вокруг — очень много предметов, которые помогают нам жить. Их сделали люди. Человек создает предметы, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. Предметы нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом и пр.; чтобы работать (у людей разных профессий свои предметы-помощники); чтобы отдыхать; чтобы учиться. Есть предметы, которые придумали еще древние люди, но которые потом человек все время улучшал, изменял. Ты думаешь, ложка, которой ты ешь, была такой всегда? А карандаши и бумага? Человек и сегодня продолжает думать и работать над тем, чтобы предметы становились удобнее и лучше. У предметов есть прошлое, настоящее и будущее. Много предметов взрослые сделали специально для детей (игрушки, книги, одежду, обувь, зубную щетку и др.). Предметы нужно беречь, чтобы они дольше служили людям.
Человек создает технику
Техника — это различные устройства, механизмы, машины, приборы. Люди придумали технику очень давно и продолжают создавать ее и сейчас. Автомобили, самолеты, кофеварка, компьютер, велосипед и др. — все это техника. Прежде чем разработать какой-то технический прибор, человек внимательно наблюдал за природой, за тем, как устроены растения и животные, а потом создавал подобные предметы, механизмы, технические сооружения. Так, по подобию птицы создан самолет, по образу рыбы — подводная лодка, есть машины, которые передвигаются, как гусеницы, есть роботы с руками, как у людей, и др.
Техника помогает людям во многих делах: различные машины, устройства, механизмы стирают, считают, пишут, готовят пищу, строят дома. Людей, которые умеют придумывать и создавать технику, помнят, знают, уважают. Например, был в России изобретатель Иван Петрович Кулибин. И хотя жил он давно, мы помним, что именно он изобрел прожектор, повозку-самокат и много других механизмов, облегчающих труд человека. А еще один русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую лампочку. Не только у нас в России, но и в других странах были и есть ученые, изобретатели. Например, в Англии — Исаак Ньютон, в Италии — Леонардо да Винчи и др. Все, кто стали изобретателями, учеными, еще в детстве учились наблюдать, придумывать, строить что-то непохожее на то, что видели вокруг. Эти люди много учились.
Каждый человек может стать известным всему миру, если он будет много и творчески работать и создавать для людей что-то полезное.
Живая, неживая природа и человек
Человек — часть природы, он от нее зависит. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи (пища растительного и животного происхождения). Человек находит пищу в дикой природе: собирает ягоды, грибы, охотится на животных, ловит рыбу.
Человек научился специально для употребления в пищу выращивать культурные растения (высевать злаковые культуры, высаживать овощи, фрукты).
Он приручил животных, которые теперь называются домашними. Животные дают человеку молоко, мясо, яйца. За это животных кормят, ухаживают за ними.
Есть специальные профессии, связанные с сельскохозяйственным трудом. Те, кто выращивают рожь, ячмень, пшеницу, кукурузу, называются полеводами, трактористами, комбайнерами, механизаторами — они вспахивают поля, сеют зерно, убирают урожаи зерновых культур, ремонтируют сельскохозяйственные машины.
Люди, работающие на фермах, где разводят коров, свиней, домашних птиц, лошадей, называются животноводами. Есть врачи, которые лечат животных, — это ветеринары.
Природа дает человеку не только пищу. Деревья — это строительный материал. Они используются для строительства домов, кораблей, из них делают мебель, бумагу и много других вещей. Есть много растений, которые человек использует для лечения.
Из шерсти и кожи животных человек делает много теплых и нужных для жизни вещей.
Из природы человек добывает железо для строительства машин, уголь и нефть, для того чтобы были свет, тепло.
Природа оказывает большое влияние на самочувствие человека: растения очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом; там, где очень жарко, они дают тень; там, где сыро, осушают воздух. Растения радуют человека своими цветами, листьями. Чтобы отдохнуть, человек идет в парк, в лес, на речку. Растения украшают жилище человека. Комнатные растения красивы и полезны, делают дом уютнее и наряднее.
Домашние животные радуют человека своей преданностью и приветливостью. Человек называет их братья меньшие.
Ухаживая за домашними животными и комнатными растениями, человек учится быть добрым. Общение с ними улучшает его настроение.
Человек хочет познавать окружающий мир, природу. Он наблюдает жизнь растений и животных, изучает их. Во многих городах есть зоопарки, ботанические сады. Там находятся животные и растения из разных уголков Земли, и каждый может с ними познакомиться.
Но не только природа нужна человеку. Человек тоже нужен природе. Без его заботы природа не сохранится. Человек должен научиться беречь и экономно расходовать все, что дает природа. Но не все люди хотят и умеют заботиться о природе, они не всегда знают, как следует правильно поступать, чтобы помочь ей. И тогда природа начинает погибать, а значит, начинает страдать и человек.
Человек давно стал искать пути и способы охраны природы. Люди создали заповедники, где специально охраняются редкие животные и растения. Там запрещены охота, сбор ягод, семян. Живя в безопасности, растения и животные размножаются и расселяются в другие места обитания.
Ученые-биологи и экологи создали Красную книгу. В эту книгу внесены названия редких и исчезающих растений и животных.
Красный цвет — цвет опасности. Он как бы говорит: осторожно — эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет! Человек должен научиться правильно общаться с природой: изучить правила поведения в ней и меры охраны. Но знать все это недостаточно, человек должен постоянно совершать добрые поступки в природе.